Предварительные результаты парламентских выборов в Иране

В пятницу 26 февраля в Иране прошли выборы в национальный парламент и Совет экспертов. Как и все последние годы, время голосования несколько раз продлевалось, чтобы процент участия электората был как можно большим.  Таким образом, выборы продлились на 5 часов больше запланированного времени. Сами лидеры ИРИ посчитали своим долгом проголосовать как можно раньше, чтобы личным примером  подвигнуть обладателей права голоса как можно скорее выполнить свой гражданский долг. Религиозный лидер страны аятолла Али Хаменеи сделал это перед десятками телекамер местных и иностранных каналов, обратившись к согражданам с призывом как можно скорее придти на избирательные участки, «реализовав свое право и выполнив свой долг».  «Выборы всегда важны, а в некоторые моменты истории, как нынешний, их значение многократно возрастает. Призываю всех иранцев к голосованию». Аятолла Хаменеи,  как всегда в подобных случаях, обратился к образу врага: « У нас много врагов, и только придя в массовом порядке на выборы, мы сможет пристыдить их и одержать победу».  Подобное же заявление сделал и председатель могущественного Совета  по определению целесообразности принимаемых решений Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, обративший внимание на то, что люди, не пришедшие на избирательные участки, не реализуют таким образом свое право влиять на развитие страны.  Спикер парламент Али Лариджани, также голосовавший под прицелом телекамер, сказал, что он будет искренне рад как можно более высокому проценту голосовавших. Голосовать решили и лидеры послевыборных протестов предыдущих выборов. Так, на один из участков прибыли известный деятель оппозиционного движения, экс-кандидат в президенты и экс-премьер-министр  страны в годы ирано-иракской войны, Мир-Хоссейн Мусави и его супруга Захра Рахнавард, более пяти лет находившиеся  под домашним арестом.  О своем желании участвовать в выборах объявила за несколько дней до их проведения и семья другого видного деятеля реформистского движения, экс-спикера парлмента Мехди Кярруби. Однако престарелый политик не смог лично явиться на избирательный участок, и к нему домой прибыла передвижная урна для голосования.

Как сообщил в полдень Центральный избирательный штаб, было принято беспрецедентное решение разрешить голосовать и тем, у кого в паспортах повреждены фотографии или таковые вообще не имеются.  Для мобилизации голосов на выборы были задействованы и пятничные имамы, аргументировавшие призывы голосовать  традиционным запугиванием  электората угрозой западного влияния и необходимостью сплочения перед происками многочисленных врагов. В Тегеране аятолла Казем Седдеки, противопоставив действительную иранскую демократию «хваленой псевдодемократии Запада», уже утром предрек победу нынешних выборов, сравнимых по своей политической силе с Исламской революцией  11 февраля 1979 г.

Ряд политиков уже в процессе голосования выражали тревогу в связи с возможными нарушениями избирательного законодательства, как это не раз бывало в прежние годы. Об этом прямо сказал экс-президент Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани.  Серьезное внимание обратил на это не принимавший участие в выборах в течение ряда лет в знак протеста против разного рода фальсификаций  экс-спикер парламента и одни из лидеров послевыборных протестов на последних президентских выборах Мехди Кярруби. В ответ на такое беспокойство первый вице-президента Эсхак Эскандари заверил, что исполнительная власть клянется не допустить даже малейших нарушений в проведении голосования и подсчете результатов выборов.  Уже днем ряд политических активистов в Тегеране высказались о возможности массовых нарушений  на избирательных участках столицы, где намечался большой процент пропрезидентских кандидатов, или, по выражению оппозиционного интернет-портала IranPressNews, «списка «англичан» в ущерб «списку подлинных мусульман». Как известно, на нынешних выборах  кандидатов реформистского лагеря принято связывать с Западом, точнее – с Англией, за это они и получили кличку «англичан». В ночь с пятницы    на субботу начался подсчет голосов, в течение всего дня 27 февраля поступали данные, которые к вечеру приняли следующее первоначальное содержание: подсчитаны   результаты по голосованию 33 миллионов избирателей. Каждый из них, естественно, принял участие как в выборах депутатов Собрания исламского Совета, так и Совета экспертов. По словам главы иранского МВД Абд-ор-Резы Рахмани-Фазли, явка на выборы чуть превысила 60% списочного электората, что примерно на 5%  выше соответствующей цифры предыдущих выборов. Уже к вечеру представители МВД заявили, что никаких эксцессов на избирательных участках не зарегистрировано. Это же признали и освещавшие выборы многочисленные представители иностранных СМИ, в том числе и из стран Запада. По всей стране было мобилизовано около четверти миллиона сотрудников правоохранительных органов на охрану избирательных участков и предотвращение возможных провокаций.

Большой интерес вызывают в стране результаты голосования в Совет экспертов, который рассматривается в Иране как важнейшая структура исламской власти. Это и понятно: Совет ответственен за преемственность высшего религиозно-политического руководства. В условиях, когда нынешний духовный лидер страны (рахбар)  аятолла Али Хаменеи находится на посту более четверти века и в последнее время не отличается крепким здоровьем,  выступает на первый план главная функция Совета —  избрание, контроль деятельности или отстранение от должности рахбара. К участию в выборах Совета экспертов были допущены и зарегистрированы многие видные иранские политики, в том числе нынешний президент Хасан Роухани, экс-президент Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, многие авторитетные аятоллы.  Ближе к вечеру в субботу были объявлены первичные итоги  выборов в Совет, из которых видно, что в гонке лидирует экс-президент Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, неформальный глава иранских прагматиков, один из патриархов отечественной политики. Утром в воскресенье его поздравила с такой победой одна из ведущих иранских газет – «Джомхурийе Эслами». Следом идет нынешний президент Хасан Роухани, пользующийся полным доверием Хашеми-Рафсанджани.  Но есть и сюрпризы: аятолла Мохаммад Йазди, занимающий ныне должность  руководителя Совета, опустился на 12 место,  а аятолла Ахмад Джаннати, работающий сейчас секретарем Совета экспертов, занял лишь 10 место. Достаточно низкие места заняли и другие авторитетные клирики, сигнализируя о том, что грядет новая, более молодая генерация.  Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, гордый своей победой, поспешил выступить с заявлением, в котором выразил восхищение высокой явкой избирателей, что «сигнализирует о высокой ответственности, которую проявляет народ в отношение выборных органов власти».  Политик счел необходимым отметить, что прошло время конкуренции в выборной гонке и настала пора объединиться и действовать сообща во имя будущего страны. Но в целом, в этом органе исламской власти заметно снижение удельного веса  фундаменталистов.

В течение всего дня поступали сообщения о предварительных результатах выборов в Собрание исламского Совета в разных провинциях страны. Вот интересные факты. В провинциях Йазд и Курдистан все избранные депутаты принадлежат к лагерю реформистов. Отметим, что именно из Йазда происходит экс-президент Ирана, реформист Сейед Мохаммад Хатами, а Курдистан имеет в Иране славу главного оппозиционного региона, доставляющего много хлопот центральной власти. Как представляется, такое вряд ли будет повторено в других провинциях, по крайней мере, так однозначно и решительно. Тем более, как сказал уже вечером глава МВД Рахмани-Фазли, в ряде округов придется  провести второй тур голосования. Однако уже в субботу ряд СМИ уверенно предрекали победу фундаменталистам. Информационное агентство «Фарс» написало, что в парламенте они составят, как и прежде, большинство. Но пока еще нельзя уверенно говорить о конечных результатах выборов, ибо подсчет голосов не завершился и Центральный штаб не объявил официальных результатов.  Видимо, вскоре это последует. Довольно быстро определились лишь депутаты от религиозных меньшинств. Их, как известно, пять. Отметим, что иудеев второй срок подряд будет представлять  Сиямак Морэ-Сэддек, а из двух армянских депутатов одна – женщина. Это Каринэ  Ханляри, представляющая армян, живущих на севере страны.

52.27MB | MySQL:103 | 0,616sec