Что стоит за желанием Саудовской Аравии провести наземную операцию в Сирии

Власти Саудовской Аравии намерены предоставить группам так называемой «умеренной оппозиции» Сирии ракеты класса «земля-воздух». Об этом сообщил саудовский министр иностранных дел Адель аль-Джубейр в опубликованном 20 февраля с.г. интервью немецкому журналу «Шпигель». Предоставление такого оружия, по его словам, «позволило бы умеренной оппозиции выводить из строя вертолеты и самолеты режима». Ракеты «земля-воздух» могли бы изменить соотношение сил в Сирии таким образом, «как они в свое время изменили его в Афганистане»,- утверждал А.аль-Джубейр. Как они изменили ситуацию в Афганистане — все сейчас знают. Как, впрочем, и чем это изменение кончилось. Вообще министр иностранных дел КСА зря это сказал, поскольку американские войска до сих пор находятся в Афганистане и, в общем-то, о той истории со ПЗРК «Стингер» стараются не вспоминать. Как и о суммах, которые выплатили американские налогоплательщики афганским моджахедам за то, что они вернули назад эти комплексы после выхода советских войск. Но, как понимаем, далеко не все. В Вашингтоне, безусловно, будут против такого сценария в Сирии, в том числе и прежде всего по причине того, что никто не может гарантировать, что, поставленные саудовцами ПЗРК не будут использованы против самолетов возглавляемой США коалиции. Да и наличие таких комплексов у противников режима Б.Асада никаких оптимистичных перспектив в себе не таят. Подводя краткий итог попыткам Эр-Рияда блефовать, а все эти заявления носят именно такой характер, отметим, что если бы американцы дали «добро» на такие операции, то ПЗРК уже давно бы поставлялись в Сирию. Но Вашингтон такого разрешения не даст при любых обстоятельствах.

Эр-Рияд сейчас вообще является основным локомотивом реализации плана сухопутной операции в Сирии. В этом он настроен даже более решительно, чем Анкара. Вернее, основным лоббистом этого проекта является министр обороны КСА Мухаммед бен Сальман. Он главный сторонник силовой линии в этом вопросе и мотивирует это двумя основными причинами. Первое — сохранение нынешней динамики развития ситуации имеет все очевидные риски глобального поражения просаудовских группировок типа «Джебхат ан-нусра» (Запрещена в России) и «Архар аль-Шам». Напомним, что в настоящее время правительственные силы и сирийские курды основный упор своих наступательных операций сосредоточили именно на этом сегменте оппозиционного движения. Все основные силы просаудовских групп в настоящее время сосредоточены в Алеппо, над которым нависла угроза окружения со всеми дальнейшими негативными последствиями. В этом случае на теме действительно массового участия саудовского сегмента в оппозиционном движении можно поставить большой знак вопроса. И это при условии огромного количества сил и средств, который затратил Эр-Рияд на создание и культивирование лояльных себе сил оппозиции. Мухаммед бен Сальман в этой ситуации пытается доказать, что проигрыш в Сирии будет означать провал всей политики противодействия иранской экспансии. Вторая причина — молодому и амбициозному наследнику наследника престола крайне важно доказать всем свою потенцию организатора и полководца, которая находится под серьезным сомнением после неубедительных действий саудовского командования в Йемене. Ну и, конечно, в случае организации наземной операции в Сирии автоматически реанимируется идея Эр-Рияда в отношении создания неких панарабских сил под эгидой ЛАГ. Или, проще говоря — доказывается нужность и жизнеспособность такой идеи.

Пока безусловную поддержку идеи участия в наземной операции в Сирии выразили только в Абу-Даби. 9 января с.г. Мухаммед бен Сальман провел на эту тему консультации с руководством ОАЭ. Наследный принц ОАЭ Мухаммед бен Заид аль-Нахайян 10 февраля с.г. собрал совещание армейского командования, на котором были в принципе обозначены контуры будущего участия эмиратовских военных в планируемой операции. ОАЭ готовы направить на турецко-сирийскую границу около шести тысяч военных. Командовать этим экспедиционным корпусом будет заместитель начальника генерального штаба ВС ОАЭ Исса Сейф бен Ялла аль-Мазрауи и его советник Джума Ахмед аль-Бауади аль-Фаласи. При этом, правда, существует оговорка — наличие координирующей роли США в случае начала такой операции. Про Турцию в данном случае говорить излишне.

При этом отметим, что ретивость Мухаммеда бен Сальмана сдерживается его отцом королем Сальманом и наследным принцем Мухаммедом бен Наефом. Они серьезно опасаются разгрома саудовских войск в Сирии при помощи российских ВКС. Одновременно в их планах избежать любых рисков прямого столкновения с иранскими войсками. Смущает саудовского короля и позиция Исламабада, который высказался категорически против наземной операции в Сирии, и очень двоякая позиция Каира по этому вопросу. Египет готов участвовать в наземной операции в Сирии только при условии наличия соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН. Нерешительность короля и наследного принца несколько поколебала поступившая недавно информация о том, что Москва перебросила в Сирию системы ракетного вооружения. В частности, имеется информация о применении такого оружия в боях за Алеппо правительственными силами под командованием полковника Сухейля аль-Хасана, который руководит этой операцией. Кстати, саудовский блеф о поставках ПЗРК противникам режима Б.Асада как раз в некотором роде пропагандистский ответ на реальные поставки российского оружия в попытках их как-то ограничить.

При этом появившиеся сведения о том, что в Эр-Рияде якобы планируют поддержать участие Анкары в наземной операции на севере Сирии своим автономным входом на юге через иорданскую границу, вряд ли соответствует действительности. По причине полного неприятия такого сценария для Аммана, как минимум. И полного неумения и неспособности саудовских войск воевать и проводить серьезные наступательные операции самостоятельно, как максимум. Такой вариант закончится единственным итогом — полным разгромом экспедиционного корпуса КСА. Единственный вариант для арабских войск — это идти в тылу турецкой армии, выполняя «представительские функции». И это обстоятельство как раз очень смущает турецкое руководство. Наряду, конечно, с отказом Вашингтона вообще принимать участие в этом проекте.

52.23MB | MySQL:103 | 0,462sec