О производстве каннабиса в Марокко

По данным ВОЗ, продукты каннабиса прочно лидируют на черном рынке в ряду запрещенных наркотиков, являющихся предметом злоупотребления[i]. Производство растительной массы каннабиса – марихуаны распространено практически во всех странах, смола каннабиса (гашиш) производится почти в 65 странах мира.

Одним из крупнейшим в мире производителем смолы каннабиса из растений, выращенных в открытом грунте, является Марокко, в последние годы уступив только Афганистану.

Согласно некоторым источникам, распространение каннабиса в королевстве началось в XVI-XVII веках. Это растение использовалось для внутреннего потребления, в том числе для курения, приготовления отдельных блюд национальной кухни и даже в некоторых религиозных обрядах.

Позднее центром культивирования каннабиса в стране стал горный район Эр-Риф на севере Марокко, чему способствует терруар. Несмотря на запрет потребления гашиша и марихуаны в королевстве после получения независимости, власти не принимали активных мер по искоренению его выращивания в Эр-Рифе с целью поддержания лояльности у берберских племен, населяющих местность, для которых каннабис являлся одним из главных источником доходов.

Эти горные районы считаются более густонаселенными и экономически отсталыми по сравнению с остальной частью королевства, что послужило причиной активной миграции части этнической группы риф  в страны Европы в 1960-1970-х годах. Согласно оценкам, более 1 миллиона представителей племен Эр-Рифа проживает сегодня во Франции, Голландии, Бельгии, Испании и иных странах Старого Света. Именно через рифские общины  организовывалась сеть контрабандной торговли марокканским каннабисом, гашишем и марихуаной. Сегодня, когда горные районы Эр-Рифа обеспечивают более 95 % урожая каннабиса в стране, берберские диаспоры в странах ЕС продолжают активно вовлекаться в эту деятельность, но их доминирующее положение утрачено: в этом бизнесе участвуют десятки тысяч марокканцев и европейцев.

Иными причинами увеличения объемов выращиваемого каннабиса в 60-70-е годы прошлого века стал рост спроса со стороны европейцев, как туристов, так и потребителей по ту сторону Средиземного моря. Расширению контрабанды активно способствовала и географическая близость к Европе.

Королевство стало одним из главных производителей продукции из каннабиса в мире и основным ее поставщиком в Старый свет: в середине 1990 –х годов от 70 % до 80 % марихуаны и гашиша, потребляемого в Европе, имело марокканское происхождение[ii]. Согласно оценкам, в королевстве в 1990-х гг. выращивалось более 90 000 тонн каннабиса и производилось около 3 тыс. тонн порошка ежегодно, а общая площадь земель, на которых выращивалась эта культура, достигала 150 тыс. гектаров. Большая часть экспортируется и реализуется в не переработанном виде по причине того, что марокканский гашиш имеет репутацию товара низкого качества ввиду добавления в него чуждых элементов с целью увеличения объемов. Поэтому, торговцы наркотиками нередко предпочитают приобретать растения в чистом виде и перерабатывать их самостоятельно.

Контрабанда в Старый Свет осуществляется в основном морским путем через Испанию и, в меньшей степени, Великобританию (рынок последней характеризуется высокими ценами на психотропные вещества, поэтому рассматривается как более выгодный, а между британскими и испанскими группировками в прошлые годы имела место конкуренция за марокканскую продукцию). Объединение европейских стран и ослабление внутреннего пограничного контроля в Европе значительно облегчили работу контрабандистам. Перевозка наркотических веществ тесно связана с бизнесом по перевозке нелегальных мигрантов, для которых Марокко было одним из главных направлений в 1990-е и нулевые годы. Самыми распространенными маршрутами являются направления[iii]:

— через Канарские острова и далее к атлантическому побережью Испании и Португалии, а иногда напрямую в Великобританию и Нидерланды. Активности этого направления способствует развитый сектор рыболовства в этих водах и большое количество шхун и лодок, которые сложно контролировать;

— из Касабланки к атлантическому побережью Испании и Португалии;

— через испанские анклавы Сеута и Мелилья, эти направления использовались британскими контрабандистами[iv];

— через портовые города королевства на Средиземном море (Танжер, Надор и др.) к Испании. Направление считается одним из самых активных даже сегодня, в него вовлечены многие жители испанских городов и деревень, расположенных на Средиземном море. Помимо скоростных, рыбацких и иных лодок, транспортировка наркотиков осуществляется с помощью грузовиков и самолетов. Зачастую используется метод мулинга (процесс перевозки наркотиков в контейнерах в желудочно-кишечном тракте), особенно с привлечением мигрантов.

При этом Испания не основной потребитель гашиша и марихуаны в Европе, а главный центр транспортировки и распределения (на нее в нулевые годы приходилось 75 % изъятий гашиша и марихуаны в ЕС), прежде всего в Италию и Францию.

Согласно некоторым подсчетам, общий объем доходов, приносимый этим криминальным бизнесом, оценивается в 12,5 млрд долл. ежегодно (это эквивалентно 4 % ВВП Марокко). При этом суммы, уплачиваемые непосредственно производителям каннабиса в Эр-Рифе, меньше чем цена реализации конечному потребителю в 50 раз. Ввиду этого, непосредственно крестьяне получают менее 10 % от общего дохода с продажи каннабиса и продукции из него.

Основная масса дохода распределяется между многочисленными звеньями контрабандной сети, а также генерируется у мафиозных структур европейских стран и Марокко.

Несмотря на принимаемые усилия (количество случаев задержания незаконных партий каннабиса и гашиша превышает 10 тыс. ежегодно, тысячи людей подвергались и подвергаются арестам по обвинению в его перевозке), серьезного сокращения объемов контрабанды не происходило.

В европейской прессе и даже некоторых официальных отчетах полиции 1990-х и нулевых годов неоднократно указывалось на наличие неофициального сговора марокканских властей (особенно в силовых структурах) и контрабандистов, что способствовало процветанию отрасли. Так же указывалось на тесную связь наркоторговцев с туристическим бизнесом и рынком марокканской недвижимости: значительная часть денег, вырученных за счет торговли каннабисом, возвращалась в королевстве именно в виде инвестиций в развитие недвижимости и отелей, чему, по мнению аналитиков, способствовало несовершенство законодательства Марокко о противодействии отмыванию денег.

Однако с конца 1990-х годов Рабат взял курс на углубление кооперации с ЕС, в том числе в сфере безопасности. Одним из приоритетных направлений стала борьба с нелегальной миграцией, а так же с контрабандой каннабиса, в том числе в тесном взаимодействии с испанскими правоохранительными органами. На практике это заключалось в усилении контрольных мер, а также уничтожении полей по выращиванию каннабиса в Эр-Рифе.  Одновременно были осуществлены финансовые инвестиции, в том числе более 70 млн евро со стороны ЕС, в улучшение и развитие сельскохозяйственной инфраструктуры в Эр-Рифе с целью предоставить населению альтернативные источники заработка (наиболее привлекательной рассматривалось выращивание коз и производство молочной продукции). Достижению целей правительства способствовала и низкая урожайность 2005-2006 годов.

В результате за 10 лет, к 2010 году, площадь культивируемых земель сократилась до 47 тыс. га, объемы производимого гашиша до 760 тонн, а объемы каннабиса менее 30 тыс. тонн. Во время «арабской весны» в 2011 году, опасаясь народных волнений, власти прекратили уничтожение плантаций для выращивания каннабиса в Эр-Рифе. Сегодня провозглашенная цель правительства – снижение общей площади полей для выращивания этой культуры до 34 000 га к 2020 году.

Одновременно стали более активно использоваться контрабандные маршруты через Алжир в Ливию, Тунис и далее через Средиземное море к Италии и Франции, которые стали более безопасными по сравнению с марокканскими, особенно после 2011 года.

Достигнутые показатели по снижению производства и контрабанды этих наркотических средств преподносятся марокканскими и испанскими властями как большой успех. Однако, на наш взгляд, важное влияние оказали и объективные факторы.

В первую очередь, это рост импорта в страны ЕС гашиша и марихуаны, произведенного в Афганистане в нулевых годах, который составил конкуренцию марокканской продукции.

Ввиду развития технологий по выращиванию каннабиса и выведению новых сортов культивирование этого растения получило распространение и в Европе, причем здесь продукция характеризуется как более качественная по сравнению с марокканской. Новые сорта в последние годы тоже стали выращиваться в королевстве и почти заменили традиционные, что привело к росту его урожайности с единицы площади. По мнению аналитиков, по этой причине данные об объемах производства каннабиса могут быть значительно занижены, несмотря на снижение посевных площадей в 3 раза.

Что касается инвестиций в местность с целью развития альтернативных секторов сельского хозяйства, то их эффективность оценивается как невысокая: даже при самом благоприятном развитии событий потенциальные доходы фермеров будут в десятки раз ниже по сравнению с производством каннабиса.

В самом же Марокко гашиш сегодня достаточно распространен. Иностранным туристам торговцы предлагают его прямо на улице даже в центральных районах городов, не стесняясь полиции. Правда, местные жители считают, что найти гашиш хорошего качества можно только в Эр-Рифе, а в других регионах страны употреблять его опасно для здоровья.

Согласно отчетам Международного совета по контролю за наркотическими средствами, королевство остается главным поставщиком каннабиса и продукции из него на европейский рынок. 2/3 захваченной в ЕС продукции приходится на Испанию, почти вся она имеет марокканское происхождение. Однако, марокканская доля на рынке ЕС значительно ниже: афганский гашиш поступает через балканские страны и границы со странами бывшего СССР, где зачастую контроль за распространением наркотиков значительно слабее.

Очевидно, выращивание каннабиса в Марокко сохранится в обозримой перспективе: для более чем 800 тыс. человек в регионах Эр-Рифа это основной источник дохода. Даже в случае принятия самых репрессивных мер со стороны властей заменить эту экономическую активность попросту нечем, а сами такие меры чреваты социальными потрясениями вплоть до самых радикальных проявлений.

Не первый год поднимается вопрос о возможной легализации каннабиса в Марокко с целью его использования в промышленных (например, производство пеньки) или медицинских целях с перспективой выхода на международные рынки. Активным лоббистом этой идеи является оппозиционная партия Authenticity and Modernity Party. Однако, остальные парламентские партии эту инициативу не поддержали. Перспективы выхода марокканского каннабиса на «белые» рынки Европы маловероятны: европейцы предпочтут стимулировать собственное производство этой продукции в медицинских и иных целях для удовлетворения собственных потребностей.

 

[i] https://www.unodc.org/documents/scientific/Cannabis_manual_R.pdf

[ii] http://www.independent.co.uk/news/world/the-moroccan-harvest-cash-is-the-key-to-ending-tradition-of-generation-s-5552448.html

[iii] http://img.poliziadistato.it/docs/Annual_Report_2007_web_1_2.pdf

[iv] http://www.independent.co.uk/news/world/britons-and-dutch-battle-for-control-of-cannabis-smuggling-1248191.html

62.85MB | MySQL:102 | 0,559sec