Азербайджан втягивают в сирийский конфликт

В ситуацию вокруг Сирии вовлечены государства, расположенные в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также другие крупные международные игроки. Список «не равнодушных» к сирийскому конфликту игроков недавно пополнил Азербайджан, который был вынужден расстаться с многолетним нейтралитетом по поводу гражданской войны в Сирии.

Азербайджан обладает большими запасами углеводородов. Несмотря на наличие солидных залежей газа и нефти, страна активно сотрудничает с Россией, в том числе в вопросах импорта российского сырья.

Например, в минувшем году «Газпром», имеющий перепроизводство природного газа почти на 200 млрд куб. м, вновь начал поставлять «голубое топливо» на азербайджанский рынок.  Стороны ведут переговоры об увеличении поставок с учетом перспективы роста газопотребления в Азербайджане.

Примечательно, что на азербайджанский газ надеется Европейский союз, который давно хочет  диверсифицировать источники поставок сырья, прежде всего, конечно, оттеснив Россию, обеспечивающую почти треть всего газа, потребляемого в Европе.

Однако на сегодняшний день Азербайджан не в силах помочь Европе. Азербайджанское месторождение «Шах-Дениз-2», на которое так надеются европейцы, разрабатывается более медленными темпами, чем ожидалось. Тем не менее Баку продолжает держать марку перед Старым Светом, заявляя о готовности частично покрыть потребности европейских клиентов.

Как следствие, Азербайджан приобретает не только экономический, но и политический вес. Он может говорить с Европой на равных, отстаивая свою позицию. И международное сообщество не сбрасывает со счетов мнение Баку по самым злободневным вопросам повестки дня. ООН, европейских и арабских лидеров вдруг заинтересовала позиция Баку в отношении Сирии, хотя раньше интереса не было.

Так, в феврале с.г. по приглашению генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, канцлера Германии Ангелы Меркель, премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, премьер-министра Норвегии Эрны Солберг и эмира Кувейта Сабаха аль-Ахмеда аль-Джабера ас-Сабаха президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Лондон, где принял участие в конференции «Поддержка Сирии и региону».

После этого мероприятия заявления азербайджанских должностных лиц и политиков  о ситуации в Сирии стали весьма резонансными и противоречивыми.

Так, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов поддержал по сирийской ситуации  Россию и Иран, а не Турцию, что было воспринято неоднозначно. Дипломат заявил, что президент Башар Асад является единственным гарантом безопасности и территориальной целостности Сирии. Правительственная армия является правовым институтом, и Баку приветствует политический процесс, при котором Б.Асад оставался бы у власти до выборов.

Кроме того, А.Азимов  отметил, что в Азербайджане обеспокоены углубляющимся расколом между суннитами и шиитами в Сирии, а также тем, что в этой стране воюют 200–300 азербайджанцев.

В свою очередь, глава партии «Мусават» Ариф Гаджилы отметил, что Азербайджан должен координировать свою внешнюю политику с Анкарой. Высказанную А.Азимовым позицию он назвал предательством по отношению к Турции и тяжелым ударом по национальным интересам Азербайджана.

Председатель партии «Умид» Игбал Агазаде отметил, что власти Азербайджана всегда считали Б.Асада законно избранным президентом, но теперь его власть нельзя считать легитимной, так как в стране царит хаос и она разгромлена. Пока еще официальная коалиция против Башара Асада не сформировалась, и, по его словам, Азербайджан будет защищать позицию Турции.

Председатель Демократической партии Азербайджана Сардар Джалалоглу увидел в заявлении А.Азимова неумение вести внешнюю политику, незнание международного права и привязанность к России.

Независимые азербайджанские политические аналитики склонны считать, что позиция в отношении Сирии, высказанная заместителем министра, позволит Турции и Западу записать Азербайджан в ряды защитников режима Б.Асада.

Однако член комитета азербайджанского парламента по обороне, безопасности и борьбе с коррупцией депутат Захид Орудж заявил следующее: «Те, кто считает уход сирийского президента оптимальным путем для установления мира, ошибаются». По его мнению, Б.Асад должен принять решение вместе со своим народом. Уход лидера с занимаемого поста приведет к продолжению на десятилетия племенных и религиозных распрей, считает Орудж.

Примечательно, что заявление  А.Азимова было неоднозначно воспринято не только в Азербайджане, но и за рубежом, став причиной серьезной критики. МИД Азербайджана попытался смягчить сложившуюся ситуацию.

Так, пресс-секретарь МИД Хикмет Гаджиев заявил, что позиция Азербайджана была выражена президентом страны Ильхамом Алиевым 4 февраля с.г. на конференции «Поддержка Сирии и региону» в Лондоне.

Напомним, что тогда И.Алиев подчеркнул, что Азербайджан является сторонником восстановления мира в регионе и режима прекращения огня, а также политического решения кризиса в соответствии с волей народа Сирии.

Тем временем, политолог Арастун Оруджлу вполне справедливо заявил, что руководство Азербайджана уже долгое время не может однозначно выразить свое мнение.

В декабре 2015 г., когда Азербайджан с официальным визитом посетил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, Ильхам Алиев в ходе переговоров с ним заявил, что Баку и Анкара во всех вопросах выступают с единых позиций. Из этих слов следует, что Азербайджан разделяет мнение Турции по поводу смены сирийского президента.

В феврале 2016 г. азербайджанский лидер посетил с официальным визитом  Иран, где, помимо экономического партнерства, сторонами обсуждалась ситуация в Сирии.

Говоря об итогах этого визита, посол Ирана в Азербайджане Мохсен Пакайин отметил, что по вопросу Сирии Азербайджан и Иран считают, что конфликт должен быть урегулирован мирным путем, а будущее страны надлежит определять сирийскому народу.

Из этих заявлений действительно не понятно, чью сторону поддерживает Баку: турецкую или все-таки российскую и иранскую.

Помимо этого, клин между Россией, Турцией, Ираном и Азербайджаном могут вбить экономические вопросы.

Например, интересам Турции, стратегического партнера Азербайджана и одновременно геополитического визави Ирана, противоречит набирающее ход ирано-азербайджанское сотрудничество в нефтегазовой сфере, а также транспорта и логистики.

Иран участвует в разработке крупнейшего азербайджанского газового месторождения «Шах-Дениз», собираясь увеличить свою долю в проекте. Стороны успешно сотрудничают по обменным поставкам «голубого топлива» и в позитивном ключе ведут переговоры о статусе Каспийского моря.

Турция непременно отреагирует на нынешнее политико-экономическое сближение Баку и Тегерана. Неслучайно турецкий президент Реджеп Тайин Эрдоган планировал посетить Азербайджан сначала в феврале, затем в марте этого года, но в обоих случаях намеченный визит был отменен в связи с терактами в Анкаре.

Возникает вполне резонный вопрос: чего же заинтересованные государства ждут от Азербайджана на сирийском треке?

Несмотря на то, что реальный политический вес Азербайджана на международной арене не такой большой, как хотелось бы Баку, Запад все-таки хочет перетянуть на свою сторону государства, которые обладают либо средней, либо пока еще зародышевой мощью. Дополнительный игрок в команде единомышленников не помешает.

Мы видим, что идет противостояние по линии Запад–Россия. И страны, желающие активно сотрудничать с Россией – тот же Азербайджан, например, – становятся мишенями и лакомыми кусками для Европейского союза и Соединенных Штатов Америки, которые, несмотря на удаленное географическое положение, через различные инструментарии активно влияют на европейскую политику.

В Брюсселе, бесспорно, хотят взять под крыло Азербайджан, чтобы Баку поддерживал именно европейскую позицию.

Конкретные действия (например, участие азербайджанских войск в международной коалиции на территории Сирии), конечно, мало вероятны. У Азербайджана сейчас нет возможности проводить какую-то действенную политику на сирийском треке, какая, например, есть у России, США, других крупных западных государств. В этой связи пока от Баку ожидают хотя бы «правильной» риторики.

Если Азербайджан начнет озвучивать устами высших должностных лиц ту позицию по сирийскому конфликту, которая близка Западу, это уже будет победа в информационной войне. Сейчас ведется информационная война не менее ожесточенная, чем «горячая» война в регионе Ближнего и Среднего Востока, в частности, в Сирии.

Цель Запада понятна, а вот получится ли у него «взять» Азербайджан в союзники, тем самым отдалив Баку от Москвы, другой вопрос.

Не стоит забывать, что Азербайджан – государство весьма прагматичное. Просчитывать риски, взвешивать возможные за и против там умеют ничуть не хуже, чем в США и Европе.

Баку, судя по всему, будет выработана осторожная позиция: «и нашим и вашим». С одной стороны, Азербайджан не станет обострять отношения Россией. Сейчас это крайне не выгодно, потому что российские дипломатия и Воздушно-космические силы (ВКС) мощно себя зарекомендовали на сирийском театре военных действий, и поколебать  авторитет Москвы очень сложно.

Напомним, что введенный 27 февраля с.г. режим прекращения огня (который не распространяется на запрещенные в России террористические организации «Исламское государство» и «Джебхат ан-нусра») в Сирии между правительственными войсками и умеренной оппозицией стал инициативой России и США, сопредседателей Международной группы поддержки Сирии.

Ровно через месяц после начала перемирия, 27 марта, сирийская армия при поддержке союзников в лице России (самолеты, вертолеты и отряды спецназа), ливанской «Хизбаллы», иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и шиитского ополчения (иракцев и афганцев-хазарейцев) добилась самой крупной победы в борьбе с ИГ, восстановив контроль над древним городом Пальмира, который был оккупирован экстремистами с мая 2015 года.

По информации Генерального штаба российской армии, после освобождения города, чьи древние руины являются объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО,  Министерство обороны РФ направит специалистов Международного противоминного центра и роботов-саперов для разминирования Пальмиры.

Невзирая на достигнутые военные и дипломатические успехи России, Азербайджан не станет обострять отношения с Европой – Баку будет демонстрировать нечто похожее на знаменитую китайскую политику нейтралитета.

Справедливости ради стоит подчеркнуть, что Китай отнюдь не всегда сидит сложа руки, безмолвно наблюдая за «битвой двух тигров» на международной арене. Пекин действенно вмешивается в решение важных для него проблем и умело отстаивает свои экономические и политические интересы.

Возвращаясь к Азербайджану, следует отметить, что многовекторная политика, которую так любил Баку последние несколько лет, вполне может и исчерпать себя по ряду причин.

Недавние переговоры в Женеве в очередной раз не дали ощутимых результатов. Саудовская Аравия и Турция все еще задумываются о наземной операции в Сирии. Произошел очередной инцидент с российским самолетом в турецком небе.

В январе с.г. МИД Турции заявил, что российский боевой самолет нарушил воздушное пространство Турции. В Минобороны России отметили, что ни российская противовоздушная оборона (ПВО) в Сирии, ни сирийские радиолокационные станции (РЛС) нарушений границы не зафиксировали, а заявления турецкой стороны являются «голословной пропагандой».

Ситуация вокруг Сирии явно остается сложной, поэтому Азербайджану все труднее сохранять нейтральную позицию. Рано или поздно выбирать, конечно, придется.

Первое время Баку постарается явно не обозначать свою позицию. Эта пауза позволит ему еще раз проанализировать: чьи позиции все же сильнее в Сирии.

Если Россия будет так же решительно, мощно и эффективно действовать, осуществляя свою военную стратегию и политико-дипломатическую линию, как показала в последний месяц, конечно же, Азербайджан выберет Москву. Запад при таком сценарии окажется не удел.

Если же на Западе смогут предложить Азербайджану действительно выгодные условия, то Баку вполне может вынести за скобки всю свою дружбу с Москвой. Потому что дружбы-то в современной мировой политике как таковой нет, есть партнерские экономические связи и политические отношения.

Однако, по нашему мнению, Азербайджану сейчас очень невыгодно обострять отношения с Россией. Тем не менее, западная политика ведется очень умело. Если США и ЕС смогут найти «вкусные» финансовые «пряники» для находящегося в тяжелом экономическом положении Азербайджана, то Баку посмотрит в их сторону  и начнет более активно с ними сотрудничать.

Азербайджанский манат, национальная валюта, в конце прошлого – начале этого года рухнул на 35%. Как следствие, местной власти пришлось ввести 20-процентный налог на большие денежные переводы за границу, чтобы замедлить отток капитала.

По сообщениям западных СМИ, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) готовы запустить первую программу помощи для Азербайджана, пострадавшего от низкой ценовой конъюнктуры на мировом рынке «черного золота». Обе организации якобы обещали Баку экстренный кредит на 4 млрд долларов.

Несмотря на появившуюся в зарубежных СМИ информацию и тяжелое хозяйственное положение страны, министр финансов Азербайджана Самир Шарифов отрицает факт переговоров о предоставлении МВФ и ВБ 4 млрд долларов в виде кредитов.

По его словам, состояние Азербайджана не настолько плачевное, чтобы в кратчайшие сроки просить у кого-то кредит. Наоборот, страна сама выделяет другим государствам кредиты.

Министр подчеркнул, что реформы, которые правительство хочет провести, приветствуются международными финансовыми организациями, которые, в свою очередь, заявили о готовности помочь в этом, в том числе и финансами. Речь идет о широкой программе приватизации, снижении уровня бюрократии, а также об улучшении государственного управления и бизнес-среды. Все это делается, чтобы Азербайджан мог создать новую модель развития, не зависящую от нефти и газа.

Справедливости ради отметим, что Азербайджан получает около 95% выручки от экспорта нефти и газа, а из-за полуторогодового падения цен на углеводороды в стране начался экономический кризис.

Нефть и газ занимают основное место в экспорте, но удельный вес ненефтяного сектора в хозяйстве Азербайджана растет. Однако до полноценной диверсификации экономики, включая снижение зависимости от сбыта углеводородов, еще далеко.

Сейчас для нефтяной отрасли страны настали трудные времена, а валютные запасы  сокращаются: в годовом исчислении уже потрачено более 40% резервов. Параллельно падают объемы нефтедобычи: за три квартала 2015 года она сократилась более чем на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а ввод новых скважин откладывается.

Помимо состояния азербайджанской экономики, необходимо учитывать еще важный момент. Население Азербайджана – это преимущественно мусульмане. Здесь крайне сложно оставаться нейтральными, тем более, когда Саудовская Аравия создает так называемый «исламский альянс» по борьбе с ИГ.

Говоря о борьбе с международным терроризмом в Сирии, нельзя не упомянуть позицию Турции. Последней хотелось бы слышать риторику Баку не прозападной, а, скорее, ближе к позиции салафитских государств – Саудовской Аравии и Катара. Тем более Турция – это тоже мусульманское государство, которое безуспешно пытается вступит в Евросоюз.

Турция, как и аравийские монархии, поддерживают «Исламское государства» и другие радикальные группировки, которые теневым способом поставляют нефть и нефтепродукты с территории Ирака и Сирии на турецкий рынок. Российское Министерство обороны доказало это, в прошлом году предоставив наглядные снимки со спутников.

Запад может сколько угодно говорить, что это не так, но мы основываемся на конкретных доказательствах. Как представляется, Турция будет конкурировать с Западом, пытаясь склонить Баку на свою сторону.

Известно, что сторонники ИГ проникают в Азербайджан и занимаются там вербовкой среди местного населения. Однако Анкара не сможет шантажировать этим Баку. Почему?

Во-первых, Азербайджан на государственном уровне борется с экстремистами, находящимися на его территории. Осенью прошлого года там была обезврежена группа лиц, участвовавшая в деятельности ИГ, а также незаконных вооруженных формированиях в Сирии и Ираке.

Во-вторых, если вдруг Азербайджан активнее пойдет навстречу России или Западу, то положение Турции еще более осложнится. При президенте Р.Т.Эрдогане многолетние налаженные российско турецкие отношения резко обострились, а с европейским лидерами он никогда не дружил. Несмотря на то, что ЕС – основной торговый партнер Турции, политические отношения между сторонами всегда были сложными, а миграционный кризис только прибавил негатива.

Ранее осложнять отношения с Европой и Турцией для Азербайджана было более опасно, чем дружить с Москвой. Однако в настоящий момент Россию, за короткое время добившуюся серьезных успехов в Сирии, США и Европа начинают оценивать по достоинству, признавая ее возросшую роль.

Недавний двухдневный визит в Москву госсекретаря США Джона Керри, в ходе которого он провел переговоры с президентом Владимиром Путиным и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, подтвердил высокий авторитет России в глазах Запада.

Примечательно, что в течение неполного года Керри трижды посещал Россию (в мае, декабре 2015 г., марте 2016 г.).

По итогам мартовской поездки госсекретарь заявил, что сотрудничество с Россией отвечает стратегическим интересам США, при этом отметив роль Москвы в достижении ядерной сделки с Ираном и реализации соглашения о прекращении огня в Сирии.

В отношении позиции Москвы по Сирии Керри сказал следующее: «Россия считает, что сами сирийцы должны определять свое будущее в рамках политического процесса».

Напомним, что в ходе декабрьского 2015 г. визита госсекретарь сообщил российскому президенту, что США готовы работать с Россией для того, чтобы вести борьбу с террористической группировкой ИГ. При этом Дж.Керри сделал на тот момент неожиданное заявление о том, что США и партнеры в настоящее время не стремятся к смене режима Башара Асада.

Вслед за Джоном Керри с официальным визитом (28–31 марта с.г.) Москву посетит  заместитель госсекретаря по политическим вопросам Томас Шеннон, говорится в сообщении Государственного департамента США. Высокопоставленный американский дипломат проведет встречи с представителями российского руководства, в ходе которых будут детально обсуждаться механизмы стабилизации ситуации и борьбы с международным терроризмом в Сирии.

Если после успешных переговоров с американским госсекретарем и  освобождения Пальмиры Москва сбавит обороты в Сирии, тогда у наших внешнеполитических визави, прежде всего у Вашингтона, риторика сразу поменяется.

Считаем, что России следует продолжать активную политику на сирийском направлении и тогда учет Западом российских интересов будет только возрастать. В этих условиях и Азербайджан начнет более активно с  сотрудничать с Россией и принимать во внимание позицию Москвы.

Баку, по нашему мнению, не хочет резко менять свою политику: понижать уровень отношений с Москвой и отдавать приоритет Европе он не будет, но принять какое-то решение в краткосрочной перспективе Азербайджан не способен. Руководство страны, вероятнее всего, будет анализировать различные сценарии развития событий и постарается как можно дольше  сохранять нейтралитет.

Брюссель – выгодный для Баку партнер, особенно в газовых делах.

Европейский союз заявляет, что готов покупать азербайджанский газ в любых объемах, чтобы заменить Россию как основного поставщика. Азербайджану все же выгоднее поставлять свой газ в Азию, где больше платят. Однако одно экспортное направление хорошо, а два лучше. Так что если Азербайджан получит политическую поддержку ЕС, то станет понятно, почему Баку вдруг сделает выбор не в  пользу Москвы.

К тому же Азербайджану выгодно убедить ЕС осуществлять транзит иранской нефти в Европу через его свою территорию. Доставка через Турцию повлекла бы за собой потерю части турецкого рынка, куда Азербайджан поставляет энергоносители. Транзит иранского сырья через Армению также чреват финансовыми потерями и снижением интереса Европы к Азербайджану как богатому углеводородами транзитному государству.

Говоря об энергетических интересах Азербайджана в Европе, не стоит сбрасывать со счетов еще один важнейший фактор. Выбирая западное направление, Баку рискует карабахским вопросом. Замороженный конфликт может опять вспыхнуть, и в такой ситуации Россия уже со спокойной совестью, что называется, встанет на сторону Армении.

Это всегда берется в расчет азербайджанской стороной, и если карабахский конфликт перейдет в военную стадию, Москва однозначно встанет на сторону Еревана. Пока же Баку исходит из экономических потребностей, ведь устойчивость азербайджанской экономики полностью зависит от экспорта углеводородов.

Азербайджан пытается статистически показать другую картину, но автор специально исследовал этот вопрос. По факту зависимость от продажи нефти и газа в республике гораздо выше, чем обозначено в статистических справочниках и написано в прессе.

Россия ведет себя достаточно уверенно, и игроки, которые прямо или опосредованно принимают участие в решении сирийской проблемы и не могут определиться со своей позицией, сами должны принимать решения и просчитывать возможные последствия собственных действий.

Одновременно сохранить партнерские отношения с Москвой, Тегераном, Анкарой, Брюсселем и Вашингтоном имеющими различные взгляды на сирийский вопрос, Баку, по нашей оценке, вряд ли сможет.

Чтобы не промахнуться, Азербайджану надлежит эффективно реагировать на острые вызовы, находя на них своевременные и взвешенные ответы. Хочется верить, что, призвав на помощь здравый смысл и внешнеполитическую прозорливость, Баку продемонстрирует именно такую стратегию.

52.3MB | MySQL:103 | 0,543sec