Европейские церкви и проблема миграции

Проблема миграции в странах Европы уходит корнями еще в середину XX века, однако негативный эффект от нее стал ярко ощущаться лишь в конце 1990-х годов.

«Арабская весна» в 2011 году и последующие за ней события значительно усугубили ситуацию: количество вынужденно перемещенных лиц в мире за несколько лет возросло более, чем на 40 %, достигнув почти 60 млн человек к концу 2014 года. Главными «экспортерами» мигрантов стали Сирия, Афганистан, Ирак и некоторые африканские страны.

И хотя с середины нулевых годов в Европе о миграции с Африки и Ближнего Востока заговорили на самом высоком уровне как о проблеме, события последних лет и особенно 2015 года показали отсутствие четкой и эффективной стратегии в политическом руководстве стран ЕС по преодолению проблем подобного рода.

В ходе так называемого миграционного кризиса обозначились новые вызовы и для христианского духовенства Западной Европы, которые со временем могут превратиться в угрозу Церкви как институту.

Когда число желающих переместиться в Старый Свет после 2011 года стало быстро возрастать, в европейском сообществе это вызывало противоречивые чувства: с одной стороны, тысячи граждан пожелали помочь людям, спасающимся от последствий войны. С другой стороны, появились проблемы, связанные с переселенцами, в том числе угроза безопасности, исходящая от них.

Реакция Церкви на эти события в целом была предсказуемой: духовные лидеры, включая Папу Римского Франциска, заявили о важности проявления милосердия и сострадания и призвали всех верующих протянуть руку помощи лицам, страдающим от войн и кризисов. При этом призывы  духовенства католических, протестантских и иных европейских церквей были схожими.

Позиция Католической церкви в отношении миграции изложена в Апостольской Конституции 1952 года (период правления Папы Римского Пия XII), называемой Exsul Familia («семья в ссылке»). Документ был принят на фоне проблемы наличия большого количества переселенцев и перемещенных лиц, остро стоявшей в Европе после Второй мировой войны. Ее общий смысл содержится в необходимости оказания различной помощи, заботе о мигрантах и проведения католическими епархиями «политики открытых дверей». Формальное обоснование такого подхода – ссылка на Евангелие, в котором описывается бегство Марии и Иосифа с Иисусом, когда тот был в младенческом возрасте в Египет с целью спастись от избиения младенцев царем Иродом. Таким образом, в мигранте, по утверждению авторов Exsul Familia, видится образ Христа, который принес свет миру. Поэтому все переселенцы должны восприниматься как Божий дар, а обязанность Церкви состоит в том, чтобы поспособствовать их более полной интеграции в принимающее общество.

Отметим, что такая позиция Церкви в те годы в целом соответствовала политике правительств государств Западной Европы, где уже начинались процессы интеграции, а последствия войны в виде разрухи и экономической отсталости необходимо было быстро устранять. И большое количество перемещенных лиц не должно было стать препятствием в развитии, а быстро интегрироваться и включиться в систему рыночных отношений.

В 1988 году создан Папский Совет по пастырскому попечению о мигрантах и странствующих, задачами которого являются забота о духовном состоянии мигрантов и перемещенных лиц.

В 2004 году Папский Совет выпустил соответствующую Инструкцию под названием «Любовь Христа к мигрантам».

Согласно Инструкции, масштабные миграционные процессы, ставшие объективной реальностью современного мира, открывают огромные перспективы перед человеческой цивилизацией, так как способствуют объединению людей разных национальностей, религий, культур, регионов.  Построение мультикультурного общества есть воля Бога, так как оно должно способствовать прекращению разделения людей.

Проблемы, которая создает миграция, сравниваются с родовыми муками при рождении человека: в конечном счете эти процессы должны привести к построению братского общества. С другой стороны, негативное восприятие миграции, по мнению священнослужителей, вскрывает несовершенство человеческого общества и его греховность, вызванную неравенством.

Католическая церковь признает право каждой личности на переселение, так как оно позволяет раскрывать ее способности и служить во благо человечества, признается право на сохранение своей языковой, культурной и религиозной идентичности. Знакомясь с представителями других народов и культур, христианское общество должно обогатить свои знания и опыт. Вместе с тем указывается на необходимость знакомить с христианской культурой и правильным содержанием Евангелия представителей других религий и культур, которые «стучатся в наши дома». Миссия Церкви в том числе в том, чтобы следить за правильностью этих шагов.

В свете этих событий на европейских христиан возлагается важная миссия: оказать всестороннюю помощь мигрантам, проявить солидарность и построить гармоничное общество. И хотя это «нелегкая задача», следовать данным принципам Церковь призывает каждого верующего.

Подчеркивается и тот факт, что христианские страны стали одним из главных пунктов назначения мигрантов. Ввиду этого важно, чтобы беженцы и перемещенные лица встретили понимание и милосердие в европейских странах и не разочаровались в христианстве.

Особое внимание посвящено мигрантам, относящимся к католикам Восточного обряда (Сирия, Ливан, Египет), к которым следует относиться со всем уважением и теплотой и которых недопустимо принуждать к религиозным мероприятиям со стороны европейских Церквей.

Эта Инструкция также соответствует провозглашенному в европейской политике нулевых годов принципу мультикультурности и интеграции во всех сферах общественной жизни.

На протяжении последних лет выступления Папы Римского Франциска и высших должностных лиц Римской курии в целом соответствовали описанным выше утверждениям. Согласно позиции Ватикана, люди, прибывающие в Старый Свет (под которыми в первую очередь подразумеваются беженцы и переселенцы с Ближнего Востока и Африки) должны восприниматься не как проблема, а как братья и сестры, которые должны обогатить Европу своим талантом и культурой. Глава Католической церкви Франциск неоднократно озвучивал призывы к милосердию и отзывчивости в отношении мигрантов.

Представители духовенства выражают особую скорбь в связи с неоднократными фактами гибели беженцев и переселенцев в Средиземном море на пути в Европу. В связи с этим регулярно проводятся богослужения, а Папа Римский Франциск в знак особой озабоченности проблемой посвятил в 2013 году свой первый визит в качестве главы Католической церкви за пределы Ватикана на итальянский остров Лампедуза, где провел службу в память об утонувших мигрантах.

По мнению священнослужителей, проблемы, которые приходят вместе с ними, безусловно, существуют, но они не должны перевесить ценности и принципы христианского общества. Страх перед мигрантами называется как необоснованный.

Упомянутый Папский Совет подвергал критике некоторые законодательные инициативы стран ЕС, в том числе инициативу об ограничении строительства минаретов в Швейцарии и миграционное законодательство Италии.

Сотни костелов по всей Европе откликнулись на призыв Ватикана приютить у себя как минимум одну семью. Еще в 2014 году, когда государственные учреждения по приему мигрантов стали переполнены, многие костелы, особенно в Италии, стали массово размещать у себя приезжих независимо от вероисповедания и расы.

Ватиканом проведено несколько благотворительных акций по предоставлению гуманитарной помощи в лагеря беженцев. Но основная масса гуманитарной помощи в виде одежды, еды и медикаментов, распределяемой через религиозные учреждения, поступает от волонтеров и добровольцев, чьи секции организуются с помощью Церкви.

Все это преподносилось как примеры проявления гуманности и милосердия, которым должны следовать все европейцы.

Однако 2015 год стал критическим в плане общественных настроений: наплыв более миллиона мигрантов в Старый Свет и неготовность европейских правительств решить эту проблему, серия терактов во Франции и ряд резонансных преступлений со стороны переселенцев всколыхнули общественные настроения. Мигранты стали все чаще восприниматься многими европейцами как угроза безопасности и даже сохранению Европы в ее нынешнем культурном и религиозном виде. Все чаще заговорили об угрозе исламизации в Старом Свете.

Недовольство политиками, допустившими этот кризис, стало все чаще просачиваться в прессу, по многим европейским городам прокатились митинги и народные выступления, направленные против миграции и против политики властей.

В том же году критике стала подвергаться и Церковь. Правда, критика в адрес духовенства носит скорее исключительный характер и звучит не со стороны политических партий или организаций, а со стороны журналистов и активистов в социальных сетях. Однако, обвинения в адрес Церкви нашли поддержку среди десятков тысяч людей.

Суть этих самых обвинений сводится к тому,  что Церковь обеспокоена лишь заботами о благополучии прибывающих беженцев, значительная часть которых – мусульмане. При этом негатив, которая исходит с их стороны в виде преступности и терроризма, по мнению авторов критики, направлен прежде всего против европейского и христианского общества. В этом активисты и журналисты видят угрозу Европе в виде ее исламизации и вообще христианству.

На этом фоне позиция Церкви в виде призывов к толерантности и милосердию, по мнению критиков, вступает в разногласие с ее главной обязанностью как института – укреплении религии и защитой всех христиан. Скорее наоборот, Церковь, как и европейские правительства, не в состоянии защитить интересы своего населения и способствует дальнейшей исламизации Европы.

Так, в сентябре глава Финской Лютеранской церкви архиепископ Кари Макинен выступил с призывом ко всем религиозным учреждениям страны принять под своей крышей мигрантов. Спустя несколько дней в нескольких церквях прихожане, обнаружив в помещениях размещенных арабов и африканцев, с разочарованием отправились домой. В соцсетях в связи с этим появились обвинения в адрес священнослужителей в том, что они «помогают террористам и боевикам», а «христиане Европы остаются без защиты». Похожие инциденты возникали и в учреждениях, относящимся к Католической церкви на территориях других европейских стран.

И хотя пока эти обвинения не приняли больших масштабов, ситуация достаточно тревожна: при развитии ситуации по негативным сценариям доверие к Церкви как к институту может впоследствии значительно пошатнуться, особенно в среде молодежи и радикально настроенных групп населения. Не исключено даже раскола позиций духовенства (особенно протестантского) в отношении мигрантов с целью привлечь на свою сторону больше верующих.

Осознав всю серьезность ситуации, Ватикан немного изменил свою позицию. В январских речах Папы Римского Франциска, наряду с призывами к проявлению добра и толерантности в отношении мигрантов, впервые прозвучали слова о том, что проблема миграции не должна влиять на безопасность европейцев. Так же были озвучены призывы к единению всех христиан с целью преодоления миграционного кризиса и критика в адрес европейской политики. По словам Франциска, этих негативных событий можно было бы избежать, а одна из их причин – неправильная  политика Запада в регионе Ближнего Востока, которая несла в себе духовный вакуум.

Однако, Ватикан пока осторожен в своих высказываниях в отношении мигрантов. Судя по всему, позиция прояснится после принятия более конкретных шагов со стороны правительств с целью разрешения кризиса. Но и промедление в этом случае может сыграть негативную роль: в случае повторения резонансных событий (теракт или хулиганские выходки со стороны мигрантов) призывы духовенства быть отзывчивыми и толерантными могут вызвать недовольство в обществе вплоть до самых радикальных проявлений. Поэтому, Ватикан может изменить свою риторику уже в самое ближайшее время.

Апостольская Конституция Ватикана о миграции, принятая более 50 лет назад и являющаяся основой для церковной политики в этом направлении, безусловно, уже не отвечает сегодняшней реальности: в послевоенной Европе проблема перемещенных лиц носила совсем другой характер, а термины радикализм и исламизация тогда вообще не существовали в Старом Свете. Сегодня же такая позиция духовенства на фоне роста проблем с мигрантами находит все меньше понимания у своих же прихожан.

На наш взгляд, не исключено издание новых нормативных документов в масштабах Католической или иной европейской Церкви (например, в виде новой Инструкции), которая  будет делать акцент на защите прав христиан и необходимости сдерживать негативные последствия от миграции. Возможно, призывы духовенства могут полностью измениться (достаточно вспомнить, как в свое время Голландская Реформаторская церковь на протяжении десятилетий активно поддерживала политику апартеида в Африке).

Очевидно, что в случае дальнейшего усугубления последствий миграционного кризиса позиция европейских Церквей будет меняться и дальше, а ее руководству будет все сложнее решать эту проблему и одновременно следовать общехристианским принципам.

52.28MB | MySQL:103 | 0,611sec