Итоги визита президента Ирана Хасана Роухани в Пакистан: ожидания и реальность

25-го марта с.г. президент Ирана Хасан Роухани во главе высокопоставленной иранской делегации из 60 человек посетил Пакистан, но «вернулся обратно с пустыми руками». Так характеризовал визит Роухани ряд иранских оппозиционных СМИ. В ответ на пессимистическую реакцию прессы заместитель министра иностранных дел по парламентским, консульскими и миграционным делам Хасан Кашкави заявил, что, несмотря на попытки ряда СМИ выставить в негативном свете визит президента ИРИ в Пакистан, этот визит был «плодотворным». Иранские правительственные каналы и издания, такие как IRNA, ISNA, Fars News, Tasnim и т.д, освещали не столь суть встреч, а их протокольную организацию. Однако, громкие заявления сторон больше носят декларативный характер, нежели практический. Сильное экономическое присутствие Китая, а также влияние США и Саудовской Аравии на предопределение дальнейшей судьбы Пакистана, не позволили иранской делегации достичь своих целей.

Между Ираном и Пакистаном не было подписано важных соглашений, которые были целью визита – об углублении политических связей, о коммерческо-торговом сотрудничестве, в частности, окончательное соглашение о строительстве газопровода Иран-Пакистан, а также какие-либо документы о сотрудничестве в сфере безопасности. Стороны подписали лишь шесть меморандумов о взаимопонимании в сферах торгово-экономической, научной, культурной, образовательной и здравоохранительной.

По данным пресс-центра аппарата президента ИРИ, на встрече с премьер-министром и другими должностными лицами в Исламабаде Роухани  сказал: «Иран берет на себя вопросы энергетической безопасности Пакистана, и заверяет народ в том, что Тегеран, в качестве стратегического партнера будет использовать все свои возможности в сфере газа, нефти и электроэнергии, чтобы удовлетворить потребности народа Пакистана». Возникает вопрос: допустит ли Китай – с экономической, и США и Саудовская Аравия – с политической точки зрения, чтобы  Пакистан попал в энергетическую зависимость от Ирана? Напомним, что за неделю до поездки Хасана Роухани Пакистан посетил президент Туркменистана. В ходе теплой встречи с пакистанскими властями было решено, что основную часть потребности в газе Пакистана будет обеспечивать газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), строительство которого началось в декабре прошлого года с участием японских и турецких компаний, а также капиталов арабских государств. Пакистан имеет также практическую возможность закупки сжиженного природного газа у Катара, которая реализуется уже несколько месяцев. В настоящее время суда с СПГ прибывают в порт Карачи, однако решено, что с помощью Китая будет построен газопровод из порта Гвадар на побережье провинции Белуджистан до севера Пакистана. Также рассматривается возможность строительства другого газопровода из Карачи в Лахор для доставки катарского газа. В результате реализации соглашения между Пакистаном и Катаром энергетическая безопасность Пакистана будет обеспечена в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Саудовская Аравия в свою очередь также стремится полностью обеспечить энергетическую безопасность Пакистана. В Пакистане серьезно рассматривается и возможность российских инвестиций в энергоснабжение. Кроме того, Исламабад планирует закупить более тысячи мегаватт электроэнергии у Таджикистана. На сегодняшний день Пакистан имеет три атомных электростанции, обеспечивающих 6 % производства электроэнергии в стране. Планируется построить еще около пятидесяти АЭС до 2050 года. В свою очередь министр нефтяной промышленности Пакистана в ходе встречи с иранской делегацией заявил: «Наличие ряда санкций в отношении Ирана не позволяет реализовать проект газопровода Иран-Пакистан». Министр экономики отметил, что Пакистан готов торговать с Ираном лишь в долларах. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф на следующей неделе встретится с президентом США Бараком Обамой в Вашингтоне. Наверняка, стороны обсудят новые предложения Ирана, однако, не следует ожидать, что США одобрит усиление энергетической зависимости Пакистана от Исламской Республики.

С другой стороны вызывают ряд вопросов и действия Ирана. Так, например, ИРИ стремится экспортировать газ в Индию. Последняя из-за отсутствия доверия к Пакистану предлагает Ирану провести трубопровод по дну Индийского океана. В свою очередь ряд иранских религиозных деятелей считают «неприличным» игнорирование мусульманской и «братской» страны с точки зрения ислама.

Неопределенная позиция у Ирана и в вопросе порта Чахбахар в Иранском  Белуджистане. Для увеличения конкурентоспособности порта с пакистанским портом Гвадар, который был передан в пользование Китаю, Иран, не имея научных данных для эксплуатации порта, пригласил инвестировать в Чахбахар сначала Китай, затем  Оман и Пакистан, через неделю Индию, еще через несколько дней афганцев и бразильцев. Очевидно, что Иран не имеет четкой политики для реализации стратегических инвестиций в Чахбахаре.

Новых достижений не последовало также в политической сфере, так как Иран и Пакистан по причине своего географического соседства всегда имели относительно хорошие отношения. Иран был первой страной, официально признавший Пакистан. Также в начале 1970-х годов по просьбе Зульфикар Али Бхутто Иран послал в Пакистан военно-воздушные силы, чтоб подавить сепаратистские восстание белуджей. Однако, на сегодняшний день Пакистан, получающий около миллиарда долларов помощи от США, а недавно и полтора миллиарда долларов и большие скидки на нефть от КСА, и «передавший» свою экономику в управление Китаю, находится в политической зависимости от других стран.

Уже долгое время иранские министры посещают Пакистан с целью добиться реализации соглашения по безопасности, но безрезультатно. Так, в прошлом году министр внутренних дел ИРИ Рахмани Фазли также провел переговоры в Пакистане и заручился обещаниями подписать соглашение. Возможно, такое обещание Исламабад дал и президенту Роухани. Перед поездкой президент ИРИ и губернатор провинции Систан и Белуджистан, который также сопровождал президента во время визита, выразил надежду, что договоренности о совместной безопасности будут реализованы как можно скорее, однако никакого всеобъемлющего соглашения для подписания не было подготовлено.

В ходе пресс-конференции на второй день визита президент Ирана заявил, что Иран и Пакистан договорились также о сотрудничестве в помощи мирному процессу в Афганистане. Он сообщил, что Пакистан предложил трехстороннюю формулу переговоров с Афганистаном с участием Ирана, на что Тегеран дал согласие.

По словам президента ИРИ, стороны обсудили также борьбу с терроризмом. Роухани заявил: «Безопасность Ирана – это безопасность Пакистан, и безопасность Пакистана – это безопасность Ирана». Однако, несмотря на столь дружелюбные заявление, уже через несколько дней после завершения визита, в провинции Белуджистан в Пакистане был задержан индийский шпион, который по заявлению пакистанских вооруженных сил проник на территорию Пакистана через Иран. Посольства ИРИ в Исламабаде сразу же отреагировало на обвинение и выступило с заявлением, в котором говорилось, что некоторые силы, не желающие сближения Ирана с Пакистаном, пытаются омрачить визит иранского президента и помешать реализации достигнутых соглашений. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Пакистана заявил, что Исламабад получил заверения Тегерана в том, что Иран не позволит использовать свои границы против Пакистана.

Подводя итог, можно сделать вывод, что Иран связывал с Пакистаном ряд планов, которые, к сожалению, Исламабад не в состоянии реализовать самостоятельно,  без дозволения государств, в зависимости от которых он находится. Тем не менее, очевидно, что есть широкое  поле для сотрудничества между соседними мусульманскими странами. Обе страны заинтересованы в конструктивных отношениях. Правительство Хасана Роухани уже заявило о себе, как о правительстве переговорщиков. Возможно и в этом деле оно  сможет добиться успехов.

52.25MB | MySQL:103 | 0,506sec