Мнение китайских специалистов о развитии ракетно-ядерного потенциала Пакистана

По информации сотрудников научно-исследовательских институтов предприятий ракетной промышленности КНР, официальный Исламабад прилагает серьезные усилия в области развития баллистических ракет, способных доставлять ядерные боевые заряды на дальность более 2 500 км.

По оценкам китайских военных, к 2015 г. в распоряжении ВС Пакистана уже находилось от 110 до 130 ядерных головных частей (ЯГЧ), а к 2025 г. в арсенале Исламабада будет находиться от 220 до 250 ЯГЧ. Китайский специалист по ракетному вооружению Чжоу Вэй отмечает, что  пакистанским конструкторам удалось создать несколько удачных ракет.  К ним относятся твердотопливная баллистическая ракета средней дальности «Шахин-3», которая способная поражать цели на дальности 2 750 км. Успешные испытательные пуски этой ракеты были проведены 9 марта и 11 декабря 2015 г., что послужило поводом для принятия этих ракет на вооружение.

Следует отметить, что в арсенале ракетных войск Пакистана находятся следующие типы баллистических ракет (Табл 1.), созданные из расчета применения с наземных мобильных пусковых установок.

Таблица 1.

Тактико-технические характеристики баллистических ракет ВС Пакистана

Модель Хатф –1/1А/1В Хатф – 2 Хатф – 3 Хатф – 4
Дальность (км.) 70/100/100 200 290 750
Длина (м.) 6 6,5 8,5 12
Диаметр (м.) 0,56 0,56 0,8 1,0
Стартовая масса (т.) 1,5 1,75 4,65 9,5
Полезная нагрузка (т.) 0,5 0,25-0,4 0,7 0,7
Тип двигателя Твердотопл. Твердотопл. Твердотопл. Твердотопл.
Количество ступеней 1 1 1 1
Принцип наведения Инерц. (кроме Хатф-1) Инерц. Инерц. И телевизионн. Инерц.
Мощность ЯГЧ (кТонн) 12-20 35
Кол-во ЯГЧ 1 1 1 1
Возможность применения обычных и разделяющихся ГЧ есть есть есть есть
КВО 200 150 250 200
Дата постановки на боевое дежурство (год) 1992 2005 2004 2003
Модель Хатф – 5А Хатф – 5А Хатф – 6 Хатф – 9
Дальность (км.) 350-1500 2300 (или 1500-1800) 2500 60
Длина (м.) 15,9 18 17,2 6
Диаметр (м.) 1,35 1,35 1,4 0,4
Стартовая масса (т.) 15,85 17,8 23,6 1,2
Полезная нагрузка (т.) 0,9 0,7 1,0 0,2
Тип двигателя Жидкотопливн Жидкотопливн. Твердотопл. Твердотопл.
Количество ступеней 1 1 2 1
Принцип наведения Инерц. Инерц. Инерц. + GPS Инерц. + GPS
Мощность ЯГЧ (кТонн) 15-35 15-35 15-35 Н.д.
Кол-во ЯГЧ 1 1 1 1
Возможность применения обычных и разделяющихся ГЧ Есть, а также применение химических боевых блоков Есть, а также применение химических боевых блоков Есть, а также применение химических боевых блоков есть
КВО 2500 250 350 10-30
Дата постановки на боевое дежурство (год) 2003 Н.д. 2011 2015

Китайские специалисты полагают, что пакистанские твердотопливные ракеты принадлежат к третьему поколению ракетной техники, тогда как жидкотопливные относятся ко второму поколению.

Эти оценки основаны на данных о типах применяемого ракетного топлива. Так, для твердотопливных ракетных двигателей в Пакистане используют американское топливо под обозначением «НТРВ», известное по баллистическим ракетам «Трайдент-1/С4», которыми вооружались атомные подводные лодки ВМС США

Для жидкостных двигателей используют аналоги советского ракетного топлива «ТМ-185» и «АК-27И». Подобное топливо применяется для ракеты «Гаури-3» на максимальную дальность 3500 км.

Кроме перечисленных в таблице ракет на вооружении ВВС Пакистана принята крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) «Раад» (она же «Хатф-8»), носителями которой являются истребители «F-16 C/D» (пр-во США), «Мираж» (пр-во Франции) и пакистано-китайская разработка «JF-17 Гром». Однако «Раад» является лишь тактическим оружием, равно как и наземный ее вариант «Бабур». По информации СМИ КНР, пакистанские специалисты в своих разработках по крылатым ракетам учитывают опыт создания аналогичного вооружения в США и РФ.

 

Сравнение тактико-технических характеристик крылатых ракет ВС Пакистана, США и РФ

Модель «Раад» (Гром) «Бабур»
Страна производитель Пакистан Пакистан
Дальность (км.) 350 700
Длина (м.) 4,85 6,2
Диаметр (м.) 0,53 0,52
Скорость полета (МАХ) звуковая 0,85
Стартовая масса (кг.) 1100 1500
Полезная нагрузка (кг.) 400 450
Тип ГЧ Обычная/ядерная Обычная/ядерная
Мощность ЯГЧ (кТонн) 15 От 10 до 35
Принцип наведения Инерц.+ GPS + инфракрасн. + РЛС миллиметрового диапазона Инерц.+ GPS + инфракрасн.+ РЛС миллиметрового диапазона
Тип двигателя 1 турбовентиляторный 1 турбовентиляторный + 1 твердотопливный ускоритель
КВО Н.д. 20 — 50
Тип носителя Воздушный Воздушный,
Наземный, морской
Модель AGM-129A AS-15A
Страна производитель США Россия
Дальность (км.) 2750-3000 2500
Длина (м.) 6,35 6,04
Диаметр (м.) 0,64 высота х 0,74 ширина 0,51 – 0,77
Скорость полета (МАХ) 0,9 0,5 – 0,8
Стартовая масса (кг.) 1682 1210 — 1500
Полезная нагрузка (кг.) 180 410
Тип ГЧ ядерная ядерная
Мощность ЯГЧ (кТонн) От 5 до 150 От 200 до 250
Принцип наведения Лазерное + GPS + сканирование рельефа местности Инерц. + сканирование рельефа месности
Тип двигателя 1 турбовентиляторный + 1 твердотопливный ускоритель 1 турбовентиляторный + 1 твердотопливный ускоритель
КВО 16 — 40 25
Тип носителя Воздушный воздушный

Следует отметить, что Военно-морские силы Пакистана также ведут работу над разработкой баллистических ракет для подводных лодок. Известно, что в составе ВМС страны находится три дизель-электрические подводные лодки «Августа 90В» и две лодки «Августа 70» (пр-во Франции). По замыслу военно-политического руководства данные лодки необходимо модернизировать для установки двух пусковых установок ракет «Бабур» (она же «Хатф-7»), однако в сравнении с индийскими ДЭПЛ российского производства подобные лодки не смогут внести серьезных корректив в ситуацию на море.

Известно, что в 2009 г. Исламабад провел переговоры с немецкими судостроителями по вопросу о приобретении двух ДЭПЛ «проект 214», однако стоимость контракта в 2 млрд долл. США оказалась непосильной для бюджета Пакистана. Спустя шесть лет, китайские судостроители предложили пакистанским партнерам за эту сумму восемь ДЭПЛ S20P, которые позволят применять как крылатые, так и баллистические ракеты из подводного положения. Вероятно, первые лодки этой серии будут поставлены ВМС Пакистана в течение трех-пяти лет.

По мнению офицеров Ракетных войск НОАК, пакистанским коллегам необходимо сосредоточиться на таких вопросах как: уменьшение КВО, повышение полезной нагрузки, создание ложных головных частей, защита систем наведения ракеты от электромагнитного противодействия, а также преодоление рубежей систем ПВО/ПРО. Последний наиболее актуален,  поскольку в Индии успешно продвигаются работы по созданию национальной системы ПРО.

Следует отметить, что при сохранении стабильных темпов разработки и тестирования новых образцов ракетной техники, пакистанские специалисты будут способны через 10 лет создать межконтинентальную баллистическую ракету с дальностью более 5 000 км., оснащенную разделяющимися головными частями. Китайские специалисты в свою очередь сомневаются в необходимости подобных разработок, поскольку главный экономический, политический и военный конкурент Индия находится рядом и для гарантированного поражения стратегических объектов вполне достаточно ракет с максимальной дальностью полета 3000 -3500 км.

Китайские специалисты отмечают высокий уровень подготовки пакистанских ракетчиков, которые оперативно выполняют развертывание пусковых установок, проводят пуски и в течение 5-15 минут меняют позиции.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что пакистанские специалисты (при поддержке китайских конструкторов) будут разрабатывать баллистические ракеты для подводных лодок, а также совершенствовать конструкции крылатых ракет воздушного базирования, поскольку осознают важность создания полноценного ракетно-ядерного потенциала в составе сухопутной, воздушной и морской компоненты.

52.44MB | MySQL:103 | 0,573sec