О роли Турции в миграционном кризисе в Европе и мерах по его локализации

Поведение турецкого президента Р.ТЭрдогана в отношении выработки путей преодоления миграционного кризиса в Европе становится все более вызывающим. В частности, после получения согласия ЕС выделить Турции 3 млрд евро на «минимизацию негативных последствий», Анкара взяла небольшую паузу и теперь вновь требует от Брюсселя нового транша в еще 4 млрд евро. То есть, ставки, а вернее — аппетиты, растут. При этом еще в самом начале миграционного кризиса мы уже отмечали, что поддаваться на ультиматумы Турции просто не то, что контрпродуктивно, а просто нельзя. Поскольку имеем дело с Востоком, а на Востоке есть четкая логика — бессовестно пугать и шантажировать партнера по торговой сделке. Попытка Брюсселя откупиться от Анкары (а иначе назвать это нельзя) вызовет лишь очередные завышенные требования. Позицию Р.Т.Эрдогана можно очень наглядно проиллюстрировать его собственными высказываниями: «Мы можем открыть дверь в Грецию и Болгарию в любое время и мы можем доставить беженцев на автобусах… как вы будете справляться с беженцами, если не будет соглашения? Будете убивать их?». Замечательное высказывание с точки зрения убедительного доказательства ранее высказанного нами тезиса о том, что миграционный кризис полностью спровоцирован и срежиссирован Р.Т.Эрдоганом. И осуществлен при помощи турецкой спецслужбы МИТ в первую очередь, которая держит на контроле главарей контрабандного бизнеса. То есть, прекрасно осознавая слабые места европейской демократии, которая предусматривает безусловный приоритет «прав человека и гуманистических ценностей»над политической целесообразностью, Р.Т.Эрдоган очень четко разыгрывает свою партию, основной задачей которой является получение «на дармовщинку» европейских капиталов. Причем в виде не кредитов, которые надо, по идее, отдавать, а безвозмездной помощи. При этом, как становится понятным, ни о каком прозрачном механизме целевого расходования средств речи пока не идет. Теперь 3 млрд евро показались Анкаре малой толикой, и если получилось в первый раз, то почему, собственно, не попробовать еще и еще раз. Напомним, что помимо денег Анкара еще и сумела вытребовать себе под шумок от ФРГ облегченного визового режима и обязательства начать процесс интеграции Турции в ЕС. При этом еще летом прошлого года, то есть примерно за два месяца до всех этих ультиматумов канцлер ФРГ А.Меркель категорически отрицала возможность скорого приема Турции в ЕС. И вдруг ее позиция кардинальным образом поменялась, что говорит о серьезности проблемы и отсутствия каких-либо реальных сценариев по ее преодолению. На самом деле решение лежало на поверхности — кардинальное укрепление пограничной охраны ЕС, прежде всего на греческом участке. Но мы уже говорили о личном человеческом факторе в политике, и надо учитывать, что А.Меркель тяжело не любит греческого премьер-министра А.Ципраса. Вопрос таким образом заключается в одном, а стоят ли ее личные амбиции и антипатии интересов населения стран ЕС, которые заполоняют орды мусульманских мигрантов, часть из которых, как уже доказано европейскими правоохранительными органами, имеют террористическое прошлое, как минимум, и такое же будущее, как максимум.

О рецептах локализации миграционного кризиса мы поговорим ниже. Сейчас о некоторых причинах нынешней вспышки очередных «обоснованных» требований Р.Т.Эрдогана к Брюсселю. Первая и главная — поступательное наступление сирийской  армии и курдов на позиции исламистов в Алеппо и Идлибе. Количество беженцев из этого района насчитывает, примерно, 70 тыс. чловек в основном суннитов. Сам по себе этот факт очень значим с точки зрения военного перелома. О реальности боевых успехов той или иной стороны на Востоке надо судить исключительно по этому моменту. Кстати, бегство «мирных жителей» означает еще и то, что суннитское население полностью поддерживает противников режима Б.Асада. Причем в просаудовском исламистском исполнении, так как на этом участке в основном Дамаску противостоят именно «Джебхат ан-нусра» и «Ахрар аль-Шам». То есть зеркально повторяется ситуация со штурмом шиитской милицией суннитского Тикрита в Ираке. Что хочет получить турецкий президент в данной ситуации? Помимо денег, он желает, чтобы Брюссель активизировался в рамках обеспечения условий скорейшего перемирия, естественно, исходя исключительно из гуманитарных соображений. Идти на сухопутную операцию в Сирии в полный рост, как мы уже отмечали ранее, Р.Т.Эрдоган опасается по разным причинам. Ее альтернативой является некое гуманитарное перемирие, которое бы дало противникам Б.Асада возможность перегруппировки сил и пополнения боезапаса. То есть сорвать наступление правительственных сил, грозящее кардинально нарушить систему логистических коридоров между Турцией и Сирией. В общем-то, очень показателен и факт неожиданных публичных откровений президента Иракского Курдистана (ИК) М.Барзани о том, что «ИК должен остаться в Ираке в качестве автономной области». Объяснения такой неожиданной смене риторики о независимости на стремление жить в едином Ираке в принципе лежат в сфере только одной вещи: экспорте нефти. А вернее, в очень серьезных проблемах, которые стали возникать с полуконтрабандным экспортом нефти из курдской автономии через Сирию в Турцию на фоне падения цен на углеводороды на мировом рынке. Вторым и очевидным каналом экспорта являются иракские порты на побережье, а для этого надо дружить с Багдадом.

Теперь о рецептах борьбы с турецким хамством. Что это хамство, стали понимать уже даже в США, где министр обороны вдруг объявил о том, что ВВС и ВМС НАТО начинают комплексную операцию по борьбе с контрабандистами. Имеется в виду мигрантами, прежде всего. То есть, сделан шаг в правильном направлении, который заключается в ужесточении пограничного контроля. Но он будет пустой тратой времени, если его не дополнить вторым шагом. Это создание фильтрационных лагерей на греческих островах (естественно, за дотации Афинам из Брюсселя) с жесткой охраной и обязательной экстрадицией беженцев обратно на кораблях ЕС в Турцию, в сопровождении боевых кораблей и самолетов НАТО. То есть надо вернуть слова Р.Т.Эрдогана ему обратно в несколько видоизмененной форме « а вы что стрелять в натовцев будете?». Никакого льготного визового режима, и никаких денег. Они пригодятся на вышеуказанные цели внутри ЕС. И вот тогда Р.Т.Эрдоган очень быстро поймет, кто он и какое его место под солнцем. Эти шаги дадут очень много преференций внутри ЕС и за его пределами. Если их сопровождать массовыми высылками мигрантов, которые проникли уже в страны ЕС, то это, безусловно, повысит электоральный рейтинг европейских лидеров на порядок. На внешнем направлении – это, в первую очередь, «укрощение строптивого» в лице Р.Т.Эрдогана. И, конечно, такой сценарий нивелирует возможные риски повторения турецкого варианта шантажа со стороны стран Магриба, через которые проходит второй по величине канал незаконной миграции в Европу. Надо понимать, что на Востоке следует разговаривать с позиции силы и действовать от обратного. Иные формы диалога не входят в тамошнюю политическую культуру. И, кстати, Москва это прекрасно доказала своими действиями в Сирии.

52.23MB | MySQL:103 | 0,628sec