О конкуренции за углеводородные рынки Европы. Часть 4

Энергетика Франции ассоциируется в первую очередь с использованием ядерных технологий: 75 % производимого электричества вырабатываются на АЭС, что ставит страну в число мировых лидеров по освоению атомной энергетики[i]. Производство различных видов энергии из других источников менее значительно.

Еще в 2014 году доля газа в общем энергетическом балансе страны составляла около 13 %[ii], что значительно ниже среднего показателя по Европе (23 %) .

Традиционные потребители газа – домашние хозяйства и, в меньшей степени, некоторые предприятия промышленности. Ввиду этого до недавнего времени спрос на газ наиболее значительно и напрямую зависел от погодных условий и увеличивался в зимние месяцы.

С другой стороны, Франция – вторая страна по объемам потребления энергии в ЕС после Германии, поэтому даже такая низкая доля газового сектора здесь характеризуется высокими показателями. К примеру, общая протяженность внутренних газопроводов составляет 232 тыс. км (4-е место в Европе), а количество рабочих мест, которые обеспечивает отрасль – 32 тыс. (для сравнения в Германии этот показатель 34,2 тыс.). Объемы потребляемого сырья в последние годы колеблются от 45 до 49 млрд куб. м/год. Поэтому французский рынок природного газа считается очень крупным и капиталоемким на фоне Европы.

Почти весь объем газа импортируется. Основные поставщики (данные 2014 года): Норвегия (73 %), Россия (14 %), Алжир (11 %), Катар (2 %)[iii]. При этом структура импорта непостоянная. До 30 % поставок приходится на СПГ, большая часть (60 %) — алжирского. Поставки сжиженного газа из Катара начались в 2009 году, когда Total подписала контракты на закупку 5,2 млн тонн ежегодно в течение 25 лет. Помимо Франции, поставки по этому соглашению компания осуществляет в Великобританию и Северную Америку[iv].

Импорт обеспечивается сетью газопроводов с Норвегией и Россией через Северное море, а также через территории Бельгии, Голландии и Германии. Функционируют 3 регазификационных терминала: Montoir в Бретани (10,2 млрд куб. м/год), и два на побережье Средиземного моря, Fos Cavaou (8,25 млрд куб. м/год) и Fos Tonkin (5,5 млрд куб. м/год). В стадии строительства терминал Dunkerk (13 млрд куб. м/год), рассматриваются возможности сооружения терминалов в Марселе, в Бретани и в Нормандии.

Перспективы газового сектора Франции оценивались как стабильные, но не имеющие потенциала к сильному расширению: согласно некоторым прогнозам 2014 года, спрос на газ к 2030 году должен вырасти незначительно, до 52 млрд. куб. м/год[v].

Однако эти прогнозы очень условны и могут быть подвержены различным факторам, особенно политическим.

В первую очередь – это наличие тренда в европейской энергетической политике по использованию менее вредных и более безопасных источников энергии. Таким тенденциям во многом способствовала авария на АЭС «Фукусима» в Японии, после чего европейские политики заговорили о необходимости снизить долю атомных станций в общем энергобалансе и даже прекратить их функционирование. Германия заявила о намерении полностью отказаться от атомных станций. И здесь Париж, который, как и Берлин, претендует на лидерские позиции в ЕС, был вынужден взять курс на разворот в сторону развития альтернативных источников энергии. Тем более, внутренне лобби развития так называемой «чистой энергетики» в стране одно из самых активных в Европе.

Но в отличие от Германии, полностью отказаться от использования ядерной энергии в обозримой перспективе Франция даже теоретически не в состоянии: это будет огромным ударом по экономике страны, а также по передовым позициям Парижа в области развития ядерной энергетике в мире.

Во время выборов 2012 года некий компромисс был найден: партия социалистов, во главе которой стоял Ф.Олланд, вступила в коалицию с «зелеными» и одержала победу на выборах. Одним из предвыборных обещаний будущего президента стало снижение доли АЭС в генерации электричества с 75 % до 50 % к 2025 году[vi]. Позднее был принят ряд законодательных актов в этом направлении.

Есть еще некоторые аргументы в пользу замены АЭС: основная масса реакторов сооружена в период 1978-1988 гг. Следовательно, их замена после 2025 (окончание периода срока службы) должна будет происходить в короткие сроки и одновременно, что может потребовать больших инвестиций. В этой ситуации более рациональным будет выглядеть постепенная замена некоторых АЭС другими технологиями.

Вопрос, какой энергоноситель заменит выбывающие из эксплуатации атомные станции, в настоящее время является во Франции предметом дискуссий на самом высоком уровне.

Если говорить о возобновляемых источниках, уровень развития которых во Франции низкий на фоне европейских стран, то даже лоббистам «зеленых» понятно, что заменить 25 % электричества, вырабатываемого на АЭС, они не в состоянии: при современных технологиях на это потребуется несколько десятилетий только временных затрат, не говоря о финансовой нагрузке на страну. Потенциал развития гидроэнергетики тоже ограничен.

Угольные и нефтяные станции во Франции, как и во всей Европе, являются предметом острой критики из-за больших выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, поэтому их расширение маловероятно.

Поэтому, наиболее вероятным направлением в качестве замены АЭС во Франции является газ.

Парламент страны в настоящее время так же рассматривает возможности стимулирования развития транспортных средств, работающих на голубом топливе, что будет способствовать снижению загрязнения атмосферы[vii].

Конечно, не менее значимым фактором, обуславливающим привлекательность газа во Франции, являются низкие рыночные цены на углеводороды, сложившиеся в последние годы.

Эффект не заставил себя долго ждать: в феврале 2016 года французская компания GRT gas, осуществляющая транспортировку топлива потребителям, сообщила о резком повышении спроса в течение 2015 года на 8%, несмотря на теплую зиму[viii]. Наибольшее увеличение потребления наблюдалось в индустриальном секторе.

В случае, если эта тенденция продолжится, объемы потребления газа во Франции могут значительно увеличиться, что будет выгодно многим сторонам.

Наиболее надежными и крупными поставщиками являются Норвегия, Россия и Алжир. Однако, возможности Алжира и Норвегии по увеличению поставок ограничены, а восприятие России как надежного поставщика из-за событий 2014 года на Украине ухудшилось в глазах французских чиновников и бизнесменов. Поэтому, в случае увеличения потребления газа необходимо найти дополнительных поставщиков.

Существует еще одна особенность газового сектора Франции. Как уже было сказано, основная масса голубого топлива поступает по газопроводам и регазификационным терминалам, расположенным на северном побережье. При этом значительная часть потребителей этого сырья расположены на юге страны, в результате чего доставка осуществляется с использованием внутренних газопроводов. В настоящее время эта инфраструктура перегружена, а транспортировка является затратной. Результатом этого является то, что цены на газ в южных регионах страны на 40 % выше, чем на севере[ix]. Это считается главной проблемой внутреннего газового рынка Франции, которую надо решать.

Для этого Парижу необходимо искать поставщиков и сооружать СПГ мощности на южном направлении для увеличения импорта. К таким поставщикам потенциально относятся Катар, Нигерия, Иран, Австралия и США. В 2013 году Total пыталась найти партнеров по строительству регазификационных терминалов на юге страны, однако интереса экспортеры газа не проявили.

7 февраля 2016 года министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангене заявил о том, что Total выразила заинтересованность в проекте по сооружению СПГ мощностей в Исламской Республике, в настоящее время вопрос находится на стадии рассмотрения[x]. Предполагается строительство терминала, которое уже начиналось, объем инвестиций с иранской стороны составил 2,5 млрд долл. США, но из-за введения международных санкций в отношении Тегерана проект пришлось заморозить. В случае продолжения его реализации сейчас ожидаемые сроки ввода терминала – 2018 год, предполагаемая мощность 10 млн тонн/год. Отметим, что из-за низких рыночных цен на углеводороды проект значительно потерял свою привлекательность.

Существует возможность реэкспорта газа из Испании, поступающего туда в сжиженном виде. Для этого рассматриваются возможности по сооружению газопровода Midcat вдоль побережья Средиземного моря. Однако, для Парижа у этого варианта есть свои недостатки в виде увеличения  зависимости от Мадрида, высокой стоимости самого газопровода и транспортировки сырья по нему.

Наиболее перспективным и стабильным направлением для южных регионов Франции рассматривается Восточное Средиземноморье. Привлекательность этих месторождений обусловлена относительно малой удаленностью (по сравнению с Катаром, Ираном или Нигерией) и, следовательно, меньшими затратами по транспортировке, а также большей надежностью по сравнению с поставщиками из Африки или Ближнего Востока.

Здесь подразумевается прежде всего израильский и кипрский газ, в связи с чем Париж значительно активизировал свои усилия на этом направлении: Total с 2013 года осуществляет геологоразведку на шельфе Кипра[xi], а так же рассматривается в качестве главного кандидата на строительство СПГ терминала в городе Василикос (Кипр). Очевидно, что в случае принятия решения о реализации этого проекта Франция будет вынуждена осуществить инвестиции совместно с Израилем, Грецией и Кипром, так как без европейских вложений Иерусалим и Никосия не готовы рисковать.

Позиции Total относительно прочны и в Ливане, исключительная экономическая зона которого так же может содержать в себе крупные запасы углеводородов. Однако, из-за сложной обстановки в стране Бейрут пока сложно рассматривать в качестве потенциального экспортера углеводородов.

Главные конкуренты для Total в Восточном Средиземноморье – Италия, Россия и Турция.

Итальянская ENI так же проявляет интерес к региону с целью возможной добычи.

Турция рассматривается Израилем как альтернатива европейским поставкам. Причем, соглашения с Анкарой для Иерусалима  более рентабельны, чем с ЕС.

«Газпром» пытается закрепиться в регионе уже не первый год с целью удержать позиции на европейском и турецком рынках.

Вместе с тем, замена атомных электростанций газовыми не оправдывает себя экономически, особенно при высоких ценах на углеводороды. Инициативы о сокращении атомной энергетики вызваны в первую очередь экологическими и политическими причинами.

Поэтому предвыборные обещания Ф.Олланда о снижении доли АЭС могут остаться не выполненными: после избрания новое правительство может изменить свои приоритеты в энергетической политике страны.  Тем более, пока массового сокращения отрасли не началось.

На наш взгляд, многое зависит от того, сможет ли Франция в ближайшие годы найти приемлемый с экономической точки зрения и, что самое важное, надежный источник поставок голубого топлива, особенно для южных регионов.

И один из главных потенциальных поставщиков здесь – Восточное Средиземноморье.

В случае, если Париж сумеет закрепить здесь свои позиции, то увеличение газа за счет сокращения АЭС в ее энергобалансе представляется более вероятным в ближайшее десятилетие.

 

 

[i] http://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-a-f/france.aspx

[ii] http://www.eurogas.org/uploads/2016/flipbook/statistical-report-2015/index.html#p=4

[iii] http://www.eurogas.org/uploads/2016/flipbook/statistical-report-2015/index.html#p=4

[iv] http://www.total.com/en/qatar-0

[v] http://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2014/06/NG-87.pdf

[vi] http://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2014/01/SP-32.pdf

[vii] http://www.naturalgaseurope.com/french-report-lng-energy-transition-road-transportation-26378

[viii] http://www.naturalgaseurope.com/france-gas-to-power-demand-increase-grtgaz

[ix] http://www.naturalgaseurope.com/interview-desbois-france-gas

[x] http://www.naturalgaseurope.com/total-interested-in-iran-lng-project-28021

[xi] http://www.total.com/en/cyprus

52.24MB | MySQL:103 | 0,563sec