Деятельность «Исламского государства» на Филиппинах и в Таиланде

Преобразование группировки «Аль-Каида» в «Джебхат ан-нусра» и «Исламское государстве» (организации запрещены в России) в течение последних пяти лет повлекло временную утрату связи между ближневосточными и юго-восточными исламистами. Однако завоевание новых территорий в Сирии и Ираке этими группировками, налаживание схем финансирования деятельности позволили Абу Бакру аль-Багдади восстановить контакты с «братьями по оружию» из Филиппин, Малайзии, Индонезии и Таиланда. По информации СМИ Филиппин в 2014 г. на верность ИГ присягнули следующие группировки:

«Абу Сайяф» (руководитель Инсилон Хапилон);

«Отделение Абу Сайяф на архипелаге Сулу» (руководитель Радула Сахирон);

«Национальный Освободительный Фронт Моро»;

«Исламский Освободительный Фронт Моро»;

«Ансар аль-Халифа»;

«Батальон Ансар аль-Шария» (руководитель Абу Анас аль-Мухаджир, он же Мухамад Наджиб Хуссеин);

«Батальон Маррака аль-Ансар» (руководитель Абу Аммар, заместитель Абу Харид);

«Ансарул Килафа Филиппины» (руководитель Абу Шариф).

После присяги филиппинские исламисты разместили в сети интернет видеосообщения об отправке боевиков, вооруженных самодельными взрывными устройствами, для проведения террористических актов в местах наибольшего скопления военнослужащих ВС США.

По мнению филиппинских правоохранителей, местные исламисты главным образом получают доходы от противоправной деятельности и неспособны серьезно повлиять на обстановку внутри страны. Это понимание основано на том, что в стране с населением 98 млн человек только пять процентов мусульман, т.е. у группировок просто нет и не будет необходимой поддержки от населения. Кадровую базу группировок подорвали их собственные действия по краже скота у фермеров. Основным способом заработка является похищение с целью получения выкупа туристов из Малайзии, КНР, Тайваня, Республики Корея, европейских стран (Дании, Германии, Швейцарии), отдыхающих на островах Саба, Тави Тави, Самал и  Басилан. Активность вышеперечисленных группировок отмечена в провинциях Южный Котабато, Сарангани, Тагалог и в городе Генерал Сантос.

Американские и филиппинские спецслужбы полагают, что именно группировка «Абу-Сайяф», как наиболее организованная и законспирированная проводила первичное обучение боевиков из числа китайских уйгур. Вероятно, тренировочные лагеря расположены на нескольких островах архипелага Сулу.

В ряды боевиков филиала ИГ на острове Минданао регулярно прибывают исламисты из Малайзии. По некоторым данным, самые разыскиваемые из террористов (Махмуд Ахмад Али Абу Хандзала, закончил Малайский университет по специальности «сравнительное религиоведение», Мухаммед Джорйни Аванг Райми, бывший муниципальный служащий, Амин Бако) скрываются на территории соседних государств после того, как филиппинские спецслужбы при поддержке коллег из США (1-й отряд специальных операций) провели спецоперацию «Мамасапано». Целью данной операции являлась ликвидация группы террористов (около 60 боевиков), возглавляемой одиозным полевым командиром Зулькифли бин Хир аль-Марвана, прибывшим из Сирии в конце 2014 г.

Филиппинские спецслужбы осуществляют сбор данных о сотрудничестве местных исламистов с ИГ и фактах переправки новых рекрутов через территорию Малайзии и Индонезии. Кроме того, для повышения эффективности борьбы с исламистами власти Филиппин объявили о наградах (до 7 млн долл. США) за поимку руководителей местных группировок, а также иностранных эмиссаров из ИГ и «Джебхат ан-нусры». Однако следует отметить нехватку финансовых средств для масштабных контртеррористических операций в джунглях на многочисленных островах.

По информации СМИ Филиппин, официальный Вашингтон на протяжении последних 13 лет финансирует контртеррористическую деятельность Национальной полиции Филиппин: ежегодно на нужды специальных подразделений выделяется от 40 до 50 млн долл. США. Для сбора информации и осуществления наблюдения в реальном режиме времени регулярно направляются разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты. Кроме того, известно, что на Филиппинах дислоцированы группы Сил специальных операций СВ США, которые, вероятно, участвуют в контртеррористических рейдах по захвату и ликвидации исламистов, а также грузов (боеприпасы и оружие), которые боевики ИГ пытаются переправлять из стран Ближнего Востока в регион Юго-Восточной Азии (ЮВА).

По словам посла США на Филиппинах Филиппа Голберга официальный Вашингтон ведет активные консультации с Манилой по проблематике борьбы с терроризмом и профилактике исламизации местного населения. Американские разведслужбы сообщают, что на стороне группировки ИГ в Сирии и Ираке воюют несколько отрядов, состоящих из граждан Филиппин, Малайзии и Индонезии.

Помимо Вашингтона и местных властей в борьбе с терроризмом и сепаратизмом в ЮВА заинтересован и официальный Пекин, однако реальное взаимодействие китайские спецслужбы смогли установить только с коллегами из Малайзии и Таиланда. Благодаря совместным операциям в этих двух странах арестованы и депортированы в КНР более 500 китайских уйгур, планировавших вступить в ряды ИГ и «Джебхат ан-нусры».

По информации СМИ КНР, официальный Бангкок активно сотрудничает со спецслужбами Республики Корея, Японии и КНР. Именно разведывательные службы РК и Японии предоставили руководству силовых ведомств Таиланда информацию о прибытии в декабре 2015 г. десяти боевиков ИГ с целью проведения резонансных террористических актов на курортах. Руководство Таиланда понимает, что нельзя допустить террористические акты в стране, где основу экономики составляют доходы от туристической деятельности: ежегодно Таиланд посещают более 16 млн туристов, из которых более 25% – это граждане КНР.

Следует отметить, что информационную поддержку официальной Маниле оказывают и спецслужбы Австралии, которые осуществляют активную радио и радиоэлектронную разведку в регионе.

Представители Совета национальной безопасности Таиланда отмечают, что готовы к сотрудничеству и с другими соседями по региону.

Несмотря на усилия силовых ведомств стран ЮВА, в настоящее время не представляется возможным гарантировать безопасность граждан, в том числе иностранцев. Исламисты хорошо организованы, соблюдают меры конспирации и секретности, что серьезно усложняет работу спецслужб по их выявлению, блокированию и уничтожению. Эта проблема носит международный характер, а значит, требует согласованных усилий на уровне ООН, ШОС, АСЕАН и других международных организаций.

52.22MB | MySQL:103 | 0,629sec