Израиль: политические разногласия в руководстве Ликуда

Вольно или невольно министр обороны Израиля Моше Яалон все больше позиционируется в качестве наиболее бросающейся в глаза фигуры левого крыла правящей партии Ликуд. На протяжении последних месяцев он не раз вступал в конфликт с правым крылом Ликуда и с лидерами еврейских поселенцев Иудеи и Самарии (Западного берега р.Иордан, пользуясь арабской терминологией) в связи с целым рядом действий и заявлений, истолкованных как антипоселенческие и проарабские (примером, может служить выселение евреев по приказу министра обороны из законно купленного ими у арабов дома в Хевроне). Министр обороны и назначенный им начальник генерального штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Габи Айзенкот спровоцировали совершенно излишний конфликт с духовными лидерами религиозного сионизма своими антирелигиозными высказываниями и шагами, направленными на ограничение полномочий военного раввината. Однако настоящий взрыв произошел в связи с расследуемым сейчас делом о ликвидации раненного террориста в Хевроне. Террорист был добит солдатом пехотной бригады «Кфир», заявившим, что он опасался, что на террористе есть заряд взрывчатки и он может его задействовать. Габи Айзенкот, а вслед за ним и Моше Яалон, не дожидаясь результатов расследования, поспешили заявить, что солдат «совершил тяжкое преступление» и что его поведение «нарушает моральные нормы ЦАХАЛа». Солдат был арестован, однако расследование пришло к выводам, подкрепляющим его версию. Габи Айзенкот и Моше Яалон подверглись и подвергаются в связи с этим делом ожесточенной и открытой критике со стороны широких слоев израильского общества – со стороны родителей военнослужащих-срочников, со стороны высокопоставленных отставных офицеров и со стороны большинства политиков правого лагеря (не говоря уже о религиозных политиках), а отчасти и со столоны центристов. Наиболее непримиримые критики открыто обвиняют министра обороны в том, что он старается быть гуманным к арабским террористам, подвергая при этом ненужному риску израильских солдат. Моше Яалон крайне резко ответил на критику. После этого в СМИ тут же появились упоминания о том, что Моше Яалон якобы взвешивает возможность выйти из состава Ликуда и создать партию «Кадима-2» по образцу раскольнической и ныне уже исчезнувшей партии «Кадима», созданной в 2005 года премьер-министром  Ариэлем Шароном, когда Ликуд не поддержал выдвинутый им план «размежевания» (ликвидации еврейских поселений сектора Газа). Теперь Моше Яалону припоминают то, что он, по сути, «чужой» в Ликуде и не желает принимать идеологии партии, в которой состоит, что он был воспитанником социалистического молодежного движения и до сих пор остается членом кибуца Грофит. Поддержка Яалона со стороны левой оппозиции только подлила масла в костер.

В дополнение к этому на минувшей неделе достоянием израильской общественности стал факт наличия серьезных разногласий в военно-политическом руководстве страны по поводу отношения к Палестинской национальной администрации (ПНА). Суть разногласий сводится к следующему: Моше Яалон – а вслед за ними и высшее армейское командование считают нужным пойти навстречу требованиям ПНА и ограничить действия ЦАХАЛа в так называемых зонах А, то есть на территориях Иудеи и Самарии, которые, согласно букве Норвежских соглашений, находятся под полным (как гражданским, так и военным) контролем ПНА. Израильские министры, придерживающиеся последовательно правых взглядов (представители партии «Еврейский дом» и большинство министров от Ликуда), категорически возражают против такой уступки.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, как правило, защищал министра обороны от критики справа. Однако на прошлой недели канцелярия премьер-министра объявила по окончанию поездки членов узкого военно-политического кабинета по району Биньямин (район, расположенный к северу от Иерусалима, окрестности Рамаллы) о том, что премьер-министр отвергает в данном случае предложения Моше Яалона. Официально было объявлено, что он дал указание израильским силам безопасности «продолжить активные, упорные и непрерывные действия против террора повсюду и безо всяких ограничений».

Следует отметить, что первоначально высшее командование ЦАХАЛа, поддерживаемое министром обороны, предлагало правительству Израиля пойти навстречу требованиям ПНА о получении дополнительных вооружений. Потом стали предлагать передать под полный контроль ПНА 40 тысяч дунамов (порядка 40 кв. км) в различных районах Иудеи и Самарии. После того, как руководство ПНА заметило готовность израильского военного руководства идти ему навстречу, оно выдвинуло требование о прекращении свободных действий сил ЦАХАЛа в зонах А.

ЦАХАЛ перестал придерживаться этого пункта Норвежских соглашений, начиная с операции «Оборонительная стена» 2002 года, проведенной по инициативе Ариэля Шарона. С тех пор израильские военные силы действуют в зонах А, когда в этом возникает оперативная надобность, особенно, когда палестинские службы безопасности не производят необходимых задержаний активистов террора. Следует отметить, что накануне последних по времени выборов в Кнессет Биньямин Нетаньяху обещал израильтянам, что эта политика будет продолжена.

Моше Яалон и высшее командование ЦАХАЛа опасается крушения ПНА и пытается до определенной степени проводить политику уступок по отношению к ней, надеясь таким образом укрепить положение палестинского руководства.  Однако израильские политики настаивают на том, что даже согласно Норвежским соглашениям, ЦАХАЛ имеет право осуществлять «погоню по горячим следам» за террористами в зонах А. Другое дело, что до операции «Оборонительная стена» данный пункт соглашений практически не осуществлялся, что превратило зоны А в своего рода «города-убежища» для палестинских террористов. Правительство Биньямина Нетаньяху не намерено возвращаться к тем временам.

На настоящий момент премьер-министр Биньямин Нетаньяху фактически балансирует между позицией Моше Яалона, считающего, что сохранение ПНА – в интересах Израиля, и неоднократно выражавшейся министром абсорбции Зеевом Элькиным (также членом Ликуда, единственным русскоязычным министром в нынешнем правительстве) позицией правого крыла правящей коалиции, согласно которому крушение ПНА неизбежно и уже сейчас «следует готовиться к тому, что произойдет после ее распада». Можно предположить, что будущее Моше Яалона в Ликуде зависит, прежде всего, от того, как быстро события будут развиваться в этом направлении и какую позицию  будет вынужден открыто занять по этому вопросу премьер-министр.

52.25MB | MySQL:103 | 0,483sec