Реакция Ирана на решение ССАГПЗ и ЛАГ признать «Хизбаллу» террористической организацией

2-го марта Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) объявил ливанское шиитское движение «Хизбалла» международной террористической организацией1. Генеральный секретарь Совета Абдул Латиф бин Рашид Аль Зайани заявил, что решение связано с тем, что ««Хизбалла» вербует молодежь в странах ССАГПЗ для участия в террористической деятельности, контрабанде оружия и взрывчатых веществ и подстрекательства к беспорядкам и насилию». По его словам, действия «Хизбаллы» в Сирии, Йемене и Ираке не совпадают с гуманитарными и моральными ценностями, и представляет угрозу национальной безопасности.

ССАГПЗ, состоящий из Саудовской Аравии, Катара, Бахрейна, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта, ранее ввели санкции в отношении «Хизбаллы» за поддержку сирийского президента Башара Асада и отправку боевиков в Сирию.

11-го марта на заседании министров иностранных дел в Каире страны-члены Лиги арабских государств (ЛАГ) также признали «Хизбаллу» террористической организацией. В знак протеста главы МИД Ливана и Ирака вышли из зала заседания.

Вслед за решениями арабских организаций в Саудовской Аравии, Бахрейне, ОАЭ и ряде других арабских стран последовали массовые аресты и высылки лиц, обвиняемых в связи с «Хизбаллой» и Ираном. Также арабские страны призвали своих граждан в Ливане покинуть страну.

Министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль заявил, что признание «Хизбаллы» террористической организацией — неприемлемо для Ливана. В заявлении МИД Ливана говорится, что это решение противоречит договору ЛАГ по борьбе с терроризмом. В обоснование своих слов глава ливанского внешнеполитического ведомства заявил, что «Хизбалла»  официально признана ООН, она имеет широкий спектр представительства в ливанских органах власти, согласно конституции Ливана «Хизбалла» имеет фракцию в парламенте. На сегодняшний день два министра в правительстве являются членами организации.

Как известно, «Хизбалла» – военно-политическая шиитская организации, созданная при поддержке Корпуса стражей исламской революции Исламской Республики Иран на основе идеологии имама Хомейни. За все годы деятельности «Хизбаллы» Иран оказывал организации финансовую и военную поддержку. С самого начала сирийского кризиса «Хизбалла» поддерживала сирийское правительство. В частности, отряды «Хизбаллы защищают сирийско-ливанскую границу, где, согласно ливанским заявлениям, проживают ливанцы. После вступления России в конфликт в Сирии «Хизболла» стала членом антитеррористической коалиции Россия-Иран-Ирак-«Хезболла»-Сирия. Учитывая эти факты, неудивительно, что реакция Ирана на решение арабских государств не заставила себя ждать.

Старший советник Верховного лидера Ирана по международным делам, глава Центра стратегических исследований при Совете целесообразности Али-Акбар Велаяти один из первых осудил решение арабских стран. Велаяти заявил: «В то время, как известны происхождение и идеологическая принадлежность террористических и экстремистских групп, «Хизбалла», которая является символом сопротивления и гордостью арабского и исламского мира, при поддержке колониальных стран, была названа террористической организацией».

Однозначным было и заявление МИД  ИРИ. Официальный представитель Джабер Ансари заявил: «Государственные деятели, которые создают ложную атмосферу и давят на правительства других государств, с целью принятия подобной позиции, осознанно или неосознанно действуют против интересов исламских стран». Джабери назвал «Хизбаллу» — «живым и чистым примером стойкости ценностей исламской уммы». В свою очередь, заместитель министра иностранных дел ИРИ по арабо-африканским делам Хоссейн Амир-Абдоллахиан заявил, что признание «Хизбаллы» террористической организацией – угрожает безопасности и территориальной целостности Ливана.

С официальным заявлением выступил и иранский законодательный орган – Меджлис. 222 из 290 иранских парламентариев в своем заявлении осудили решение ССАГПЗ о признании «Хизбаллы» террористической организацией, и назвали ее «движением, выступающим против оккупационного и преступного «сионистского режима».

«Без «Хизбаллы» сионистский режим оккупировал бы юг Ливана, и экстремистские союзники режима нарушили бы территориальную целостность Ливана, как они сделали в Сирии», — говорится  в заявлении. Кроме того, парламентарии приветствовали «Хизбаллу», а также палестинские «Исламский джихад» и ХАМАС, назвав их «сияющими жемчужинами исламского общества в борьбе против жестокой агрессии, глобального высокомерие, в частности, США и Израиля».

Отношение ИРИ к решению ССАГПЗ и ЛАГ выразили и представители военной элиты страны.  Старший советник представителя Верховного лидера в КСИР генерал Йадалла Джавани заявил, что «те, кто создали кризис в Сирии, поддерживали и были союзниками сионистского режима во время разных войн, назвали «Хизбаллу» террористической организацией». По его словам действия арабских государств, своего рода, «членовредительство и дискредитация». «Со временем станет ясно, что это была стратегическая ошибка… «Хизбалла» — единственная исламская организация, которой удалось за последние 60 лет нанести поражение сионистскому режиму».

Джавани отметил, что те, кто называют «Хизбаллу» террористами, на самом деле сами ими являются, о чем нельзя забывать в дипломатических процессах. Он предупредил, что во время выстраивания отношений с Западом в постсанкционный период, нужно понимать, говоря о борьбе с терроризмом, что на самом деле имеет в виду Запад, ведь Иран, «Хизбалла» и Россия в Сирии борются с именно терроризмом. Он заявил, что политика Исламской Республики на дипломатическом поприще будет направлена на более серьезное и последовательное отслеживание этого вопроса.

Прокомментировал решение арабских государств и командующий спецподразделения КСИР «Аль-Кудс» Касем Сулеймани. Он сказал: ««Хизбалла», как арабская и исламская армия, никогда не преследовала авантюрных целей против Саудовской Аравии». Говоря об изгнании израильских войск из Ливана, К.Сулеймани сказал: «То, что все арабские армии были не в состоянии сделать с 1947 до 1960 год, сделала «Хизбалла».

Не смотря на то, что Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи и президент ИРИ Хасан Роухани не высказали своего отношения к заявлениям ССАГПЗ и ЛАГ, очевидно, что все ветви власти Исламской Республики имеют один общий подход к данной проблеме.

В защиту «Хизбаллы» выступил и Ирак. Министр иностранных дел Ирака Ибрагим аль-Джаафари, защищая иракских шиитских добровольцев, известных как «Хашед аль-Шааби», назвал Хасана Насраллу, генерального секретаря  «Хизбаллы»  арабским героем. Он сказал: «Хашед аль-Шааби» и «Хизбалла» защищают арабскую честь, и каждый, кто обвиняет их в осуществлении террористической деятельности, он сам является террористом».

Таким образом, признанием «Хизбаллы» террористической организацией арабские страны лишь усугубили разделение исламской уммы. Не смотря на призывы Верховного лидера ИРИ не позволять Западу вносить раздор между шиитами и суннитами, суннитские монархии Персидского залива не отказываются от своего соперничества с шиитскими странами за верховенство в ближневосточном регионе.

52.31MB | MySQL:106 | 0,632sec