Саудовское руководство делает шаг к ликвидации религиозной полиции

14 апреля текущего года саудовское руководство объявило о реорганизации Комиссии по поощрению добродетели и удержанию от порока (CPVPV), формально входящую в структуру МВД, но имеющую при этом функции спецслужбы. По сути, речь идет об изъятии у ее силового подразделения – религиозной (шариатской) полиции «Аль-Мутава» функций сыска и ареста подозреваемых в совершении преступлений «против морали» и передаче их «обычной» полиции.

Всего на территории королевства находятся 12 провинциальных филиалов религиозной полиции CPVPV, имевших 129 отделений и «подкомиссий», а также 345 информационных центров.

Необходимо особо отметить, что ранее шариатская полиция обеспечивала строгий контроль за соблюдением консервативных исламских норм в общественных местах и обладала практически неограниченными автономными правам, позволяющими ее сотрудникам произвольно задерживать «подозрительных лиц» (как иностранцев, так и саудовцев) на срок 24 часов в случае нарушений в поведении и одежде (негласным стандартом является абая – полностью закрывающее тело и голову черное платье для женщин).

Однако ее сотрудники регулярно превышают этот «лимит». Многие из задержанных ими лиц удерживались под арестом в течение нескольких дней, иногда недель, без уведомления о соответствующих задержаниях не только их семей и посольства, но и МВД страны, хотя по закону патрули «Аль-Мутавы» при подобных задержаниях должен обязательно сопровождать «обычный» представитель полиции.

Среди задержанных «Аль-Мутавой» зачастую фигурируют целые группы молодых людей. Их арестовывают за самые незначительные нарушения: за присутствие в ресторанах с молодыми женщинами, не являющимися их женами и ближайшими родственницами; за «непристойные замечания» представительницам прекрасного пола в торговых центрах (под которыми подразумеваются в том числе комплименты и предложения знакомства) или нахождения в торговых центрах, предназначенных только для семейного посещения.

Примечательно, что сами саудовские источники преподносят это как стремление удовлетворить интересы местных граждан, все чаще страдающих от назойливого вмешательства религиозной полиции в их личную жизнь. Однако реально подобный шаг саудовского руководства, вызвавший неоднозначные толкования среди консерваторов и в том числе среди самих религиозных полицейских, лишенных реальной власти, в немалой степени был обусловлен желанием не допустить усиливавшихся нарушений против иностранных граждан и в том числе выходцев из западных стран.

Так, религиозная полиция неоднократно задерживала женщин-иностранок за присутствие в ресторанах без сопровождения мужа или ближайших родственников по мужской линии, а также поездки в такси с «посторонними» мужчинами. Нередко их арестовывали «за нарушения в одежде», заключавшиеся в том числе в появлении с непокрытыми головами на публике (особенно в торговых центрах).

Есть среди допущенных «Аль-Мутавой» нарушений и более серьезные деяния, поскольку автономность религиозной полиции и почти полная безнаказанность ее сотрудников приводят к многочисленным злоупотреблениям.

Особенно часто подвергались произволу со стороны религиозной полиции иностранки, нередко в ходе задержаний подвергавшиеся изнасилованиями. А власти зачастую даже не пытались провести соответствующие расследования, исходя из того, что мутаввины фактически ранее пользовались иммунитетом от какого бы то ни было наказания.

Также правозащитники заявляют о том, что «члены религиозной полиции CPVPV оказывают давление на работодателей с целью заставить их не продлевать документы для немусульман, участвовавших в тайных неисламских богослужениях или в отношении которых существуют подобные подозрения». Одновременно они пытаются получить у них устные заверения относительно неучастия в подобных мероприятиях, угрожая им в противном случае репрессиями.

Но особенно громкую известность приобрели регулярные рейды мутаввинов по выявлению «незаконных» религиозных собраний, за которыми в Саудовской Аравии осуществляется целенаправленная «охота». Религиозная полиция проводит совместные с «обычными» правоохранителями рейды в местах проживания иностранцев с целью выявления немусульманских религиозных собраний. В случае обнаружения таких мероприятий их участники арестовываются и преследуются вплоть до высылки из страны и конфискации личных религиозных материалов.

При этом, согласно публикациям газеты Asia News, «Саудовская религиозная полиция, известная своей жестокостью, часто пытает арестованных сторонников других религий». При этом преследованиям подвергаются даже мусульмане-суфии.

А иногда подобные действия вызывают серьезные международные скандалы. Так, 25 декабря 2012 г. саудовская религиозная полиция штурмом взяла дом в провинции Ад-Джуф, задержав 43 человека по обвинению в «заговоре с целью отпраздновать Рождество».

При этом мутаввины нарушили международное законодательство, ворвавшись в дом дипломата из Филиппин, христианина по вероисповеданию. Среди арестованных 40 человек оказались его единоверцами и в том числе гражданами Индии. Кроме них на торжестве присутствовали граждане Саудовской Аравии и Египта.

Последние и хозяин дома, согласно утверждению полицейского заключения, находились в состоянии «тяжелой интоксикации алкоголем», что по саудовским законам является дополнительным тяжелым преступлением, преследуемым в уголовном порядке.

Примечательно, что прежде подобные действия встречали одобрение на государственном уровне. Так, ранее муфтий Саудовской Аравии шейх Абдель Азиз бин Абдулла осуждал «приглашения на Рождество и свадебные торжества», а шейх Мухаммед аль-Офаимин, член Высшего совета исламских ученых страны, особо указывал на запрет «отмечать еретические христианские праздники, включая Рождество».

Отдельное направление работы мутаввинов – выявление и конфискация «религиозных несуннитских материалов, особенно Библий и соответствующих видеороликов, а также шиитских книг». Ради этого они совместно с таможенными чиновниками до недавнего времени регулярно обыскивали почтовые материалы и грузы.

Соответственно, участившиеся случаи произвола со стороны религиозной полиции, раздражавшие как саудовцев, так и иностранных граждан, вынудили саудовские власти пойти на частичные реформы религиозной полиции с целью ограничения ее функционала и полномочий конкретных сотрудников.

Еще в 2013 году по решению короля некоторые полномочия и обязанности религиозной полиции были переданы другим «компетентным» органам. И хотя сотрудникам CPVPV оставили возможность задерживать подозреваемых, отныне они могли это осуществлять лишь до передачи «обычной» полиции в пределах 24 часов, которую они должны немедленно уведомить об аресте подозреваемых и которая, соответственно, и завершает расследование конкретного дела.

Однако это не привело к исчезновению прежних нарушений и жалобы на действия членов религиозной полиции продолжали поступать как со стороны самих пострадавших, так и правозащитников, и иностранных дипломатов. Например, 29 августа 2014 г. руководству CPVPV было приказано провести внутреннее расследование после появления видеозаписи в интернете, на которой религиозные полицейские нападают на гражданина Великобритании и его саудовскую жену на стоянке в Эр-Рияде, заподозрив их в «смешивании полов».

Данное происшествие вызвало очень громкий скандал, на который пришлось реагировать самим саудовским властям. Позднее они объявили, что в ходе дальнейшего судебного разбирательства (проводившегося в закрытом режиме) четверо членов CPVPV, признанных виновными в злоупотреблении полномочиями, получили неназванные сроки тюремного заключения. Последние обжаловали приговор и до последнего времени данное дело продолжало тянуться в саудовских судебных инстанциях.

Однако до сих пор сотрудники «Аль-Мутавы» сохранили свое влияние, поскольку власти оставили инфраструктуру религиозной полиции практически в неизменном виде: ее сотрудники продолжали пользоваться рядом прежних полномочий, из-за чего ранее они подвергалась серьезной критике со стороны правозащитников: в частности, они могли расследовать определенные категории преступлений, в том числе связанные с колдовством, «аморальностью», домогательствами к женщинам, употреблением алкоголя и наркотиков.

Так, 19 февраля 2014 г. глава CPVPV шейх Абдулатиф Аль аш-Шейх заявил, что его сотрудники регулярно мониторят электронные сайты с целью выявления фактов «колдовства и аморальности» в социальных сетях, после чего соответствующая информация направляется в Бюро расследования и уголовного преследования.

Следует напомнить, что Саудовская Аравия остается одной из немногих стран мира, в которых до сих применяется смертная казнь за «колдовские преступления». Не случайно, что в каждом сравнительно крупном населенном пункте при религиозной полиции имеются специальные органы по противодействию «оккультным практикам» – отделы «Антиколдовства».

Вместе с тем, последние по времени изменения наглядно свидетельствуют о постепенном развороте Эр-Рияда в сторону ликвидации некоторых наиболее одиозных институтов, вызывающих нарастающую критику со стороны мирового сообщества.

Не в последнюю очередь это связано и со стремлением не утратить окончательно связь со странами Запада.

Впрочем, попытки проведения «косметического ремонта» государственной машины со стороны саудовского руководства вряд ли способны урегулировать имеющиеся противоречия и заставить ее эффективно работать в условиях нарастающего внутреннего конфликта. В этих условиях саудовские власти рискуют серьезно испортить отношения с наиболее консервативной частью своего общества, многие представители которого все чаще и явственнее симпатизируют различным радикальным исламским организациям до «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) включительно.

52.25MB | MySQL:103 | 0,376sec