Ситуация в Алжире: февраль 2016 г.

2 февраля завершился громкий судебный процесс, в ходе которого по делу о коррупции на скамье подсудимых оказались 15 бывших высокопоставленных функционеров государственной нефте- газодобывающей компании СОНАТРАК, а также 4 иностранных компании.

Из 15 подсудимых 8 получили от 18 месяцев тюрьмы условно до 6 лет тюремного заключения строгого режима, а также крупные денежные штрафы, 7 были оправданы.

Четыре компании, в том числе итальянская Saipem и германская Funkwerk были приговорены к денежным штрафам на суммы от 4 до 5 млн динаров (от 34 тысяч до 42 тысяч евро).

В ходе процесса, стартовавшего 27 декабря, подсудимые обвинялись в создании преступного сообщества, расхищении госсредств, отмывании денег и коррупции.

Присутствовавший на процессе бывший генеральный директор СОНАТРАК Мухаммед Мезиан был приговорен к 5 годам тюрьмы условно и штрафу в 2 млн динаров.

Один из бывших заместителей главы СОНАТРАК Бумедьен Белькасем, уже отсидевший 6 лет в предварительном заключении, получил 5 лет тюрьмы строгого режима. Его коллега Бенамар Зенасни, также проведший 6 лет в предварительном заключении, был оправдан.

Сыновья бывшего генерального директора СОНАТРАК Мухаммед Реда Мезиан и Башир Фавзи Мезиан получили по 6 и 5 лет тюрьмы строгого режима соответственно.

Кроме того, германской компании Funkwerk запрещено работать в Алжире в ближайшие 5 лет.

К 3 февраля стало понятно, что Башир Тартаг — новый глава алжирских спецслужб, сформированных после реформы разведывательного сообщества, возглавит структурную надстройку под названием Координация служб безопасности (КСБ, Coordination des services de securite, CSS). Она будет координировать работу трех специализированных генеральных дирекций — Генеральной дирекции внутренней безопасности, Генеральной дирекции документации и внешней безопасности, Генеральной дирекции технической разведки. Таким образом, Б.Тартаг как советник президента по вопросам безопасности, вместе с CSS становится своего рода интерфейсом главы государства по вопросам разведки и безопасности как на национальном, так и международном уровнях.

7 февраля алжирский парламент, как и ожидалось, одобрил проект новой конституции страны. Новый Основной закон предусматривает, что глава государства может занимать этот пост в течение двух сроков. Таким образом определено, что действующий президент АНДР 78-летний Абдельазиз Бутефлика, отрабатывающий на нем свой четвертый мандат, на сей раз уступит этот пост. Фактически новый текст конституции определил контуры системы, которая останется после него.

В любом случае А.Бутефлика завершит свой четвертый мандат, который истекает в 2019 году, и даже сможет вновь баллотироваться на избрание.

Ранее, перед завершением второго мандата, по  инициативе А.Бутефлики аналогичная статья была изъята из основного закона, что позволило ему баллотироваться на третий и четвертый сроки.

Новая конституция также определила новый статус берберского языка тамазиг, впервые названного «официальным языком». При этом арабский язык назван «национальным и официальным языком», который «остается официальным языком государства».

Считается, что на различных диалектах берберского языка говорят шауи, кабилы, мозабиты, туареги, то есть примерно 10 млн человек или четверть населения Алжира.

А.Бутефлика пошел на конституционную реформу после того, как остался единоличным хозяином страны, обрезав влияние до этого всесильных спецслужб страны.

Новая конституция была подвергнута критике со стороны оппозиции. Как отметил бывший премьер-министр Алжира Али Бенфлис, дважды противостоявший А.Бутефлике на президентских выборах, ее принятие стало «конституционным переворотом, совершенным силой» с тем, чтобы «решить проблемы существующего режима, а не страны».

14 февраля министр энергетики и шахт АНДР Салах Херби сообщил, что Алжир осуществляет контакты со странами — производителями нефти, как с членами ОПЕК, так и не входящими в картель, на предмет достижения соглашения, которое позволило бы стабилизировать нефтяной рынок и восстановить цены на нефть. По его оценке, производители нефти должны снизить уровни добычи с тем, чтобы восстановить баланс между предложением и спросом.

23 февраля алжирские правительственные СМИ распространили заявление А.Бутефлики, в котором он назвал «национальным приоритетом» развитие возобновляемых источников энергии.   По оценкам алжирских экспертов, при инвестициях в объеме порядка 120 млрд долларов в развитие солнечных и ветряных электростанций Алжир к 2030 году мог бы получать до четверти необходимой ему электроэнергии за счет возобновляемых источников. Это позволило бы в период с 2012 по 2030 годы съэкономить до 300 млрд куб. метров природного газа, перенацелив его на экспорт.

Уже 24 февраля в послании профобъединению Всеобщий союз алжирских трудящихся (ВСАТ) А.Бутефлика сообщил, что доходы Алжира от экспорта углеводородов сократились меньше чем за 2 года на 70%. При этом он утверждал, что Алжир «в состоянии противостоять снижению цен на нефть на мировом рынке».

Как известно, чтобы выжить в сложившихся условиях, Алжир пошел на повышение цен на бензин на внутреннем рынке, ограничение импорта и отказ от ряда инфраструктурных проектов, не являющихся приоритетными.

Очередным посланием А.Бутефлика «отметился» 27 февраля. Оно было адресовано главе сепаратистского (по отношению к Марокко) Фронта ПОЛИСАРИО Мухаммеду Абдельазизу по случаю 40-летия провозглашения так называемой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). В этом послании А.Бутефлика на словах подтвердил свою поддержку усилиям ООН по возобновлению прямых переговоров между Рабатом и Фронтом ПОЛИСАРИО с целью поиска решения проблемы самоопределения сахарских провинций, кооторые Марокко считает своими.

Это заявление прозвучало накануне визита в регион генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, в ходе которого он должен посетить Буркина-Фасо, Мавританию, Алжир и лагеря Фронта ПОЛИСАРИО близ алжирского города Тиндуф. При этом визит генсека в Марокко не планировался.

Все непредвзятые политики, старавшиеся показать свой нейтралитет по отношению к сахарской проблеме, до сих пор старались совмещать в одной поездке визиты в Алжир и Марокко.

19 февраля адвокаты отставного генерала Хосина Бенхадида, арестованного в сентябре прошлого года за критические высказывания в адрес президента А.Бутефлики и его брата Саида, устроили пресс-конференцию. На ней они сообщили, что их подзащитный начал голодовку и «рискует умереть».

Х.Бенхадид попал в предварительное заключение 30 сентября, две недели спустя после того, как он дал интервью радиостанции Radio M, в котором подверг критике Саида Бутефлику, начальника генштаба алжирской армии генерала Ахмеда Салаха Гаида и председателя Форума глав предприятий Али Хаддада. Он обвиняется в «участии в кампании по разложению морали армии с целью нанесения ущерба национальной обороне». По этому обвинению 72-летнему генералу  грозит срок тюремного заключения от 5 до 10 лет. Его адвокаты считают, что в своем интервью он лишь высказал свою точку зрения на ситуацию в Алжире, и максимум, в чем его можно обвинить, так это в клевете. Они называют сфабрикованное против него дело «политическим».

В своем интервью Х.Бенхадид приписал С.Бутефлике президентские амбиции. По его оценке, именно поэтому с поста главы разведывательного сообщества 13 сентября прошлого года был убран генерал Мухаммед Медьен (Туфик), главное препятствие на пути реализации братом президента этих амбиций.

В феврале несколько заметных событий произошли в Алжире на антитеррористическом фронте. 18 февраля в провинции Буира произошло боестолкновение между военными и отрядом из состава джихадистской группировки «Джунд аль-Халифа», присягнувшей на верность запрещенному в России «Исламскому государству». Отряд численностью свыше 10 человек использовал находящуюся в горах заброшенную деревню Ислан в качестве своей базы. Военные выследили джихадистов и атаковали их. Боестолкновение длилось больше 20 минут, после чего джихадистам удалось скрыться, благодаря наступившей ночи и сложному рельефу местности. Утром подразделения Национальной народной армии Алжира приступили к зачистке местности в районе деревни Ислан. Никакой официальной информации об этом боестолкновении, про которое рассказали некоторые алжирские СМИ, не сообщалось.

В той же провинции к середине февраля уже несколько недель шла войсковая операция в районе Сук Лехмис в 40 км к северо-западу от Буиры по уничтожению остатков фаланги «Аль-Фарук» из состава «Аль-Каиды в странах (исламского) Магриба» (АКИМ).

27 февраля  прокуратура г.Беджаия объявила об аресте в Алжире гражданина этой страны, проживающего в Бельгии, по подозрению в причастности к терактам в Париже 13 ноября 2015 года. По данным газеты «Суар д`Альжери», речь идет о некоем 29-летнем Зухейре Мехдауи, который выехал из Алжира в 2012 году в Турцию. Затем его следы были замечены в Греции. Потом он появился в Бельгии, где в 2014 году женился на подданной этой страны. Его представили как близкого сподвижника Абдельхамида Абаауда, считающегося организатором терактов в Париже.

Как представляется, проблема смены власти может стать ключевой для Алжира в 2016 году. И есть серьезные сомнения, что династический вариант ее решения будет спокойно принят алжирцами.

52.19MB | MySQL:103 | 0,447sec