Ситуация в Алжире: январь 2016 г.

В январе в Алжире случилось то, что готовилось президентом Абдельазизом Бутефликой все предшествовавшие месяцы – грянула реформа ранее всемогущего разведывательного сообщества, в целом успешно решившего в 90-е годы ХХ-го столетия задачу военной победы над радикальным исламизмом. Первым завесу тайны над реформой, кадровые проявления которой вызвали шторм в СМИ, приоткрыл армейский журнал «Эль-Джейш». Он, в частности, сообщил, что после ее проведения в стране появился «объединенный центр принятия решений».

Уже 25 января газета «Аль-Ватан» сообщила, что вместо распущенного Департамента разведки и безопасности (Departement du Renseignement et de la securite — DRS) в стране появилась Дирекция служб безопасности (La direction des services securitaires — DSS), которую возглавил отставной генерал О.Тартаг, который в сентябре 2015 года сменил на посту главы DRS некогда всесильного генерала М.Медьена (Туфик), возглавлявшего эту спецслужбу в течение 25 лет. Со своей стороны газета «Аль-Маса» сообщила, что А.Бутефлика создал новую структуру секретным декретом, который не опубликовывался.

Поместив новую супер-спецслужбу под свой прямой контроль, А.Бутефлика резко уменьшил влияние Генерального штаба ННА, которому ранее были переданы некоторые функции DRS. Таким образом, он резко усилил свое влияние и превратил себя в единственный центр принятия решений в стране. Отныне О.Тартагу будут подчиняться все спецслужбы страны.

По состоянию на 25 января эта информация не была подтверждена официально.

А.Бутефлика начал реформу DRS в конце 2013 года, когда он только готовился побороться за четвертый президентский мандат. У него были подозрения, что против такого избрания был генерал Туфик, что привело к отставке последнего в сентябре 2015 года. До этого DRS была лишена ряда важных полномочий.

Только 30 января канцелярия президента подтвердила информацию СМИ о создании новой спецслужбы. Как сообщил А.Уяхья, вместо распущенной DRS созданы три генеральных дирекции, координировать работу которых поручено О.Тартагу. Речь идет о Генеральной дирекции внутренней безопасности (Direction generale de la seecurite interieure — DGSI), Дирекции документации и внешней безопасности (Direction de la documentation et de la securite exterieure — DDSE),   Дирекции технической разведки (Direction du renseignement technique — DRT). Все они завязаны непосредственно  на президента через его советника О.Тартага.

Тем временем 5 января глава кабинета президента АНДР Ахмед Уяхья сообщил, что предстоящий пересмотр парламентом конституции Алжира предусматривает возвращение к положению, ограничивающему число президентских мандатов двумя сроками. Это положение было отменено в 2008 году с тем, чтобы позволить А.Бутефлике получить сначала третий, а потом и четвертый мандат. Как утверждал А.Уяхья, в новой редакции основного закона будет предусмотрена невозможность какой-либо ревизии его текста в части, касающейся двух президентских мандатов.

Он же утверждал, что в 2008 году А.Бутефлика «был вынужден»предложить отмену ограничения в два президентских мандата «в ответ на требования алжирцев, пожелавших продолжения его полномочий».

Стоит напомнить, что в 2014 году, когда стало известно о намерении уже тяжело больного А.Бутефлики в четвертый раз баллотироваться в президенты, прошли многочисленные манифестации противников его переизбрания под лозунгом «Достаточно».

Еще одним нововведением в готовящейся конституции станет закрепление за берберским языком тамазиг статуса официального языка. Ранее, в 2002 году, тамазиг получил статус второго «национального языка» наравне с арабским. До этого, в 1995 году, обучение языку тамазиг было введено в школах в районах компактного проживания берберов – в Кабилии, в горах Шенуа (100 км к западу от Алжира), в Оресе (430 к юго-востоку от Алжира) и на крайнем юге страны.

10 января второе лицо в Алжире – спикер Совета нации (верхняя палата алжирского парламента) 74-летний Абделькадер Бенсалах – был переизбран в этой должности на новый срок. Он возглавил Совет нации в 2002 году. После болезни А.Бутефлики в 2013 году именно А.Бенсалах представлял Алжир на различных международных форумах высокого уровня, принимал глав других государств, посещавших Алжир.

Согласно алжирской конституции, спикер Совета нации временно исполняет обязанности главы государства в случае смерти или отставки президента. Согласно проекту новой конституции, этот переходный период, который должен завершиться президентскими выборами, длится 90 суток вместо 45, прописанных в действующем основном законе.

А.Бенсалах – представитель партии Национальное демократическое объединение (НДО). Ей принадлежит большинство в Сенате – 43 из 96 мест.

В Совете нации 96 сенаторов избираются, 48 назначаются президентом.

По оценкам экспертов, в целом, проект новой конституции Алжира не принес ничего из того, что обещалось А.Бутефликой в 2011 году, когда он таким образом попытался сбить накал выступлений, охвативших Алжир на фоне «арабской весны».

Предполагалось, что алжирский парламент соберется для принятия проекта новой конституции 3 февраля.

В январе Национальная народная армия (ННА) Алжира продолжила слежение за границами с Ливией и Мали, откуда, по алжирским оценкам, исходят сейчас основные вызовы национальной безопасности. 9 января на границе с Ливией алжирские военные арестовали 7 джихадистов ливийской национальности, проникших на территорию Алжира. 10 января на границе с Мали перехвачен груз оружия и боеприпасов, в составе которого, в частности, значились 5 пулеметов, 6 выстрелов к РПГ, 38 самодельных взрывных устройств, а также 55 кг «мягких» наркотиков.

По оценке армейского журнала «Эль-Джейш», происходящее сейчас на этих двух границах – «это ежедневная война в прямом смысле этого слова, которая ведется в тишине», а ННА «постоянно находится в красной зоне».

29 января Министерство обороны Алжира сообщило об уничтожении 4-х вооруженных исламистов из «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) в провинции Айн-Дефла в 150 км к юго-западу от столицы. При убитых были обнаружены 3 автомата Калашникова и 6 гранат. Тогда же Минобороны подвело итоги своей работы по борьбе с террористами в 2015 году, сообщив, что за указанное время были убиты или арестованы 157 «террористов», в том числе 10 полевых командиров.

В январе Алжир продолжил плотно заниматься событиями в Ливии. Показательно, что свой первый зарубежный визит глава правительства национального единства Ливии Файез Саррадж нанес 25 января именно в Алжир. Согласно официальному коммюнике, визит ливийского премьера в Алжир «вписывался в рамки усилий Алжира по поиску консенсуса, необбходимого для вывода Ливии из кризиса».

К этому времени в Ливии было уже три правительства — правительство национального единства, ранее международно признанное правительство в Тобруке и происламистское «правительство» в Триполи.

Визит главы правительства национального единства в Алжир проходил в момент, когда международно признанный парламент в Тобруке собрался с тем, чтобы решить, поддержать или нет этот кабинет, как это было предусмотрено соглашением между Триполи и Тобруком, достигнутым при содействии ООН.

Случайно или нет, уже 26 января алжирские авиационные власти решили приостановить начиная с 29 января воздушное сообщение с Триполи. Причина принятия подобной меры, срок действия которой не устанавливался, очевидна — не допустить попадания в Алжир всевозможных экстремистов, вольготно чувствующих себя в Ливии. И наоборот, еще 23 января послу Марокко в Алжире было высказано недоумение в связи с «массивным и необычным» потоком молодых марокканцев, следовавших по маршруту Касабланка — Алжир — Триполи.

Несмотря на сложное финансово-экономическое положение Алжира, связанное с падением цен на нефть на мировом рынке, Всемирный банк (ВБ) дал в январе оптимистичные прогнозы его экономического развития. По оценкам экспертов ВБ, показатель экономического роста в 2016 году составит 3,9%, а в 2017 году – 4%. В 2015 году этот показатель составил 2,8%.

6 января Центральный банк Алжира сообщил, что валютные резервы страны составляют 152 млрд долларов, что на 27 млрд меньше аналогичного показателя на конец декабря 2014 года. Таким образом, валютные запасы страны сократились на 15%. Если темпы сокращения сохранятся, их хватит для обеспечения импорта на 2 года.

В попытке противостоять финансово-экономическому кризису алжирские власти начиная с 1 января подняли на 40% цены на бензин и дизтопливо, что автоматически потянуло за собой рост цен на все товары. Постепенно теряет в цене и алжирский динар. По официальному курсу, он обесценился за год на 15%, со 104 динаров за евро до 117. Однако реально он ослаб сильнее – в декабре на «черном» рынке за один евро давали 180 динаров.

В любом случае текущее финансово-экономическое положение Алжира можно оценить только как очень сложное. В 2015 году дефицит торгового баланса составил 13,7 млрд долларов. В 2014 году этот показатель составил 4,4 млрд долларов. Объем экспорта в 2015 году сократился до 37,787 млрд долларов по сравнению с 62,886 млрд долларов годом ранее, то есть сокращение составило 40%. При этом импорт также сократился, но на 12%, то есть с 58,58 млрд до 51,501 млрд.

В целом, предпринятые А.Бутефликой шаги по расформированию DRS, как представляется, чреваты самыми непредсказуемыми последствиями, которые могут проявиться как немедленно, так и в более отдаленной перспективе. Понятно, что можно росчерком пера произвести кадровые перестановки на самом высоком уровне, однако такие действия не сразу сказываются на степени влияния уволенных среди их бывших подчиненных.

62.84MB | MySQL:102 | 0,544sec