По информации сотрудников научно-исследовательских институтов предприятий ракетной промышленности КНР, официальный Исламабад прилагает серьезные усилия в области развития баллистических ракет, способных доставлять ядерные боевые заряды на дальность более 2 500 км.
По оценкам китайских военных, к 2015 г. в распоряжении ВС Пакистана уже находилось от 110 до 130 ядерных головных частей (ЯГЧ), а к 2025 г. в арсенале Исламабада будет находиться от 220 до 250 ЯГЧ. Китайский специалист по ракетному вооружению Чжоу Вэй отмечает, что пакистанским конструкторам удалось создать несколько удачных ракет. К ним относятся твердотопливная баллистическая ракета средней дальности «Шахин-3», которая способная поражать цели на дальности 2 750 км. Успешные испытательные пуски этой ракеты были проведены 9 марта и 11 декабря 2015 г., что послужило поводом для принятия этих ракет на вооружение.
Следует отметить, что в арсенале ракетных войск Пакистана находятся следующие типы баллистических ракет (Табл 1.), созданные из расчета применения с наземных мобильных пусковых установок.
Таблица 1.
Тактико-технические характеристики баллистических ракет ВС Пакистана
Модель | Хатф –1/1А/1В | Хатф – 2 | Хатф – 3 | Хатф – 4 | |
Дальность (км.) | 70/100/100 | 200 | 290 | 750 | |
Длина (м.) | 6 | 6,5 | 8,5 | 12 | |
Диаметр (м.) | 0,56 | 0,56 | 0,8 | 1,0 | |
Стартовая масса (т.) | 1,5 | 1,75 | 4,65 | 9,5 | |
Полезная нагрузка (т.) | 0,5 | 0,25-0,4 | 0,7 | 0,7 | |
Тип двигателя | Твердотопл. | Твердотопл. | Твердотопл. | Твердотопл. | |
Количество ступеней | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Принцип наведения | Инерц. (кроме Хатф-1) | Инерц. | Инерц. И телевизионн. | Инерц. | |
Мощность ЯГЧ (кТонн) | 12-20 | 35 | |||
Кол-во ЯГЧ | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Возможность применения обычных и разделяющихся ГЧ | есть | есть | есть | есть | |
КВО | 200 | 150 | 250 | 200 | |
Дата постановки на боевое дежурство (год) | 1992 | 2005 | 2004 | 2003 | |
Модель | Хатф – 5А | Хатф – 5А | Хатф – 6 | Хатф – 9 | |
Дальность (км.) | 350-1500 | 2300 (или 1500-1800) | 2500 | 60 | |
Длина (м.) | 15,9 | 18 | 17,2 | 6 | |
Диаметр (м.) | 1,35 | 1,35 | 1,4 | 0,4 | |
Стартовая масса (т.) | 15,85 | 17,8 | 23,6 | 1,2 | |
Полезная нагрузка (т.) | 0,9 | 0,7 | 1,0 | 0,2 | |
Тип двигателя | Жидкотопливн | Жидкотопливн. | Твердотопл. | Твердотопл. | |
Количество ступеней | 1 | 1 | 2 | 1 | |
Принцип наведения | Инерц. | Инерц. | Инерц. + GPS | Инерц. + GPS | |
Мощность ЯГЧ (кТонн) | 15-35 | 15-35 | 15-35 | Н.д. | |
Кол-во ЯГЧ | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Возможность применения обычных и разделяющихся ГЧ | Есть, а также применение химических боевых блоков | Есть, а также применение химических боевых блоков | Есть, а также применение химических боевых блоков | есть | |
КВО | 2500 | 250 | 350 | 10-30 | |
Дата постановки на боевое дежурство (год) | 2003 | Н.д. | 2011 | 2015 | |
Китайские специалисты полагают, что пакистанские твердотопливные ракеты принадлежат к третьему поколению ракетной техники, тогда как жидкотопливные относятся ко второму поколению.
Эти оценки основаны на данных о типах применяемого ракетного топлива. Так, для твердотопливных ракетных двигателей в Пакистане используют американское топливо под обозначением «НТРВ», известное по баллистическим ракетам «Трайдент-1/С4», которыми вооружались атомные подводные лодки ВМС США
Для жидкостных двигателей используют аналоги советского ракетного топлива «ТМ-185» и «АК-27И». Подобное топливо применяется для ракеты «Гаури-3» на максимальную дальность 3500 км.
Кроме перечисленных в таблице ракет на вооружении ВВС Пакистана принята крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) «Раад» (она же «Хатф-8»), носителями которой являются истребители «F-16 C/D» (пр-во США), «Мираж» (пр-во Франции) и пакистано-китайская разработка «JF-17 Гром». Однако «Раад» является лишь тактическим оружием, равно как и наземный ее вариант «Бабур». По информации СМИ КНР, пакистанские специалисты в своих разработках по крылатым ракетам учитывают опыт создания аналогичного вооружения в США и РФ.
Сравнение тактико-технических характеристик крылатых ракет ВС Пакистана, США и РФ
Модель | «Раад» (Гром) | «Бабур» |
Страна производитель | Пакистан | Пакистан |
Дальность (км.) | 350 | 700 |
Длина (м.) | 4,85 | 6,2 |
Диаметр (м.) | 0,53 | 0,52 |
Скорость полета (МАХ) | звуковая | 0,85 |
Стартовая масса (кг.) | 1100 | 1500 |
Полезная нагрузка (кг.) | 400 | 450 |
Тип ГЧ | Обычная/ядерная | Обычная/ядерная |
Мощность ЯГЧ (кТонн) | 15 | От 10 до 35 |
Принцип наведения | Инерц.+ GPS + инфракрасн. + РЛС миллиметрового диапазона | Инерц.+ GPS + инфракрасн.+ РЛС миллиметрового диапазона |
Тип двигателя | 1 турбовентиляторный | 1 турбовентиляторный + 1 твердотопливный ускоритель |
КВО | Н.д. | 20 — 50 |
Тип носителя | Воздушный | Воздушный, Наземный, морской |
Модель | AGM-129A | AS-15A |
Страна производитель | США | Россия |
Дальность (км.) | 2750-3000 | 2500 |
Длина (м.) | 6,35 | 6,04 |
Диаметр (м.) | 0,64 высота х 0,74 ширина | 0,51 – 0,77 |
Скорость полета (МАХ) | 0,9 | 0,5 – 0,8 |
Стартовая масса (кг.) | 1682 | 1210 — 1500 |
Полезная нагрузка (кг.) | 180 | 410 |
Тип ГЧ | ядерная | ядерная |
Мощность ЯГЧ (кТонн) | От 5 до 150 | От 200 до 250 |
Принцип наведения | Лазерное + GPS + сканирование рельефа местности | Инерц. + сканирование рельефа месности |
Тип двигателя | 1 турбовентиляторный + 1 твердотопливный ускоритель | 1 турбовентиляторный + 1 твердотопливный ускоритель |
КВО | 16 — 40 | 25 |
Тип носителя | Воздушный | воздушный |
Следует отметить, что Военно-морские силы Пакистана также ведут работу над разработкой баллистических ракет для подводных лодок. Известно, что в составе ВМС страны находится три дизель-электрические подводные лодки «Августа 90В» и две лодки «Августа 70» (пр-во Франции). По замыслу военно-политического руководства данные лодки необходимо модернизировать для установки двух пусковых установок ракет «Бабур» (она же «Хатф-7»), однако в сравнении с индийскими ДЭПЛ российского производства подобные лодки не смогут внести серьезных корректив в ситуацию на море.
Известно, что в 2009 г. Исламабад провел переговоры с немецкими судостроителями по вопросу о приобретении двух ДЭПЛ «проект 214», однако стоимость контракта в 2 млрд долл. США оказалась непосильной для бюджета Пакистана. Спустя шесть лет, китайские судостроители предложили пакистанским партнерам за эту сумму восемь ДЭПЛ S20P, которые позволят применять как крылатые, так и баллистические ракеты из подводного положения. Вероятно, первые лодки этой серии будут поставлены ВМС Пакистана в течение трех-пяти лет.
По мнению офицеров Ракетных войск НОАК, пакистанским коллегам необходимо сосредоточиться на таких вопросах как: уменьшение КВО, повышение полезной нагрузки, создание ложных головных частей, защита систем наведения ракеты от электромагнитного противодействия, а также преодоление рубежей систем ПВО/ПРО. Последний наиболее актуален, поскольку в Индии успешно продвигаются работы по созданию национальной системы ПРО.
Следует отметить, что при сохранении стабильных темпов разработки и тестирования новых образцов ракетной техники, пакистанские специалисты будут способны через 10 лет создать межконтинентальную баллистическую ракету с дальностью более 5 000 км., оснащенную разделяющимися головными частями. Китайские специалисты в свою очередь сомневаются в необходимости подобных разработок, поскольку главный экономический, политический и военный конкурент Индия находится рядом и для гарантированного поражения стратегических объектов вполне достаточно ракет с максимальной дальностью полета 3000 -3500 км.
Китайские специалисты отмечают высокий уровень подготовки пакистанских ракетчиков, которые оперативно выполняют развертывание пусковых установок, проводят пуски и в течение 5-15 минут меняют позиции.
Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что пакистанские специалисты (при поддержке китайских конструкторов) будут разрабатывать баллистические ракеты для подводных лодок, а также совершенствовать конструкции крылатых ракет воздушного базирования, поскольку осознают важность создания полноценного ракетно-ядерного потенциала в составе сухопутной, воздушной и морской компоненты.