Вновь к вопросу о саудовском участии в наземной операции в Сирии

Возможность действительного участия Саудовской Аравии в наземной операции на сирийской территории под эгидой возглавляемой Соединенными Штатами международной антитеррористической коалиции остается ведущей темой публикаций в саудовской прессе. Для этого существуют весомые обстоятельства, важнейшим среди которых выступает, как это вытекает из сделанных 8 февраля 2016 г. в Вашингтоне заявлений главы американского Государственного департамента Джона Керри и его саудовского коллеги Адиля аль-Джубейра, формальное одобрение администрацией президента Барака Обамы саудовской инициативы проведения этой операции. Выступая на совместной пресс-конференции по итогам проведенных ими в американской столице переговоров, глава внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов обратился «со словами благодарности» в адрес «Служителя Двух Благородных Святынь» в связи с «высказанным желанием принять участие в борьбе с ИГИЛ в составе наземных войск». В свою очередь, А.аль-Джубейр не только вновь подтвердил «готовность королевства участвовать в наземной операции в Сирии в составе международной коалиции борцов с ИГИЛ», но и заявил, что «детали этой операции обсуждаются ныне специалистами». По его словам, «Вашингтон приветствовал стремление королевства удвоить усилия в борьбе с ИГИЛ».

Сообщая об этом, газета «Аш-Шарк Аль-Аусат» 9 февраля 2016 г. в материале под названием «Асири заявляет “Аш-Шарк Аль-Аусат”: Саудовская Аравия готова к наземным военным действиям против ИГИЛ в Сирии» опубликовала  основные положения беседы своего эр-риядского корреспондента с «официальным представителем сил арабской коалиции и советником министра обороны бригадным генералом Ахмедом Асири». Не стоит забывать, что именно он, входящий в ближайшее окружение наследника наследника престола и министра обороны принца Мухаммеда бен Сальмана, был официальным саудовским лицом, предавшим гласности стремление его страны принять участие в операции против «Исламского государства» (ИГ или ИГИЛ) на сирийской территории.

По словам А. Асири, «занятая королевством позиция» в связи с развитием военно-политической ситуации в Сирии и «требующая удвоения военных усилий, направленных против группировки ИГИЛ», стала «итогом решения политического руководства», обеспокоенного «ущербом, наносимым этой группировкой». Как подчеркивал «официальный представитель сил арабской коалиции», «в регионе нет другого государства, которое в такой же степени, как и Саудовская Аравия, пострадало от нападений ИГИЛ на мечети, северные границы и на сотрудников государственной безопасности». При этом действия Эр-Рияда будут «включены в совместные операции сил международной коалиции», — «как и в Йемене, Саудовская Аравия не будет действовать в Сирии самостоятельно».

Показателем этого станет, как замечал А.Асири, «участие королевства вместе с 21 арабским и исламским государством коалиции в предстоящих военных учениях “Северный гром”». Эти учения должны пройти на территории Саудовской Аравии, и их целью станет «отработка наземного взаимодействия, обмена данными и использование опыта наземных действий, накопленного войсками стран-участниц учений». Ссылаясь на то, что у его государства уже имеется опыт проведения масштабных военных учений с участием вооруженных сил других государств, «официальный представитель сил арабской коалиции» говорил, в частности, о том, «перед началом операции по освобождению Кувейта королевство приняло на своей территории военные формирования 33 государств мира».

Как заявлял «советник министра обороны» в разговоре с корреспондентом «Аш-Шарк Аль-Аусат», Саудовская Аравия «продолжает участвовать в начавшихся 23 сентября 2014 г. воздушных налетах на позиции ИГИЛ в Сирии». Этому «не помешали взятые королевством обязательства, связанные с операциями “Буря решимости” и “Возвращение надежды” [в Йемене]». Мы, подчеркивал А.Асири, «вместе с другими государствами-участниками коалиции продолжаем участвовать в воздушных операциях, несмотря на то, что некоторые из этих государств либо приостановили, либо полностью отказались наносить авиационные удары». Развивая эту мысль, он говорил: «Саудовская Аравия, поддерживая действия международной коалиции, сражающейся с ИГИЛ, полностью готова к ее наземным действиям. Как только коалиция заявит о своем желании приступить к этим действиям, мы немедленно примкнем к ним».

Корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат» не мог не спросить А.Асири и о развитии военных действий в Йемене. Заданные ему в этой связи вопросы касались как отражения ракетных атак хоуситов против саудовской территории, так и перспектив развития внутрийеменской ситуации. Как заявлял «советник министра обороны», с момента начала операции в Йемене саудовские силы противоздушной обороны «уничтожили 20 баллистических ракет, запущенных хоуситскими вооруженными формированиями в направлении территории королевства». При этом, по его словам, «было уничтожено более 98% установок для запуска этих ракет, находившихся на йеменской территории».

А.Асири подчеркивал и невозможность достижения какой-либо формы взаимопонимания с саудовскими противниками в Йемене: «Им была предоставлена возможность заключить пять перемирий, которые они немедленно нарушали». Более того, как подчеркивал «официальный представитель сил арабской коалиции», «мы уверены, что у хоуситских формирований и последователей Али Абдаллы Салеха (бывший президент Йемена- Г.К.) нет единого руководства, поскольку их действия спонтанны». В этой связи он считал необходимым добавить: «Мы видим, что какая-то их часть ведет огонь, а другая – переговоры. У них нет никакого политического проекта». Но, во всяком случае, как утверждал А.Асири, «действия арабской военной коалиции, направленные на защиту йеменской законности, развиваются на основе необходимых тактических данных и задач»: «Мы располагаем неопровержимой информацией, — отмечал он, — что давление сил коалиции на столицу Сану снизили возможности хоуситов и последователей Али Абдаллы Салеха и далее осаждать Таиз. То, что было сделано войсками коалиции под руководством Саудовской Аравии в течение одиннадцати месяцев операции, не было достигнуто другими странами в течение одиннадцати лет. Однако мы все еще нуждаемся в терпении, необходимом для освобождения Йемена и полного восстановления там законности».

52.23MB | MySQL:103 | 0,492sec