Реализация китайскими компаниями контрактов на строительство ж/д линий в ключевых странах плана «Один пояс, один путь»

Строительство ж/д в Арабской Республике Египет

По информации СМИ КНР в апреле 2015 г. китайская компания China Civil Engineering Group Co.,Ltd подписала меморандум о взаимопонимании с «Египетской национальной железнодорожной компанией» по обновлению железнодорожного полотна. Вероятно, стоимость контракта составит 600 млн долл. США. Следует отметить, что китайская компания является единственным поставщиком рельс для скоростных железных дорог КНР и других проектов высокоскоростных магистралей, которые реализуют строительные управления China Railway Group Limited за рубежом. Таким образом, центральное правительство установило ответственность одной компании за реализацию важного компонента стратегического плана Си Цзиньпина «Один пояс, один путь».

В январе 2016 г. представители China Railway Group Limited в сотрудничестве с China Aviation Technology Co., Ltd. подписали с Национальным управлением тоннелей Египта контракт на строительство ж/д линии между Каиром и г.Рамадан (промышленный город-спутник). Известно, что китайские подрядчики выполняют все проектные, строительные и монтажные работы, а также обеспечивают гарантийное обслуживание линии. По проекту предполагается построить два участка: первый – Adly Mansour – Robaikey – Ramadan-2, второй – Robaikey – Cairo. Общая протяженность составит 69,226 км, из которых участок длиной в 40,657 км предназначен для организации грузовых перевозок и будет связывать существующие ж/д линии Каир – Суэц и Каир – Загазиг. Следует отметить, что при общей стоимости контракта в 1,5 млрд долл.США доля китайских подрядчиков составляет 1,05 млрд долл.США, т.е. 70%.

В будущем китайские железнодорожники планируют соединить систему железных дорог Египта со строящейся ж/д линией в Джибути.

 

Строительство ж/д в Королевстве Саудовская Аравия (КСА)

Первой из китайских компаний, получивших доступ к железнодорожным проектам в КСА, стала China South Locomotive& Rolling Stock Corporation. Первый контракт с Эр-Риядом был заключен еще в 2009 г.  Известно, что крупнейшая китайская компания по производству подвижного состава обязалась поставить грузовые вагоны разного предназначения для доставки грузов из северных районов страны в южные порты. Кроме того, контракт подразумевал участие китайской компании в развитии базовой инфраструктуры для строящейся ж/д линии «Юг-Север». Трудности при реализации данного проекта составляют природные и климатические особенности: песок, высокие температуры, сильный ветер.

Следует отметить, что конкуренцию китайским железнодорожникам в арабских проектах составляют мировые лидеры рынка: «Альстом» (Франция), «Хёндэ» и «Самсунг» (Республика Корея). При этом 18-е строительное управление China Railway Group Limited в сотрудничестве с французской «Альстром» и саудовскими АСС и MASCO успешно справляется со строительством высокоскоростной железнодорожной магистрали «Харамэйн», связывающей три ключевых города КСА на западном побережье: Мекка,  Джида и Медина. Протяженность данной ж/д линии составит 450-480 км, по плану скорость перемещения пассажирских поездов – 360 км/ч, что позволит добраться из Мекки в Медину за два часа, а из Джиды в Мекку за 30 минут. Замысел строительства подобной железной дороги появился у официального Эр-Рияда еще в 2008 г., однако к переговорам с иностранными компаниями об участии в этом проекте приступили только в 2009 г. По информации СМИ КНР 18-е строительное управление China Railway Group Limited получило долю в 21,25% (384,5 млн долл. США) от первоначальной стоимости работ, которая на тот момент составляла 1,8 млрд долл. США, однако в процессе строительства объем инвестиций в проект составил 6 млрд долл. США. С учетом трехкратного удорожания проекта чистая прибыль 18-ого строительного управления China Railway Group Limited уже составила 380 млн долл. США.

Китайские строители выполнили практически все строительные работы по возведению бетонного основания пути, 27 мостовых эстакад и 13 арочных проходов для верблюдов. По информации СМИ КНР в отдельных случаях для выполнения работ в срок использовался известный «по стройкам социализма» метод – «ударные трудовые дни». Ориентировочно запуск линии «Мекка – Медина» состоится в декабре 2016 г. На ней будут задействованы 35 составов по 15 вагонов (3 вагона бизнес-класса), что позволит перевозить до 15 млн пассажиров ежегодно.

Известно, что к 2016 г. китайские строители реализовали проект легкого наземного метро в г.Мекка. В рамках данного проекта возведена линия протяженностью 19,66 км., построено девять станций (семь из них на эстакадах). Проект выполнен за 22 месяца. Данная ветка обеспечивает перевозку до 72 000 человек в час.

Примечательно, что в настоящее время КСА располагает ж/д линиями общей протяженностью всего 1200 км, а после реализации ряда крупномасштабных проектов (Мекка – Джида – Медина, «Юг – Север» и др.) в течение ближайших пяти – восьми лет планируется дополнительно ввести в строй еще 5800 км. скоростных (до 250 км/ч) и высокоскоростных (до 400 км/ч) путей. Для этого в бюджете КСА предусмотрены 16,5 млрд долл. США инвестиций.

 

Модернизация и строительство ж/д в Исламской Республике Иран  (ИРИ)

7 февраля 2016 г. в Тегеране был дан старт проекта модернизации и электрификации ж/д линии Тегеран – Мешхед (протяженность 1 000 км.). На церемонии присутствовали президент ИРИ Хасан Роухани, министр дорог и городского развития Аббас Ахунди, генеральный директор железнодорожной компании Ирана, а также представители иранской компании MAPNA, германской SIEMENS и китайских CMC и SuPower.

Следует отметить, что большая часть контракта – 85% (2,1 млрд долл. США) оплачена китайской стороной. Срок проведения работ составит 42 месяца, и еще в течение пяти лет будет осуществляться гарантийное обслуживание дистанции пути. Согласно плана грузовые составы будут развивать скорость около 200 км/ч (максимальная 250 км/ч), что позволит сократить время следования в пути с 12 до 6 часов. Планируемый объем перевозимых грузов по завершению проекта составит около 10 млн тонн в год.

По словам генерального директора иранской ж/д компании RAI Иран нуждается в строительстве 12 000 км новых высокоскоростных путей (при наличии 13 000 км действующих ж/д линий) в срок до 2025 г. Приоритетными названы следующие линии:

Тегеран – Хоррамабад  (протяженность 580 км.);

Тегеран – Гармсар (протяженность 495 км.);

Тегеран – Мешхед (протяженность 1 000 км.);

Тегеран – Кум – Исфахан (скорость движения 400 км/ч);

Хоремшехр  – Басра (Ирак).

В данных проектах, скорее всего, будут задействованы опытные инженеры из состава 15-ого, 16-ого и 18-ого строительных управлений China Railway Group Limited.

Подводя итог вышесказанному, можно предположить, что китайские железнодорожные компании перешли к активной стадии реализации плана председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс, один путь». Вероятно, в течение следующих десяти лет транспортная инфраструктура упомянутых стран Ближнего Востока и Северной Африки получит «прорывное развитие», что позволит загрузить китайские предприятия заказами на производство техники и комплектующих для создания современных железных дорог.

52.2MB | MySQL:103 | 0,469sec