Израиль: прокладка шоссе как ответ на террор

У истоков поселенческого движения в Иудее, Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) и в секторе Газы стоял Матитьягу Дроблес, родившийся в Польше в 1931 году. В 1967 году он стал председателем поселенческого движения «Мишкей Бейтар», связанного с партией Херут (ядро нынешнего Ликуда) и способствовал основанию 7 новых поселений этого движения на территориях, перешедших под контроль Израиля после Шестидневной войны. В последствии Матитьягу Дроблес был депутатом Кнессета, а в 1978 году он стал главой поселенческого отдела Всемирной сионистской организации. Именно на этом посту он заслужил прозвище «отца поселенчества». Под руководством Матитьягу Дроблеса было основано около 400 новых населенных пунктов в собственно Израиле и на территориях Иудеи, Самарии и сектора Газы.

Среди прочего Матитьягу Дроблес разработал «План развития поселенчества в Иудее и Самарии на 1979 – 1983 гг.». Именно этот документ лег в основу политики правительств Ликуда в области поселенчества. Если бы перспективные задачи «Плана Дроблеса» были бы осуществлены полностью, то к нашему времени евреи должны были составить почти половину населения Иудеи и Самарии. Однако этого не произошло. Последним правительством Израиля, которое строило поселения, полностью игнорируя внешнее политическое давление, в соответствии с намеченным планом, было правительство Ицхака Шамира 1990 – 1992 гг. С тех пор Израилем руководили то левые правительства, пытавшиеся максимально ослабить поселенчество, то правые правительства, не способные реализовать планы развития поселенчества в полном объеме из-за тяжелейшего внешнеполитического давления. Прежде всего, со стороны США. В результате перспективные цели «Плана Дроблеса» достигнуты не были, и в наше время евреи составляют не более четверти населения Иудеи и Самарии.

Нынешнее правительство Биньямина Нетаньягу проводит политику неофициального замораживания еврейских строительных проектов в Иудее и Самарии. Опять же из-за внешнеполитического давления. Нельзя сказать, что в поселениях не строят вообще, но строят явно недостаточно, учитывая высокий спрос.  Правительство почти не выдает разрешений (для строительства в Иудее и Самарии, в отличие от собственно территории Государства Израиль, евреям требуется получение разрешения политического руководства страны, которое представляет министр обороны). Однако было бы неверно считать, что правительство Нетаньяху ничего не делает для развития поселенчества. В этом контексте уместно вспомнить, что знаменитый когда-то «План Дроблеса» подразумевал строительство не только домов, но и дорог. И правительство Израиля, не имея возможности из-за внешнего давления осуществлять масштабные планы жилищного строительства в поселениях, выделяет деньги и средства на строительства новых дорог в Иудее и Самарии. Новые дороги играют в поселенческих планах двойственную роль:

  1. Они обеспечивают более комфортное перемещение жителей поселений к местам работы, учебы и т.д., чем косвенно способствуют повышению спроса на жилье в поселениях.
  2. Они избавляют израильтян от необходимости проезжать через арабские населенные пункты, в результате чего снижается угроза того, что в случае широкомасштабного конфликта, арабы смогут захватить контроль над транспортными путями, жизненно важными для тех или иных поселений.

Именно в таком контексте следует рассматривать поступившее на этой неделе сообщение о том, что после долгих лет обещаний заместитель министра обороны раввин Эли Бен-Дахан (представитель пользующейся большой поддержкой в поселения религиозно-сионистской партии «Еврейский дом») анонсировал начало осуществления проекта по прокладке нового шоссе, получившего название «Лев-Иегуда» («Сердце Иудеи»). Имеется в виду шоссе, которое должно соединить поселения района Гуш-Эцион с еврейским пригородом Хеврона, Кирьят-Арбой, в объезд лагеря беженцев Эль-Аруб.

Во вторник 23 февраля Эли Бен-Дахан встретился с руководителями регионального совета Гуш-Эцион и местного совета Кирьят-Арба и проинформировал их о планах прокладки шоссе. Было сообщено, что еще до лета закончатся все этапы планирования этого шоссе, включая утверждение планов государственными учреждениями. Таким образом, можно ожидать, что уже осенью текущего года бульдозеры выйдут на местность и прокладка шоссе начнется. Во встрече принимал участие так же командир территориальной бригады «Эцион», ответственной за обеспечение безопасности в Гуш-Эционе, полковник Роман Гофман (репатриант из СНГ). Он заверил глав местной администрации, что территориальная бригада окажет всю необходимую помощь для того, чтобы работы по прокладке шоссе были начаты максимально быстро и выполнялись без отставания от намеченного графика.

В настоящее время плотно заселенный израильтянами район центрального Гуш-Эциона, расположенный между Иерусалимом на севере и Хевроном на юге, связан с Хевроном, а через него – с Беэр-Шевой извилистым и узким старым шоссе, которое проходит по окраине лагеря беженцев Эль-Аруб и арабского села Бейт-Умар. Не проходит почти ни единого дня без того, чтобы на этом участке шоссе не было случаев камнеметания по проезжающим израильским автомашинам, а иногда и более тяжелых актов террора. От такой ситуации страдают в первую очередь жители самого южного поселения регионального совета Гуш-Эцион, Кармей-Цура, а также расположенной еще южнее Кирьят-Арбы. Помимо этого, существующая ситуация препятствует развитию автобусного сообщения между Иерусалимом и Беэр-Шевой. В настоящее время большинство автобусов из столицы Израиля в столицу Негева делают большой крюк, но не едут по более короткой дороге, проходящей рядом с Хевроном. Новое шоссе пройдет несколько западнее существующего. Оно будет короче, шире, но главное – оно пройдет в обход арабских населенных пунктов (в первую очередь, особо проблемного Эль-Аруба) и уже в будущем году превратит Кармей-Цур, в котором проживает более 1000 человек, из фактически изолированного поселения в органичную часть блока еврейских поселений центрального Гуш-Эциона.

43.84MB | MySQL:92 | 1,057sec