О реакции в Саудовской Аравии на скандальное интервью президента США Б.Обамы

16 марта в журнале The Atlantic Magazine было опубликовано интервью Джеффри Голдберга с президентом США Бараком Обамой. Собственно говоря, текст представляет не цельное интервью, а «нарезку» из бесед журналиста с президентом во время поездок Обамы по миру. Однако сомневаться в аутентичности этих материалов не приходится. Джеффри Голдберг входит в привилегированный пул журналистов, допущенных к «телу» президента, а публикация, учитывая важность сообщенных в ней сведений, наверняка, была согласована с пресс-службой Белого дома. Во всяком случае, никаких опровержений или комментариев президентской команды пока не поступало.

В интервью Барак Обама высказывает ряд принципиальных соображений по американской внешней политике, свидетельствующих об эволюции как взглядов самого президента, так и об изменении геополитических концепций США. Неслучайно статья Голдберга получила напыщенное название «Доктрина Обамы».  Значительное внимание в своих беседах с Д.Голдбергом Б.Обама уделяет Ближнему Востоку. Это вполне понятно, учитывая вовлеченность США в региональные процессы и американскую активность, носившую в последние 15 лет по большей части деструктивный характер.  В то же время в интервью Барак Обама показал себя проницательным политиком, способным учиться на собственных ошибках. В частности он весьма критически высказался о стратегическом партнере США – Саудовской Аравии.

До последнего времени стратегический альянс с Эр-Риядом являлся одним их краеугольных камней политики  США в регионе. Саудовская Аравия наряду с Израилем и Турцией   была одним из трех привилегированных союзников США на Ближнем Востоке. Отношения между двумя странами регулировались «пактом Куинси», соглашением, заключенным в 1945 году между президентом США Франклином Рузвельтом и королем Абдель Азизом, основателем современного саудовского государства,  на борту крейсера «Куинси». По существу, соглашение содержало два пункта. Во-первых, США гарантировали безопасность Саудовской Аравии. Во-вторых, королевская семья  Аль Саудов гарантировала энергетическую безопасность США бесперебойной поставкой нефти. На территории королевства были размещены американские войска, выведенные оттуда в 2002 году. В 1960-е  годы круг совместных интересов двух государств существенно расширился. Американцы получили в лице КСА партнера по борьбе с арабским левонационалистическим движением, которое в то время представлял президент Египта Гамаль Абдель Насер. Еще более тесное сближение Эр-Рияда с Вашингтоном произошло в начале 1980-х годов, когда обе страны поддерживали моджахедов, ведущих войну против советских войск в Афганистане. В то же время саудовцы помогли Вашингтону обрушить советскую экономику, увеличив свою добычу нефти и сбив цены на нее. Американцы, пользуясь саудовской помощью, достигали сразу трех целей. Во-первых, вместе с Эр-Риядом играли на ослабление геополитических позиций СССР. Во-вторых, боролись с арабскими националистическим режимами (насеристов и баасистов). В-третьих, используя традиционные суннитско-шиитские противоречия, проводили совместную политику сдерживания революционного хомейнистского Ирана. В благодарность за подрывную деятельность против Ирана и СССР американцы дали «зеленый свет» саудовской пропаганде ислама в наиболее нетерпимой, сектантской версии – ваххабизма. Тысячи мечетей и медресе, построенных на саудовские деньги от Нигерии до Индонезии, способствовали серьезным изменениям суннитской идентичности.

Отношения стратегического партнерства с КСА стали переосмысляться сравнительно недавно. Поворотным пунктом здесь стал август 2013 года, когда Б.Обама отказался послать американскую авиацию для бомбардировок Сирии. При этом одной из причин отказа стало опасение в том, что американская политика в регионе может оказаться в зависимости от интересов Эр-Рияда. Последнее по времени интервью американского президента продемонстрировало всю глубину расхождений между Вашингтоном и Эр-Риядом. В нем американский президент, в частности, отметил, что Саудовская Аравия должна научиться жить вместе с Ираном в регионе и, более того, разделить с ним сферы влияния. Тем самым, он недвусмысленно дал понять, что Вашингтон не будет, как ранее прикрывать Саудовскую Аравию в случае возникновения конфликта с Ираном и не будет занимать откровенно просаудовскую позицию. Президент США также коснулся негативного влияния ваххабитского ислама на стабильность в Азии. Президент США вспомнил, что в детстве, когда он жил в Индонезии, ислам в этой стране носил толерантный и мирный характер. В то же время по мере распространения ваххабитской пропаганды он принимал все более воинствующий облик.  Обама, в частности, сказал: «Саудиты и другие арабы из стран Персидского  залива наводнили страну (Индонезию-авт.) своими деньгами, учителями и проповедниками. В 1990-е годы саудиты активно финансировали ваххабитские медресе и  обучали фундаменталистской версии ислама, которую продвигает правящая семья Саудовской Аравии». Голдберг пишет о том, что на его прямой вопрос о том, является ли Саудовская Аравия союзником США, американский президент улыбнулся и отметил: «Все это очень сложно».  Монархов стран Персидского залива Б.Обама довольно неполиткорректно назвал «свободными наездниками» или «беспечными ездоками» (free riders). Это высказывание Барака Обамы указывает на усталость США от авантюр аравийских союзников и нежелание их покрывать.

Данные высказывания американского президента вызвали предсказуемую негативную реакцию в КСА. С гневной отповедью Обаме обратился принц Турки аль-Фейсал. Сын короля Фейсала бин Абдель Азиза и брат покойного министра иностранных дел Сауда аль-Фейсала, в течение двенадцати лет (1990-2002 годы) возглавлял саудовскую разведку, затем был послом КСА в Вашингтоне и Лондоне. В своей «оправдательной речи» он перечислил заслуги Эр-Рияда перед США: «Нет, господин президент, мы не «беспечные ездоки». Мы инициировали встречи для борьбой с ДАИШ (арабское название «Исламского госудрства-авт.), на которых была создана антитеррористическая коалиция.  Мы снабжаем оружием и финансируем сирийских борцов за свободу, ведущих войну с самым худшим террористом, Башаром Асадом, а также с ДАИШ и «Джабхат ан-нусрой» (обе организации запрещены в России – авт.). Мы единственные финансируем антитеррористический центр при ООН. Мы покупаем казначейские обязательства США, довольствуясь небольшим процентом прибыли, и тем самым помогаем Вашей экономике. Мы даем кров 30 000 американских граждан и платим им в долларах за их знания и умения в бизнесе и в экономике. Мы посылаем тысячи наших студентов в Ваши университеты». Более всего Турки аль-Фейсал был обижен тем, что президент США приравнял «королевство, которое связывают с Америкой 80-летние узы дружбы к Ирану, руководство которого не перестает называть Америку враждебной страной».  Близкий к саудовскому истеблишменту генеральный директор телекомпании «Аль-Арабия», финансируемой королевской семьей, Абдуррахман аль-Рашид опубликовал в газете «Аш-Шарк аль-Аусат» своеобразную отповедь американскому президенту. В своей статье он, в частности, отметил: «Отвращение Обамы по отношению к Ближнему Востоку не является политически мудрым. Русские, которые со времен царей мечтали о выходе к теплым морям, теперь их бороздят. Все высшие лидеры стран региона на протяжении последних двух лет были вынуждены идти в Кремль по причине умышленного отсутствия Америки в регионе. Теперь они выстроили с Россией крепкие и разноплановые отношения – факт не имевший место до этого».

Не подлежит сомнению, что высказывания американского президента отнюдь не случайны и отражают изменения в парадигме американской политики на Ближнем Востоке. США уже не испытывают той же потребности в саудовском союзнике, какую они испытывали ранее. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, США уже не зависят от поставок энергоносителей из зоны Персидского залива. Во-вторых, центр тяжести американской политики смещается с Ближнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион. Двадцать первый век будет веком американо-китайского соперничества, и доминирование, в частности морское на Дальнем Востоке станет для американцев первоочередной задачей. Американцы будут постепенно уходить из ближневосточного региона, оставляя на других груз решения проблем, во многом созданных ими самими.  Впрочем, некоторые наиболее проницательные арабские журналисты положительно оценивают этот фактор. Например, Абдельбари Атван пишет в газете «Раи аль-йаум»: «Америка устала от арабов и их капризных выходок и ищет более предсказуемых союзников в Юго-Восточной Азии и в Африке. По нашему мнению, это в высшей степени благотворно для Ближнего Востока, который вернется к опоре на собственные силы. Страны региона будут стремиться к терпимости и сотрудничеству вместо того, чтобы лезть в военные авантюры. Они вынуждены будут диверсифицировать свои экономики, стремиться к социальной гармонии и счастью вокруг себя».

52.21MB | MySQL:103 | 0,520sec