Ситуация в Ливии: февраль 2016 г.

В феврале стало все больше очевидным, что после Ирака и Сирии США и их союзники могут открыть новый фронт борьбы против «Исламского государства» (ИГ, запрещенного в России)) в Ливии при всей деликатности этой операции. При этом время торопит западные страны, поскольку они прекрасно понимают, что этот фронт должен быть открыт до того, как Ливия превратится в одно из убежищ для ИГ.

По оценкам западных экспертов, к началу февраля численность формирований ИГ в Ливии удвоилась и достигла 5 тысяч человек. Она непрерывно растет за счет притока иностранных джихадистов, в том числе из Ирака и Сирии. К этому времени ИГ контролировало район Сирта и окрестности города Дерна на севере страны, а также обширные территории на ее крайнем юге, что позволяло джихадистам угрожать как Европе, так и странам Сахеля. Действиям ИГ способствует наличие в Ливии огромных арсеналов оружия и неохраняемых границ.

Эксперты сходятся в том, что западное военное вмешательство в Ливии возможно лишь при выполнении нескольких условий. Во-первых, в стране должно быть достигнуто политическое соглашение между Триполи и Тобруком. Во-вторых, должно быть сформировано дееспособное правительство национального единства. И в-третьих, новое правительство должно обратиться к западным странам за помощью.

Пока что западные страны рассматривают несколько вариантов военного вмешательства в Ливии — от нанесения воздушных ударов в поддержку ливийской армии, как это делается в Ираке, до проведения наземной операции. Последняя считается маловероятной.

Считается, что наиболее оптимальный выбор — использование авиации, ударных беспилотных летательных аппаратов и подразделений сил специальных операций, то есть повторение сирийского варианта.

В плане практической подготовки операции Пентагон отправил в Ливию группу экспертов с задачами оценки ситуации на месте и налаживания контактов с местными вооруженными формированиями.

Как считается, западная операция встретит полную поддержку со стороны сил, подконтрольных международно признанному правительству в Тобруке. Что будут делать в такой ситуацции формирования происламистского альянса «Рассвет Ливии», которые контролируют Триполи, сказать пока трудно.

Скорее всего, международную операцию в Ливии возглавит Италия. Участвовать в ней будут США, Великобритания и Франция, а также ряд арабских стран, и в первую очередь — Египет.

Впрочем, пока речь о военном вмешательстве в Ливии против ИГ не идет, что подтвердили итоги состоявшейся 2 февраля в Риме встречи глав МИД 23 стран — членов созданной годом ранее коалиции против ИГ. Все их надежды пока связаны с усилиями ливийского правительства национального единства, которое к тому времени еще не было создано.

Возможно, все сказанное в Риме лишь скрывает реальные замыслы — также 2 февраля французская «Фигаро» сообщила, что Франция якобы «готовит планы по военному вмешательству против ИГ» в Ливии.

3 февраля в роли оракула выступил президент Нигерии Мухаммаду Бухари. Выступая в Страсбурге перед Европейским парламентом, он назвал Ливию «стратегической бомбой замедленного действия». «Я хотел бы предупредить о нашей серьезной озабоченности относительно ситуации на юге Ливии, которая становится стратегической бомбой замедленного действия для Африки и Европы», — сказал он. «Юг Ливии, который неподконтролен ни одной власти, превратился в рынок оружия. Это оружие угрожает безопасности не только региона Сахеля, но и всей Северной Африки, а также Европы», — предупредил он.

23 февраля министр обороны Италиии Роберта Пинотти сообщила, что ее страна дала согласие на использование американской авиабазы в Сигонелле (Сицилия) для базирования ударных беспилотников, которые будут использоваться для нанесения ударов по целям ИГ в Ливии.

Тем временем в феврале продолжились перипетии вокруг формирования правительства национального единства в связи с намеченным на 5 февраля объявлением его нового состава взамен первоначального, отвергнутого в Тобруке. Как заявил 1 февраля в Алжире специальный представитель генерального секретаря ООН по Ливии Мартин Коблер, правительство национального единства должно работать только в Триполи с тем, чтобы быть реально дееспособным.

2 февраля Всеообщий национальный конгресс (ВНК, параллельный «парламент», базирующийся в Триполи) исключил из своего состава 10 «депутатов», подписавших в декабре прошлого года без одобрения ВНК мирное соглашение с Тобруком в марокканском Схирате. По оценке вице-спикера ВНК Авада Абдель Садика, это соглашение – «нулевое». Среди исключенных из состава ВНК — бывший вице-спикер «парламента» Салех аль-Махзум.

4 февраля в Схирате началось заседание Президентского совета Ливии во главе с новым премьер-министром Файезом Сараджем с целью определить состав нового кабинета национального единства взамен отвергнутого.

Президентский совет состоит из 9 человек. Он был создан на основании политического соглашения, подписанного в декабре под эгидой ООН в Схирате.

8 февраля Ф.Сарадж запросил дополнительную неделю для формирования нового состава правительства национального единства. Уже 9 февраля международно признанный парламент дал Ф.Сараджу время до 14 февраля для формирования правительства национального единства. Как и ожидалось, самым проблемным оказался выбор будущего министра обороны.

Первоначально на этот пост планировался Аль-Махди аль-Баргати, полковник из вооруженных сил Тобрука. Однако против него выступил член Президентского совета и ближайший сподвижник генерала Х.Хафтара Али аль-Гатрани. Не исключено, что в итоге этот пост останется вакантным с тем, чтобы сохранить достигнутый консенсус относительно формирования правительства национального единства.

14 февраля Президентский совет объявил из Схирата, что правительство национального единства сформировано, и что его состав будет представлен на утверждение международно признанному парламенту. Как стало известно, при этом два члена Президентского совета отказались подписывать документ о фоормировании правительства.

В составе предложенного кабинета предполагалось наличие 18 министерских постов, в том числе 5 — госминистров. Пост министра обороны сохранился за Аль-Махди аль-Баргати.

23 февраля парламент в Тобруке не смог утвердить состав нового кабинета из-за отсутствия кворума.

Тем временем никуда не делись боевые действия на всех возможных ливийских «фронтах».

7 февраля самолет неизвестной принадлежности нанес удар по больнице города Дерна, контролируемого «Советом шуры муджахидинов Дерны» (СШМД) — исламистской коалицией с участием группировки «Ансар аш-шариа», ливийского «филиала» «Аль-Каиды» (запрещена в России). Эта коалиция ведет боевые действия как против формирований правительства в Тобруке, которые возглавляет генерал Халифа Хафтар, так и против отрядов ИГ. В результате авиаудара погибли 4 человека, в том числе 2 боевика, медсестра и ребенок.

Формирования СШМД выбили джихадистов ИГ из Дерны в июле 2015 года. 21 января они отбили попытку отрядов ИГ восстановить контроль над Дерной.

8 февраля представитель ливийской армии (Тобрук) сообщил, что истребитель МиГ-23 ВВС Ливии разбился на востоке страны после нанесения удара по позициям ИГ в 15 км от г.Дерна. Пилоту удалось спастись. По даннным близкого к Тобруку информационного агентства «Лана», самолет разбился из-за «технических проблем».

19 февраля самолет неизвестной принадлежности нанес удар по дому в г.Сабрата близ Триполи, где проходило совещание полевых командиров ИГ. В результате удара погибли до 50 человек, главным образом — граждан Туниса. По некоторым данным, самолет был американским.

В тот же день представитель Вашингтона сообщил, что американские самолеты нанесли удары по тренировочному лагерю ИГ в Ливии и по цели «высокой важности». В результате второго из них с «большой вероятностью» был уничтожен полевой командир ИГ Нуреддин Шушан, организовавший два теракта в Тунисе в 2015 году. Его считают туниссцем, однако боевой псевдоним говорит о том, что он может быть чеченцем по происхождению.

В марте 2015 года в результате атаки на музей в Бардо погибли 22 человека, в июле при нападении на пляж одного из отелей в Сусе погибли 38 человек, в том числе 30 британцев.

Теоретически Сабрата контролируется коалицией «Рассвет Ливии». Проведение там совещания полевых командиров ИГ говорит только об одном — ИГ и «Рассвет Ливии» о чем то договорились. Подобная договоренность выглядит логичной — исламистам проще договориться между собой. Главный вывод отсюда — соглашение в Схирате о формировании правительства национального единства реализовать будет очень трудно.

 

США таким образом во второй раз за три месяца нанесли удар по целям джихадистов в Ливии. В предыдущий раз, 13 ноября 2015 года, был уничтожен иракец Абу Набиль, представленный как главарь ИГ в Ливии.

Уже позднее стало известно, что в результате удара по тренировочному лагерю ИГ погибли, в частности, двое сербов, похищенных джихадистами в ноябре 2015 г.

23 февраля предположение о возможном альянсе между ИГ и «Рассвтом Ливии» не подтвердилось — в Сабрате начались бои между исламистами. Сначала формированиям ИГ удалось захватить центр Сабраты, однако затем они были выбиты оттуда отрядами «Рассвета Ливии».

23 февраля силы генерала Х.Хафтара нанесли решающий удар в битве за Бенгази. Они ворвались в центральный квартал города Лити, считавшийся бастионом ИГ, а также вошли в военные городки 319-й и 36-й бригад в юго-восточной части города. Они также захватили штаб-квартиру исламистской бригады «Аш-Шахати» в южной части города.

В ходе начавшегося 4 днями ранее наступления правительственные части взяли портовый город Мрейса. В ходе наступления за 4 дня они потеряли 20 человек убитыми.

Бои за Бенгази шли два последних года. В них с одной стороны участвовали силы генерала Х.Хафтара, с другой — исламисты из ИГ и «Ансар аш-шариа».

Сразу же поступили данные о том, что военные успехи сил Х.Хафтара не обошлись без участия французских военных из состава сил специального назначения. Эти даанные были тут же опровергнуты Тобруком.

В любом случае очевидно, что западные страны, явно или неявно, будут наращивать свое участие в вооруженном противостоянии против ИГ в Ливии. Иного пути они себе не оставили. Но сейчас они лишь пытаются исправить то, что сами натворили в этой стране в 2011 году.

52.21MB | MySQL:103 | 0,465sec