О проблемах сельскохозяйственного сектора Алжира

Состояние продовольственной безопасности – один из острых вызовов, стоящих сегодня перед алжирскими властями. Отсутствие эффективных решений имеющихся проблем этого сектора способно значительно повлиять на состояние внутренней стабильности в стране и привести к тяжелым последствиям. Достаточно вспомнить, как в октябре 1988 года рост цен на продовольствие стал одной из причин массовых беспорядков, направленных против политики правительства. Помимо нескольких сотен человеческих жертв, эти события стали одной из предпосылок для будущего политического кризиса, который впоследствии перерос в гражданскую войну, разразившуюся в стране в 1990-х годах.

Проблемы Алжира в продовольственной сфере многогранны. К объективным факторам этих проблем, характерных для всего региона, относятся:

— нехватка и дальнейшее сокращение посевных площадей и дефицит водных ресурсов;

— изменение климата и, как следствие, более частые и опустошительные засухи: согласно некоторым расчетам, в течение следующих десятилетий количество дождевых осадков в регионе Ближнего Востока и Северной Африки снизится на 20 %, а среднее значение температуры воздуха повысится на 2-4 %, что ухудшит и без того не простую ситуацию с водными ресурсами и сельскохозяйственным потенциалом[i];

— демографическая ситуация: согласно прогнозам, население Алжира к 2050 году достигнет 50 млн человек вместо 39 млн сегодня, что потребует больших ресурсов для удовлетворения его потребностей, в том числе в продовольствии.

Конечно, власти страны принимают меры в целях минимизации последствий вышеперечисленных проблем. Определенные достижения в этом направлении имеются.

Нельзя однозначно утверждать, что преимущества климатического и географического характера совсем обошли стороной Алжир. К примеру, площадь сельскохозяйственных земель оценивается здесь в 412 тыс. кв. км, что является самым высоким показателем в странах Северной Африки. По площади пахотных земель (74 тыс. кв. км) Алжир занимает второе место в регионе, незначительно уступая Марокко (80 тыс. кв. км). По показателям сельскохозяйственных и пахотных земель в расчете на 1000 человек населения Алжир незначительно уступает Марокко, Тунису и даже Ливии, но значительно превосходит Египет[ii]. Многие элементы сельскохозяйственной продукции страны пользуются спросом на европейских и других рынках, а государство имеет значительный инвестиционный ресурс в виде доходов от экспорта углеводородов для развития сектора. Таким образом, перспективы развития сельскохозяйственного сектора в Алжире совсем не катастрофичные.

Однако есть и иные препятствия на пути развития сектора, обусловленные историческими, политическими и иными субъективными факторами, которые необходимо учитывать при анализе сегодняшней ситуации.

До получения независимости сельское хозяйство колонии процветало, чему во многом способствовала политика Парижа, который инвестировал огромные ресурсы в развитие этого региона. К примеру, по объемам произведенного вина Алжир в отдельные годы занимал 3-е место в мире после Франции и Италии, а продукция африканской страны составляла серьезную конкуренцию европейским производителям, что было обусловлено более хорошим качеством ввиду климатических условий и меньшим использованием удобрений. Важно и то, что значительная часть наиболее трудолюбивых и опытных садоводов, виноделов и просто фермеров из Франции, количество которых достигало десятков тысяч, переселились в колонию в рамках политики, проводимой Парижем. Используя экологические и климатические преимущества, они сумели эффективно развить сельское хозяйство Алжира и превратить его в главную статью экспортных доходов.

Малоизвестный факт: классификация вин AOC, используемая сегодня в большинстве государств, была принята в 1935 году под давлением французских виноделов именно для противодействия экспансии алжирских винных производителей в Европе, так как вводила в действие некие стандарты качества и административные барьеры для них.

Сегодня перспективы возврата сельскохозяйственного сектора на уровень времен колонии, на наш взгляд, равны нулю. Если количественные показатели восстановить возможно хотя бы теоретически, то вернуть ту роль, которую играл Алжир как производитель с/х продукции в мире при сегодняшних политических и технологических условиях нельзя. В те годы этому способствовали совершенно иная демографическая ситуация в стране, система отношений с государствами Старого Света, наличие огромных рынков сбыта в лице Франции и иных европейских стран, крупные инвестиции со стороны метрополии, более низкий по сравнению с современным уровень технологического развития с/х производства, экологическое состояние алжирских земель.

Война за независимость, которая длилась с 1954 по 1962 гг., сильно разрушила экономику Алжира, основанную на сельском хозяйстве. Значительная часть погибших (число которых оценивается в миллион человек) были крестьянами, около 2 млн жителей сельской местности покинули свои дома, сотни деревень были сожжены и уничтожены, 22 тысячи фермерских хозяйств были заброшены. 80 % этих заброшенных ферм являлись производителями ячменя и пшеницы.

Для Франции потеря африканской колонии явилась огромным ударом. Но война с Алжиром оказала некое позитивное влияние на позиции с/х производителей метрополии: они лишились главных конкурентов в лице уже бывшей колонии, и европейские рынки сбыта теперь стали доступными только для французских производителей, которые стали быстро наращивать свои позиции. Поэтому, сложно предположить, как в дальнейшем стал бы развиваться сельскохозяйственный сектор Франции, если бы не война с Алжиром. Эти факторы важно понимать при анализе сегодняшней ситуации: Алжир уже давно стал рынком сбыта для европейцев, но в то же время возможности по увеличению производства отдельных видов культур могут составить конкуренцию производителям Старого Света, особенно на европейском рынке, что препятствует инвестициям.

Получив независимость в 1962 году, власти разоренной страны столкнулись с проблемой, как прокормить свой народ. Пока формировались органы власти, рассматривались стратегии развития страны, сектор начал организовываться самостоятельно. Инициаторами выступили бывшие рабочие фермерских хозяйств, которые завладели пустующими участками и стали производить с/х продукцию, чтобы спасти страну от надвигающегося голода. Эти фермы получили название «самоуправляемые хозяйства», которые впоследствии были разрешены и законодательно оформлены в качестве основы для развития сельского хозяйства. Оставшиеся с/х земли были национализированы властями и переданы под управление этих «самоуправляемых хозяйств».

Однако в результате такой политики стали развиваться только наиболее прибыльные и рентабельные фермы, тогда как остальные стали забрасываться: в условиях отсутствия рынков сбыта в лице европейских стран, эффективной системы управления и стимулирующих мер развитие сектора замедлялось. С целью решения этой проблемы государство включило административные механизмы воздействия, превратив в 1966 году 22 000 «самоуправляемых хозяйств» в 2 000 крупных ферм, контролируемых властями. Целью этого было увеличение количества производимой продукции для удовлетворения в первую очередь внутренних потребностей. В руках государства оказались так же вопросы ценообразования, распределения доходов и иные экономические аспекты, что характерно для командно-плановой экономической системы. В 1966 году «самоуправляемые хозяйства» были ликвидированы. Это позволило снизить проблему безработицы и стабилизировать некоторую часть поставок с/х продукции для внутренних потребителей.

В 1971 году руководство республики провозгласило аграрную реформу, целью которой являлись рост с/х производства, особенно зерновых до уровня, позволяющего удовлетворить внутренние потребности страны. Еще одной важной целью было остановить деградацию села, признаки которой начались в связи с созданием промышленных предприятий и ростом городов: значительная часть населения покидала сельскую местность, в которой не видела перспектив для себя.

Основным направлением этой реформы стало создание тысяч с/х кооперативов, которые получили землю во временное пользование, при этом собственность на земли принадлежала государству.

С другой стороны, власти были заинтересованы в наличии дешевой продукции, прежде всего для удовлетворения потребностей рабочих промышленного сектора, поэтому законы рыночной экономики в с/х секторе почти не работали: цены на продукцию диктовались государством. Разумеется, это затрудняло реализацию многих намеченных целей.

За период 1962-1975 гг. площадь с/х земель уменьшилась на 2,4 млн гектаров.

Более простым выходом из положения явился рост цен на нефть, который наряду с инвестициями в развитие с/х сектора позволил импортировать значительную часть продукции. В итоге часть доходов от экспорта углеводородов пошла на стимулирование европейских, в первую очередь французских, производителей с/х продукции. Это, с одной стороны, во многом решило проблему продовольственной безопасности, а с другой в течение нескольких лет привело к опасному увеличению доли импортируемого продовольствия (к 1980 году он достигал 2 млрд долл. США в год). Что касается дальнейшего реформирования сектора, то эффективность мероприятий оставила желать лучшего: деградация села продолжилась.

В начале 1980-х эффективность государственной  системы управления с/х сектором была признана как слабая, и правительство провозгласило ряд новых реформ. Было создано 2,5 тыс. государственных ферм, в ведении которых находилось 2,5 млн гектаров, еще 700 тыс. гектаров были приватизированы. В 1982 году создан банк  Banque de l’Agriculture et du Developpement Rural, который специализировался на кредитовании с/х проектов. Во многом благодаря системе кредитования удалось значительно увеличить количество эксплуатируемых единиц с/х техники. Правительство утвердило ряд планов по расширению искусственно орошаемых земель.

Однако и эти меры не принесли ожидаемого результата: в 1980-х годах объемы производимой продукции были на 10 % меньше, чем во время войны за независимость, производство с/х продукции на душу населения уменьшилось на 60 %, а соответствующий показатель импорта вырос в 5 раз. Модернизация сельского хозяйства Алжира проведена не была, и его большая часть до сих пор рассматривается как традиционная.  Производственные показатели сектора сегодня значительно отстают от своего потенциала.

Не будет преувеличением сказать, что сегодняшние проблемы в виде низкой производительности и слабой эффективности во многом обусловлены ошибками, допущенными в прошлые годы.

В 1990-е годы ситуация оставалась схожей, а к началу нулевых годов производственные показатели снизились до минимальных значений.

В 2000 году правительство приняло Национальную Программу Развития сельского хозяйства, которая дала свои результаты: через 3 года Алжир начал экспортировать с/х продукцию, а сектор стал демонстрировать устойчивые показатели роста.

К 2011 году ситуация значительно стабилизировалась, отдельные показатели увеличились более, чем в 2 раза, в том числе стоимость производимой продукции, показатели производства в расчете на душу населения, объемы экспорта. Однако зависимость от импорта наиболее важных составляющих значительно ухудшилась: импорт зерновых увеличился с 4 млн тонн в 1996 году до 11,1 млн тонн в 2011 году, что составляет ¾ от внутренних потребностей. При этом продукты из муки – основная составляющая рациона питания для большей части жителей страны. Алжир сегодня лидирует среди африканских стран по объемам закупок зерновых: в 2014 году он составил 3,6 млрд долл. США[iii]. Страна занимает второе место в мире по импорту молочной продукции и яиц (2 млрд долл. США в 2014 году).

Главные партнеры по импорту – Франция (до 25 % от импортируемого продовольствия), Аргентина, Нидерланды, Бразилия, США, Мексика, Германия, Индия.

Направления экспорта – Ирак, Тунис, Италия, Болгария, Франция. Экспортируются, в основном, сахар, фрукты и продукция из них, вино, подсолнечное масло. Правда, эти показатели незначительны и не превышают 0,5 млн тонн , что значительно ниже объемов импорта.

В настоящее время сельскохозяйственный сектор формирует 8,8 % ВВП[iv], в нем занято 25 % трудоспособного населения.

В 2014 году правительство приняло план, рассчитанный до 2019 года, который подразумевает инвестирование 2,8 млрд евро со стороны государства ежегодно на реформирование сельского хозяйства. Основные направления деятельности в рамках запланированных мероприятий – увеличение площади с/х земель, улучшение уровня технического оснащения, внедрение новых ирригационных мощностей[v]. По оценкам Национального Института Агрономии, при наиболее благоприятном стечении обстоятельств площадь с/х земель может увеличиваться на 500-600 тыс гектаров ежегодно[vi], а объемы производства зерновых достигнуть 7 млн тонн к 2019 году. В 2015 году этот показатель составил 4 млн тонн, что явилось одним из самых высоких в современной истории Алжира и было обусловлено прежде всего благоприятными климатическими условиями.

По мнению ряда экспертов, экономические трудности, с которыми сталкивается Алжир в результате падения цен на нефть, ставят под сомнение вероятность реализации намеченных планов[vii]. Помимо наличия инвестиционных ресурсов, важным фактором успеха в условиях Алжира будет являться эффективная система управления и возможности быстрой и качественной модернизации, в чем арабская республика сильно отстает. Важным шагом может стать кооперация с иностранными производителями, особенно французскими и китайскими, но возможности по их привлечению сильно ограничены. А пока ситуация с продовольствием в Алжире имеет все предпосылки к ухудшению ввиду экономического кризиса, вызванном снижением рыночных цен на углеводороды, и исчерпывающих мер по преодолению этих проблем нет.

[i] https://www.opendemocracy.net/vicken-cheterian/arab-crisis-food-energy-water-justice

[ii] Приведены данные ресурса WorldStat.Info http://en.worldstat.info/Asia/Algeria/Land

[iii] http://www.worldsrichestcountries.com/top_algeria_imports.html

[iv] http://www.aps.dz/en/economy/7715-agriculture-minister-outlines-in-rome-algeria-s-agricultural-policy

[v] http://www.oxfordbusinessgroup.com/algeria-2015/agriculture

[vi] http://www.aps.dz/en/economy/2358-algeria-adopts-coherent-strategy-to-ensure-food-security

[vii] http://www.oxfordbusinessgroup.com/algeria-2015/agriculture

52.33MB | MySQL:106 | 0,654sec