Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 февраля – 6 марта 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Афганистане. В Сирии, несмотря на имеющиеся нарушения, в основном соблюдается режим перемирия между правительственными силами и большинством вооруженных формирований оппозиции. Афганское радикальное исламистское движение «Талибан» заявило о своем отказе от участия в мирных переговорах с кабульским правительством.

3 марта аравийские монархии признали ливанское шиитское движение «Хизбалла» и «подконтрольные ему группы и ячейки» террористическими организациями. Этот шаг был сделан на фоне общего осложнения отношений стран-членов ССАГПЗ, в первую очередь Саудовской Аравии, с Ливаном, а также в контексте наступления аравийских монархий «на позиции Ирана в регионе Ближнего Востока, чтобы ослабить влияние Тегерана и ограничить его участие в решении внутренних проблем в арабских странах».

В Сирии, несмотря на имеющиеся нарушения и взаимные обвинения конфликтующих сторон, в основном соблюдается вступивший в силу 27 февраля режим перемирия между правительственными силами и большей частью вооруженных формирований оппозиции. При российском посредничестве в различных районах САР активно идет процесс заключения соглашений о прекращении огня между представителями сирийских властей и различными группами оппозиции. Снижение уровня насилия в стране подтверждают Россия, США и ООН. Одновременно, хотя и не повсеместно, осуществляется доставка гуманитарной помощи в осажденные города и районы.

В то же время экстремистские группировки «Исламское государство» (ИГ), «Джебхат ан-нусра» (на них режим перемирия не распространяется) и некоторые формирования оппозиции продолжают вести боевые действия. Более того, боевики ИГ (Запрещено в России) усилили атаки в провинциях Алеппо, Хама и Дейр-эз-Зор. Боевики «Джебхат ан-нусры» (запрещена в России) активно действуют в провинциях Идлиб и Хама. Перемирие нарушили на южной окраине Алеппо боевики группировки «Ахрар аш-Шам». Продолжаются бои и в некоторых районах, прилегающих к Дамаску, в провинциях Латакия, Хасеке и Ракка. Турецкая армия ведет артиллерийские обстрелы приграничных районов Сирии, особенно тех, которые находятся под контролем курдских формирований. По данным МО России, Турция поддерживает террористов оружием и припасами, и тем самым «несет полную ответственность за продолжение боев в сирийских провинциях Идлиб и Алеппо».

Президент России В. Путин в ходе состоявшегося 4 марта телефонного разговора с лидерами Великобритании, Германии, Италии и Франции подтвердил приверженность Москвы режиму прекращения огня в Сирии. Канцлер ФРГ А. Меркель заявила, что ходе разговора в адрес Москвы прозвучал призыв «оказать влияние» на официальный Дамаск, чтобы сирийские правительственные войска также придерживались режима прекращения огня. По словам Меркель, «мы были едины во мнении, что политический процесс в Сирии должен быть запущен как можно быстрее». Лидеры пяти стран выразили готовность работать сообща для решения гуманитарных проблем Сирии и подчеркнули актуальность продолжения бескомпромиссной борьбы с ИГ, «Джебхат ан-нусрой» и другими террористическими организациями в Сирии. Путин указал, что решение сирийских властей о проведении в апреле парламентских выборов осуществляется в соответствии с действующей конституцией САР и не мешает шагам по выстраиванию мирного процесса.

Президент Сирии Б. Асад считает действующее перемирие в Сирии «проблеском надежды». Асад предложил боевикам оппозиционных группировок амнистию и возможность вернуться к мирной жизни.

Россия для усиления контроля за соблюдением перемирия в Сирии создала систему, полностью отслеживающую ситуацию в зоне конфликта, заявили в МО РФ. При этом российские ВКС и ВВС Сирии не наносят удары по сирийским вооруженным формированиям, поддержавшим режим прекращения боевых действий. В то же время продолжаются удары по боевикам ИГ и «Джебхат ан-нусры». Глава Пентагона Э. Картер подчеркнул, что перемирие в Сирии «между сторонами гражданского конфликта никак не влияет на операцию США против ИГ». Более того, операция против ИГ будет усилена на фоне перемирия в Сирии.

РФ и США согласовали процесс проверки сведений о нарушении режима прекращения огня в Сирии, заявил 29 февраля госсекретарь США Дж. Керри. Обмен информацией между Россией и США осуществляется через центры мониторинга на базе Хмеймим в Сирии и столице Иордании Аммане.

Сотрудники российского Центра по примирению в Сирии осуществляют свою работу в провинциях Хама, Хомс, Латакия, Дамаск, Алеппо и Дераа. На прошедшей неделе в стране при посредничестве российского Центра было достигнуто более 40 соглашений о локальных примирениях, растет число отрядов оппозиции, присоединяющихся к соблюдению режима перемирия.

Главы внешнеполитических ведомств России и США С. Лавров и Дж. Керри в телефонном разговоре высказались за скорейшее начало межсирийских переговоров в Женеве. Непрямые переговоры между правительством Сирии и оппозицией стартуют в Женеве 9 марта, сообщил 5 марта спецпредставитель ООН по Сирии С. де Мистура. В то же время сирийские оппозиционеры, контролируемые КСА, Турцией и Катаром, заявляют, что «в настоящее время условия в стране не способствуют возобновлению переговоров», хотя признают, что «оппозиция еще не приняла окончательного решения» относительно возможности участия в переговорах в Женеве.

По информации СМИ, 5 марта в городе Ракка — самопровозглашенной «столице» ИГ – началось восстание местных жителей против джихадистов.

На минувшей неделе афганское радикальное исламистское движение «Талибан» заявило об отказе от участия в мирных переговорах с кабульским правительством, которые должны были начаться в марте. В заявлении движения говорится: «До тех пор, пока оккупация не закончится, талибы не будут удалены из черных списков и освобождены заключенные, эти бесполезные и вводящие в заблуждение переговоры не дадут никакого результата».

Со своей стороны, власти Афганистана отказались формировать в стране временное правительство, что также является одним выдвинутых «Талибаном» условий начала переговорного процесса. Данный шаг в Кабуле мотивировали тем, что это противоречит нормам конституции Афганистана и основам политической системы страны. «Президент и правительство Афганистана были избраны в результате волеизъявления граждан, и поэтому любые требования о создании временной администрации в корне противоречат нашей конституции».

3 марта в Кабул с визитом посетил командующий пакистанской армии генерал Р. Шариф. На переговорах с афганским военно-политическим руководством генерал заявил, что Исламабад поддерживает усилия Кабула по восстановлению мира и стабильности в Афганистане. Шариф также провёл переговоры с новым командующим ВС США и НАТО в Афганистане генералом Дж. Николсоном, а также с находившимся в Кабуле главой Комитета начальников штабов ВС США генералом Дж. Данфордом. Стороны обсудили вопросы региональной безопасности и охраны границ, в том числе «конкретную задачу координации усилий по борьбе с нелегальным пересечением афганской границы боевиками».

Советник премьер-министра Пакистана по вопросам иностранных дел С. Азиз 4 марта сделал заявление о значительном влиянии Исламабада на лидеров афганских талибов, проживающих на пакистанской территории вместе с семьями.

По итогам прошедших 26 февраля в Иране выборов в Меджлис (парламент) и Совет экспертов большинство получили представители реформаторов и умеренных консерваторов, которые поддерживают курс президента ИРИ Х. Роухани. Так, реформаторы получили не менее 85 мест, еще 73 места получили близкие к ним умеренные консерваторы, что дает им большинство (54%) в 290-местном парламенте. Сторонники более жесткого курса завоевали 68 мест. Пять мест получат кандидаты от религиозных и национальных меньшинств. Остальные 69 мест будут распределены по итогам второго тура выборов, который намечен на апрель. Умеренные силы также получили 59% в Совете экспертов — органе, избирающем верховного лидера Ирана. Итоги выборов в Меджлис и Совет экспертов подтвердили стремление населения страны к модернизации.

На минувшей неделе Иран с визитом посетил премьер-министр Турции А. Давутоглу, который провел в Тегеране переговоры с первым вице-президентом ИРИ Э. Джахангири, а также был принят президентом Ирана Х. Роухани. На переговорах обсуждались «стратегические направления сотрудничества»: транспорт, туризм, энергетика, торговля, таможенные процедуры, межбанковское сотрудничество. Достигнута договоренность довести двусторонний ежегодный торговый оборот до 30 млрд долларов уже через два года. Иранская сторона отметила, что «политические разногласия временного характера не должны влиять на дружественные отношения между Ираном и Турцией, давние и глубоко укоренившиеся», а Давутоглу заявил, что Турция и Иран должны работать над общей перспективой, чтобы положить конец межрелигиозной вражде в регионе.

«Наши отношения с Россией находятся на хорошем уровне, между странами есть сотрудничество. Конечно, это вовсе не означает согласия Ирана с любым шагом России», — отметил 6 марта президент ИРИ Х. Роухани.

В Турции суд Стамбула 4 марта назначил внешних управляющих в ведущей оппозиционной газете «Заман», которая ранее неоднократно подвергалась преследованиям со стороны властей. Редакция считает, что это приведет к ее закрытию. Считается, что газета связана с проживающим в США исламским оппозиционером Ф. Гюленом и его движением «Хизмет», которое Анкара обвиняет в дестабилизации ситуации в Турции летом 2013г. и попытках подрыва власти. Полиция штурмом овладела зданием редакции и применила спецсредства для разгона демонстрантов, собиравшихся у редакции «Заман» 4 и 5 марта. МИД России, госдепартамент США и Евросоюз раскритиковали турецкое правительство за захват редакции оппозиционной газеты и призвали соблюдать в стране принципы свободы слова.

Подразделения ливийской армии 3 марта выбили формирования экстремистов с одной из наиболее крупных баз, которые они удерживали в городе Бенгази на востоке страны.

Тем временем 3 марта министр иностранных дел и международного сотрудничества Алжира Р. Ламамра заявил, что «любое вооруженное вмешательство в Ливию лишь вызовет больше разрушений и человеческих жертв. Военные авантюры не имеют шансов на то, чтобы привести к урегулированию ливийского конфликта ни в ближайшем будущем, ни в долгосрочной перспективе». При этом «Алжир уважает право Ливии установить тот режим, который она считает подходящим для своего народа».

Армия Ирака начала 1 марта «широкое наступление» на позиции боевиков ИГ к северу от Багдада. В операции задействованы порядка 7 тыс. военнослужащих иракской армии, контртеррористических спецподразделений, а также полиции и местного ополчения. Сообщается, что целью операции является нанесение удара «по основному коридору, связывающему оплот ИГ на севере Ирака в районе Мосула, с расположенными южнее позициями».

29 февраля Кувейт и НАТО подписали соглашение об упрощении транзита контингента и техники стран альянса через территорию эмирата. Речь идет о транзите личного состава, оборудования и техники в Афганистан, а также к местам проведения других операций, проводимых НАТО в регионе. Это — первое подобное соглашение Североатлантического альянса с аравийскими монархиями. В Кувейте также будет создан региональный центр НАТО, целью которого станет координация в сфере борьбы с терроризмом, оказание гуманитарной помощи и противодействие кризисам и катастрофам.

6 марта Египет и Франция начали учения ВМС и ВВС «Рамзес-2016» в Средиземном море в территориальных водах и воздушном пространстве АРЕ. В них участвует поставленный недавно Парижем египетским ВМС фрегат типа FREMM и флагман ВМС Франции, авианосец «Шарль де Голль».

Приложение

 

 

О некоторых особенностях мароккано-алжирских отношений

 

 

Марокко и Алжир являются крупнейшими странами Арабского Магриба, и от состояния отношений между ними в значительной степени зависит общее положение дел в этом регионе. Два государства традиционно соперничают за лидерство в северо-западной части Африки, кроме того, между ними до настоящего времени не урегулированы территориально-пограничные споры. Главным же камнем преткновения между Марокко и Алжиром с середины 1970-х гг. остается проблема Западной Сахары, по вопросам урегулирования которой Рабат и Алжир занимают диаметрально противоположные позиции, сближение или изменения которых в обозримой перспективе не просматриваются. При этом ввиду остроты проблемы от участников конфликта практически невозможно ожидать уступок, «которые бы позволили выработать некое «соломоново решение». Ведь любая из них, учитывая создавшееся положение, будет равносильна поражению того или иного участника спора».

Все это делает мароккано-алжирские отношения сложными, подверженными периодическим обострениям. Так, только заявления по Западной Сахаре, сделанные высокопоставленными политиками и дипломатами в Рабате или Алжире, как правило, становятся поводом для всплесков напряженности и вражды, вплоть до отзыва послов. Обе стороны регулярно обвинят друг друга в экспансионизме и колониализме.

Рабат считает Западную Сахару неотъемлемой частью королевства, а решение проблемы видит в предоставлении сахарским территориям широкой автономии в составе Марокко, так как территориальная целостность страны «не подлежит обсуждению». В Рабате обвиняют Алжир в оказании политической поддержки и помощи, в том числе военной, сахарским сепаратистам из Фронта ПОЛИСАРИО. Жесткость позиции Марокко по сахарской проблеме обусловлена тем, что от ее решения во многом зависит устойчивость королевского режима, так как в стране существует консенсус всех политических сил в деле «восстановления исторических границ Марокко». В то же время все острее встает вопрос о том, насколько целесообразен избранный курс. Ведь присоединение Западной Сахары и эксплуатация ее природных богатств не только не привели к улучшению положения дел в стране, но и стали тяжелым бременем для королевства, поскольку истощают его силы в финансовом и экономическом отношениях, вынуждают держать крупные военные силы на сахарских территориях.

Руководство Алжира считает, что судьбу сахарских территорий доложен решить референдум с участием всего коренного населения. Алжирцы поддерживают идею переговоров между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО «без выдвижения предварительных условий», но с учетом возможности реализации права сахарцев на самоопределение. Алжир также настаивает на том, чтобы западносахарская проблема была вынесена за рамки двусторонних отношений с Марокко, так как ее решение является делом ООН. В то же время представители правящего в Алжире режима фактически видят в сопротивлении «гегемонистским» планам Рабата в Западной Сахаре национальную задачу страны. По экспертным оценкам «в данном случае речь идет об обеспечении собственной безопасности недопущении дальнейшего проникновения Марокко в Африку и регион Сахеля».

Таким образом, неурегулированность ситуации вокруг Западной Сахары сохраняет потенциальную опасность для стабильности в Северо-Западной Африке.

Марокканская военная доктрина определяет в качестве наиболее вероятного противника Алжир, а алжирская — Марокко. Между двумя странами периодически разворачивается гонка вооружений. Марокко и АНДР являются лидерами по закупке вооружений в Африке – 56% общего военного импорта континента в 2011-2015 гг. При этом Алжир в 2011-2015 гг. увеличил военный импорт на 18% по сравнению с 2006-2010 гг. За этот же период зарубежные военные закупки Марокко выросли на 528%, но, тем не менее, были меньше алжирских.

Вместе с тем, история мароккано-алжирских отношений показывает, что руководство обоих государств не стремится резко обострять ситуацию, а тем более доводить ее до взрывоопасного состояния. В Рабате и Алжире регулярно утверждают о «невозможности какой-либо войны между двумя братскими странами», но при этом алжирцы заявляют, что «война – это выбор, к которому прибегнет Алжир только в одном случае – при нарушении его границ, унаследованных от эпохи колонизации». К тому же на сегодняшний день проблема окончательной демаркации границ между двумя странами не является столь острой, как пытаются представить некоторые аналитики. Марокко и Алжир подписали соглашения по данному вопросу, но они все еще не ратифицированы марокканским парламентом.

Марокко и Алжир регулярно заявляют о своем стремлении к нормализации двусторонних отношений и периодически делают шаги в этом направлении, однако этот процесс идет очень трудно, со сбоями. Так, Рабат и Алжир аннулировали визовый режим для граждан двух стран. В то же время сухопутная граница между ними остается закрытой с 1994 г. Марокко постоянно требует ее открытия. Однако Алжир хочет, чтобы этот шаг произошел в рамках урегулирования всего комплекса двусторонних отношений.

Не способствует улучшению мароккано-алжирских отношений и низкий уровень экономических связей между двумя странами. Так, показатели внешней торговли между ними значительно уступают показателям соседних европейских государств (Испания, Италия, Франция), а также ряда других стран, в том числе некоторых арабских. По мнению алжирского исследователя Л. Хмадауш, «экономики двух стран очень разные, они не дополняют друг друга». Со времени создания в 1989 г. Союза арабского Магриба, Алжир подписал с Марокко наименьшее число договоров и соглашений в торгово-экономической сфере, чем с другими членами этой организации (Ливия, Мавритания, Тунис). В Алжире это обстоятельство объясняют незаинтересованностью марокканской стороны «реально взаимодействовать со своим западным соседом в решении политических и экономических проблем».

Дополнительные сложности в двусторонние отношения привносит проблема нелегальной миграции. Потоки мигрантов из юга Сахары на территории Алжира поворачивают к границе с Марокко, чему способствует многолетняя политика алжирских властей. Из Алжира в обход пограничных КПП и военных патрулей мигранты, а вместе с ними джихадисты из Ливии попадают в Марокко. В дальнейшем африканские мигранты частично оседают в Марокко, но в основном направляются в страны Европы, предварительно пробираясь к заранее известным местам сбора расположенным на средиземноморском побережье королевства. Массовой подобная инфильтрация мигрантов стала с 2004 г. Также через границу контрабандно провозятся нефтепродукты и оружие. В обратную сторону идет поток марокканского гашиша. При этом «пограничники и спецслужбы обеих стран не могут, а в некоторых случаях не желают эффективно перекрывать нелегальные трансграничные пути». На фоне взаимных обвинений в 2014 г. Марокко и Алжир стали возводить на границе различного рода заградительные сооружения, но пока эти меры не принесли желаемого результата.

В Алжире, в основном в крупных городах на западе республики, работает большое число марокканских гастарбайтеров. В периоды обострения двусторонних отношений алжирские власти проводят кампании по их задержанию и выдворению из страны. Одновременно усиливается охрана границы с целью пресечения проникновения подданных королевства в АНДР.

Вместе с тем, у Алжира и Марокко имеются важные совместные интересы. В частности, через марокканскую территорию проходит газопровод Алжир — Западная Европа, в успешной работе которого заинтересованы оба государства. Две страны совместно участвуют в различных международных проектах, в том числе военно-политической направленности. В первую очередь, это относится к Евро-Средиземноморскому сотрудничеству. Марокко и Алжир участвуют в группе «5 + 5» (5 стран Магриба + Испания, Италия, Мальта, Португалия и Франция).

В целом, несмотря на имеющиеся серьезные нерешенные проблемы, ожидать резкого ухудшения мароккано-алжирских отношений, а тем более перехода их в русло открытой силовой конфронтации не приходится. По мнению экспертов, «обе стороны едины во мнении, что необходимо преодолеть трудности, мешающие нормализации отношений двух стран, такие, как проблема Западной Сахары, и сосредоточиться на развитии двусторонних экономических отношений, а также на возрождении идеи объединения стран Магриба, которая находится в застывшем состоянии. Алжир и Марокко хорошо понимают важность сотрудничества ради стабильности региона Магриба, ради укрепления и развития экономических отношений между странами этого региона». Однако, учитывая тяжелый груз сложных проблем в мароккано-алжирских отношениях, процесс их налаживания будет трудным, длительным и, отнюдь, не прямолинейным.

62.98MB | MySQL:102 | 0,568sec