Алжир оценивает результаты военной операции России в Сирии

Информация об освобождении Пальмиры сирийскими правительственными войсками на фоне продолжающегося вывода части российских сил с территории Сирии трактуется представителями алжирского военно-политического руководства и аналитического сообщества двояко. С одной стороны – как серьезная политическая победа России, но с другой стороны – как демонстрация неспособности добиться изначально поставленных целей по разгрому джихадистских группировок.

По их оценкам, президент России Владимир Путин в очередной раз сильно удивил международное сообщество, «выйдя» из Сирии. По мнению представителей алжирского аналитического сообщества, тем самым он «передал мяч на военно-дипломатическом поле» президенту Сирии Башару Асаду.

Алжирские аналитики отмечают, что в политическом плане в результате военной операции «Россия не только сохранила стратегически важную военно-морскую базу в Тартусе, но и приобрела не менее важную авиабазу Хмеймим, способную стать постоянно действующим воздушным мостом в Сирии».

Кроме того, по их мнению, дипломатическая гибкость России, фактически «усадившей Асада за стол переговоров с умеренной оппозицией, позволила сорвать планы Саудовской Аравии и Турции на дальнейшую эскалацию ситуации в Сирии».

И, наконец, они полагают, что самой большой удачей Владимира Путина в данном случае должно стать то, что в отличие от Вашингтона и Парижа, неоднократно демонстрировавших неспособность выйти из локальных конфликтов без собственного поражения, прежде всего политического, Москва вовремя усмотрела такую перспективу. Она, по мнению алжирских военных аналитиков, «вступив в сирийское болото выше щиколотки, стремится его покинуть, тем самым демонстрируя нежелание увязать в нем и повторять опыт СССР в Афганистане».

«Однако каковы же истинные причины такого спешного вывода войск?» – задаются вопросом алжирские военные аналитики.

В числе важнейших причин они называют трения между Россией и Ираном (в частности, указывается и на якобы имевшие место разногласия по стратегии действий).

Единственной серьезной политической издержкой для России в Сирии, по их мнению, как раз и может стать ухудшение отношений с Ираном, на который в связи с уменьшением ее военного присутствия ложится основная тяжесть дальнейшей борьбы против джихадистов.

Во всяком случае, по оценке ряда алжирских аналитиков, в Тегеране поведение российской стороны в Сирии восприняли как «очень недружественный акт». В этой связи они не исключают, что в будущем это негативно отразится не только на экономических связях двух стран (одной из первых «ласточек» они видят результаты недавнего визита в Исламскую Республику российской правительственной делегации во главе с министром энергетики Александром Новаком), но и в политике, «учитывая наличие нарастающей конкуренции между Россией и Ираном на Южном Кавказе и в Центральной Азии».

В любом случае, алжирские аналитики отдают тактическую победу в битве за Сирию В.Путину. Они цитируют американские СМИ, резюмировавшие состояние, в котором в результате оказался Вашингтон: «Соединенные Штаты как ребенок потерялись в лесах ближневосточного хаоса, тогда как президент России сумел переманить большинство представителей международного сообщества признать сирийского президента как единственную серьезную альтернативу в Сирии».

В результате, по мнению алжирских аналитиков, хотя Россия и вывела часть своих войск из Сирии, она будет продолжать «занимать прочные позиции в регионе, и Б.Асад останется у власти надолго по крайней мере на контролируемой им территории даже если начатые мирные переговоры провалятся».

Однако они не исключают, что в стратегическом плане в итоге могут выиграть США. Уничтожение турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24 алжирские аналитики считают стратегической ошибкой турецкого президента Р.Т.Эрдогана, который в результате испортил отношения на неопределенное время с Россией, от которой Турция зависит стратегически по газу, но и способствовал усилению в стране курдской опасности.

Кроме того, в итоге это привело к заметному усилению ударов Москвы по поддерживаемым Анкарой противникам режима Б.Асада, а также позволило курдским силам, руководимым Партией демократического союза (ПДС), заметно расширивших зону своего контроля в Сирии.

Одновременно частичны вывод российских войск ослабил и позиции самого Б.Асада, рассчитывавшего восстановить полноценный довоенный контроль над страной.

Тем самым, по мнению ряда алжирских аналитиков, и Р.Т.Эрдоган, и Москва сыграли на руку американским стратегам, проводящим курс на создание в регионе независимого курдского государства.

В качестве военных плюсов представители алжирского аналитического сообщества отмечают, что Россия «открыла для себя концепцию ведения войны на внешнем фронте экспедиционными силами в новых условиях беспрецедентного сирийского пожара» и испытала новые концепции гибридных боевых действий.

Тем самым Москва продемонстрировала «отличие от западных операций в регионе Персидского залива» как по времени осуществления, так и по результатам и денежным затратам. По оценке алжирских аналитиков, «эта операция действительно стоила российскому налогоплательщику менее миллиарда долларов».

Кроме того, они отмечают, что «Москва в боевых условиях испытала свое современное высокоточное оружие, продемонстрировав его высокое качество». Это касается как «действия и разнообразия используемых боеприпасов, систем наведения, так и универсальность боевых самолетов».

Результаты российской военной опрации дали основания алжирским аналитикам заявить о том, что «в Сирии русские военные показали, что они практически полностью очистили свой инвентарь от неуправляемых бомб советской эпохи».

В итоге, по их мнению, Москва полностью реабилитировалась за свою кампанию в Грузии в 2008 году, которая, несмотря на свой конечный успех, продемонстрировала наличие целого ряда слабых мест российской армии.

В частности, Россия «полностью исправила выявленные тогда упущения по линии применения беспилотных летательных аппаратов и спутников-шпионов».

Кроме того, по мнению алжирских военных аналитиков, своими действиями «Россия продемонстрировала, что она восстановила свою способность поражать цели за тысячи километров от своих баз. Ракетный огонь из небольших судов в Каспийском море и подводных лодок «Кило» из Средиземноморья продемонстрировали разрушение американской гегемонии на применение тактических ракет дальнего радиуса действия».

Кроме того, в Алжире положительно оценивают роль российских «военных советников, которые произвели революцию в частях сирийской правительственной армии, поспособствовав созданию знаменитой боеспособной бригады «Нимр» и обучив ее бойцов и командование методам ведения асимметричной войны».

По общему признанию представителей алжирского аналитического сообщества, действия России позволили сирийской правительственной армии восстановить некоторые из утраченных позиций, в том числе выбить боевиков «Джебхат ан-нусры» (организация запрещена в России) из пригородов Латакии и освободить около 10 000 квадратных километров с 500 населенными пунктами, в том числе и стратегическими, а также часть нефтегазовых промыслов страны».

Кроме того, данные успехи позволили «стерилизовать приграничные районы с Турцией, откуда радикальная оппозиция получала всестороннюю помощь, заметно затруднила перекачку в обратном направлении нефти, за счет экспорта которой самозванный халиф аль-Багдади финансировал военные действия и покупал социальный мир на контролируемой его отрядами территории».

Однако в стратегическом плане, несмотря на наличие многочисленных впечатляющих успехов, алжирские аналитики не считают такие результаты безусловной победой: «единственный недостаток состоит в том, что Россия явно не выиграла войну в Сирии, ни против «Исламского государства» (запрещено в России), ни против других повстанческих группировок».

Сейчас, с точки зрения алжирских военных аналитиков, в САР после действий России наблюдается лишь очередное движение «качелей войны», которые снова зафиксировались на отметке конца 2014 г., когда противники режима Б.Асада начали массированное наступление на позиции сирийской правительственной армии.

Кроме того, по их мнению, в данном случае не обошлось и «без сопутствующего ущерба от авиаударов». В этой связи они указывают на то, что якобы «более 2500 мирных жителей погибли от российских бомб».

Алжирские аналитики указывают на то, что этот момент оппоненты Москвы пытались использовать против нее в информационной войне. Однако абсолютное непризнание таких фактов российской стороны, по их мнению, также не выдерживает критики. Несмотря на сомнительность многих доказательств, предъявляемых западными СМИ, алжирские источники полагают, что «российские бомбы эффективно поражают любые цели, не отличая мирных жителей от боевиков».

И все вместе это, как полагают в Алжире, «оставляет горькое послевкусие Путину от его сирийского успеха», которая в целом оценивается как «полупобеда».

52.29MB | MySQL:103 | 0,466sec