Ситуация в Египте: март 2016 г.

В марте в Египте продолжилась череда судебных процессов над лицами, причастными к террористической деятельности.

2 марта трибунал Александрии приговорил к смерти 7 исламистов, в том числе 3 заочно, причастных к подрыву взрывного устройства 15 апреля 2015 г. в г.Кафр аш-Шейх, что к северу от египетской столицы. Тогда в результате теракта погибли двое курсантов военного училища. Еще 5 причастных к теракту получили пожизненное заключение, что в египетских реалиях означает 25 лет тюрьмы.

17 марта египетские власти выпустили на свободу брата главаря «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири – Мухаммеда аз-Завахири при том, что в отношении него продолжается расследование по обвинению в призыве к созданию «террористической группы».

М.аз-Завахири был арестован в августе 2013 г. в разгар кампании по арестам сторонников «Братьев-мусульман», последовавшей вслед за низложением президента М.Мурси. В первом судебном процессе он был судим вместе с 60 другими сторонниками «братьев» по обвинению в создании «террористической группы», связанной с «Аль-Каидой» и планировавшей атаки на силы безопасности и коптов. В октябре 2015 г. суд приговорил по этому делу к смертной казни 10 человек, однако М.аз-Завахири был оправдан. Тем не менее судья потребовал от прокуратуры открыть новое расследование, поскольку из заявлений М.аз-Завахири на процессе сделал вывод, что речь может идти «об еще одной террористической группе».

28 марта египетские власти отправили в отставку 32 судей, которые отказались признать законность низвержения армией в июле 2013 года президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Соответствующее решение принял Высший юридический совет. Он обвинил уволенных в том, что те «занялись политикой, поддержав определенную сторону», под которой явно подразумевались «Братья-мусульмане». Неделей ранее были отправлены в отставку по таким же мотивам еще 15 судей.

30 марта один из египетских судов приговорил к различным срокам тюремного заключения 23 сторонников М.Мурси по обвинению в участии в 2013 году в манифестации, приведшей к актам насилия. 15 из них получили пожизненное заключение.

Также в марте в Египте продолжилась череда терактов против сотрудников силовых структур.

6 марта на севере Синайского полуострова неизвестные атаковали машину скорой помощи, перевозившую полицейских, раненых в результате теракта, совершенного ранее в тот же день в г.Шейх Зувейд. В результате атаки погибли двое полицейских и врач. В ходе последовавшей затем операции по прочесыванию местности в районе г.Шейх Зувейд военным удалось уничтожить 5 джихадистов.

7 марта на севере Синайского полуострова в результате подрыва на мине полицейской бронированной машины погибли двое стражей порядка.

19 марта сторонники «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) атаковали полицейский блок-пост на севере Синайского полуострова близ г.Эль-Ариш. В результате атаки погибли 15 полицейских, в том числе 3 офицера. В коммюнике МВД страны утверждалось, что блок-пост подвергся минометному обстрелу. Ответственность за теракт взяло на себя ИГ. В его версии сначала смертник взорвал заминированную машину на блок-посту, затем его атаковала «пехота», которая якобы захватила этот объект. По данным МВД, в ходе боя были уничтожены 5 нападавших.

25 марта Минобороны Египта сообщило о бое с формированием ИГ, боевики которого перемещались по северу Синайского полуострова на 27 внедорожниках. Со стороны правительственных сил в бое участвовали антитеррористические подразделения армии, которых поддерживали боевые вертолеты. В ходе боя уничтожены до 60 джихадистов, еще 40 получили ранения.

С момента низложения военными президента-исламиста Мухаммеда Мурси в июле 2013 г. египетские военные и полицейские регулярно являются объектами атак джихадистов на севере Синайского полуострова, в Каире и в Дельте Нила. С того времени в результате терактов погибли несколько сотен сотрудников силовых структур. Ответственность за большинство терактов взяла на себя группировка «Вилает Синай» – египетская ветвь «Исламского государства».

Также 25 марта египетский г.Шарм аш-Шейх принял встречу министров обороны или их представителей 27 стран – участниц Сообщества государств Сахеля и Сахары (CEN –SAD). По итогам встречи было принято решение об укреплении сотрудничества между военными этого региона в вопросах борьбы с терроризмом. Проект соответствующей резолюции должен быть утвержден главами государств региона. Она предусматривает, в частности, налаживание обмена разведданными и организацию совместного патрулирования общих границ. Кроме того, в Каире будет создан совместный «антитеррористический центр».

6 марта глава МВД Египта Магди Абдель Гаффар обвинил палестинское исламистское движение ХАМАС и запрещенное в АРЕ движение «Братья-мусульмане» в причастности к убийству в 2015 г. в Каире генерального прокурора АРЕ 64-летнего Хишама Бараката. Он был убит в результате подрыва заминированной машины на пути следования его кортежа. По данным министра, в ходе расследования теракта были арестованы 48 «братьев», 14 из которых дали «признательные» показания о том, что были непосредственно вовлечены в его подготовку. Он утверждал, что представители ХАМАСа следили за операцией с момента ее планирования до завершения.

Х.Баракат был назначен на пост генерального прокурора АРЕ после       низложения М.Мурси. Он зарекомендовал себя в качестве ярого противника исламистов всех мастей и оттенков. Удивительно, что никто не взял на себя ответственность за убийство генпрокурора.

15 марта в секторе Газа, контролируемом движением ХАМАС, было объявлено, что ранее в Каире состоялась встреча между делегацией движения и руководством египетской разведки. Цель встречи – разрешение противоречий между Каиром и ХАМАСом. В частности, движение добивается разблокирования операций банка сектора Газа, а также открытия пограничного перехода в Рафахе. Судя по всему, палестинской стороне не удалось добиться какого-либо продвижения в реализации этих требований.

В 2015 году пограничный переход в Рафахе открывался Египтом всего на 21 день по «гуманитарным соображениям».

В связи с выдвинутыми в адрес ХАМАСа обвинениями в причастности к убийству Х.Бараката представитель движения утверждал, что «ХАМАС отказывается вмешиваться во внутренние дела Египта и привержено делу национальной безопасности АРЕ».

Египет регулярно обвинял движение ХАМАС в причастности к атакам джихадистов на севере Синайского полуострова. В этой связи на границе с сектором Газа в конце 2014 года была создана т.н. «тампонная зона». Египетские военные также разрушили сотни туннелей, по которым через границу в сектор Газа поставлялась контрабанда.

7 марта находящаяся в Каире штаб-квартира Лиги арабских государств (ЛАГ) сообщила, что Египет представил кандидатуру 74-летнего Ахмеда Абуль Гейта — последнего главы МИД АРЕ эпохи Х.Мубарака — на пост главы ЛАГ. Действующий глава ЛАГ египтянин Набиль аль-Араби заявил в конце февраля, что не будет баллотироваться на второй 5-летний мандат. Его полномочия истекают в июле с.г. Традиционно пост главы ЛАГ занимает египетский дипломат. Также традиционно генсек ЛАГ находится на этом посту в течение двух мандатов, предусмотренных уставом этой организации.

А.Абуль Гейт находился на посту главы МИД Египта с 2004 по 2011 г.

Уже 10 марта А.Абуль Гейт был назначен на пост генерального секретаря ЛАГ. Это назначение состоялось несмотря на возражения Катара. Альтернативных кандидатур за замещение этой должности не предлагалось.

Отношения между Каиром и Дохой испортились после низложения М.Мурси. Его и «Братьев-мусульман» традиционно поддерживал Катар.

Новому генсеку ЛАГ придется заниматься сложнейшими конфликтами в Сирии, Йемене, Ираке и Ливии.

13 марта канцелярия премьер-министра АРЕ Шерифа Исмаила объявила об отставке министра юстиции Ахмеда аз-Зинда. Последний приобрел скандальную репутацию после того, как в телеинтервью в ответ на вопрос об аресте журналистов сказал, что готов арестовать даже «пророка», если это потребуется. Следующими его словами было «прошу Аллаха простить меня».

До этого А.аз-Зинд оказался в прицеле международных правозащитных организаций за кампанию репрессий, обрушенных египетскими властями на сторонников «Братьев-мусульман».

14 марта международная правозащитная организация «Хьюман Райт Уотч» призвала Египет «защитить свободу выражения мнений» и аннулировать приговоры четырем несовершеннолетним христианам, осужденным за «оскорбление ислама» путем пародирования сцены мусульманской молитвы, записанной на видео.

25 февраля суд г.Минья осудил трех христиан в возрасте от 15 до 17 лет на 5 лет тюрьмы каждого, четвертый был изолирован в центре для несовершеннолетних преступников на неопределенное время. После вынесения этого приговора молодые люди не были арестованы.

Скандальное видео было снято преподавателем молодых людей в начале 2015 года. «Оператор» за это в ходе отдельного процесса получил 3 года тюрьмы. На видео молодые люди пародировали молитву, а затем обезглавливание, к которому регулярно прибегают боевики «Исламского государства» (ИГ). Сама сцена была как бы ответом за расправу, учиненную боевиками ИГ в феврале 2015 года над 20 христианами в Ливии и заснятую джихадистами на видео.

14 марта Центральный банк Египта девальвировал египетский фунт на 14,3%, с 7,83 фунта за доллар до 8,95. Одновременно он пообещал проводить «более гибкую обменную политику» в условиях дефицита валюты, который осложнил и без того острые экономические проблемы страны. На «черном» рынке 1 доллар уже давно стоит порядка 10 фунтов.

6 марта в Средиземном море близ Александрии начались совместные египетско-французские учения ВМС «Рамзес-2016». Со стороны Франции в них приняла участие группа кораблей во главе с авианосцем «Шарль де Голль». В составе авианосной многоцелевой группы (АМГ) ВМС Франции кроме авианосца значились 4 фрегата УРО, атомная подводная лодка и корабль снабжения.

Со стороны Египта в учениях принимали участие, в частности, недавно полученный из Франции фрегат УРО типа FREMM «Тахия Миср», а также закупленные у Парижа истребители «Рафаль» (поставлено 6 из числа 24 заказанных).

Маневры проходили на фоне ожиданий возможного иностранного военного вмешательства в Ливии против формирований «Исламского государства», в котором определенные роли, без сомнения, будут отведены Франции и Египту.

17 марта президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси предупредил против любого «преждевременного» иностранного военного вмешательства в Ливии, напомнив о провалах подобных операций в Сомали и Афганистане. Одновременно он призвал мировое сообщество оказать помощь ливийской национальной армии во главе с генералом Халифой Хафтаром (подчиняется правительству в Тобруке). «Очень важно, чтобы любая инициатива Италии, Европы, мирового сообщества осуществлялась по просьбе Ливии и по мандату ООН и Лиги арабских государств», — подчеркнул он в интервью газете «Репюблика». По его оценке, «европейцы глядят на Ливию таким образом, что угроза, исходящая там от ИГ является единственной». «Но это – серьезная ошибка. Мы должны понимать, что перед нами там несколько группировок, имеющих общую идеологию, например подчиненная «Аль-Каиде» группа «Ансар аль-ислам» и другие», — заметил он. Президент АРЕ предложил выработать «глобальную стратегию» защиты стран, которые еще не впали в хаос. Он также предупредил европейцев, что если этого не произойдет, их ожидает поток мигрантов, в «два – три раза превышающий» нынешний.

23 марта были произведены перестановки в правительстве Египта, которые в первую очередь коснулись его экономического блока. В кабинет вошли 10 новых министров. Перестановки были произведены в момент, когда экономика страны столкнулась с тяжелыми последствиями резкого снижения потока туристов в страну и иностранных инвестиций. В коммюнике канцелярии президента ничего не сообщалось о причинах проведенных перестановок, которые коснулись министерств финансов, инвестиций, труда, туризма, гражданской авиации. В составе кабинета появилось новое министерство – по делам государственного сектора экономики. Поэтому отныне в составе кабинета – 35 министров вместо 24 в предыдущем. Премьер-министр Шериф Исмаил сохранил за собой этот пост. Выступая перед министрами, президент призвал их «рационализировать расходы и беречь государственные средства». Он также потребовал «бороться с коррупцией во всех ее проявлениях».

В целом, как представляется, главные проблемы Египта сейчас связаны не столько с его безопасностью – хотя и с ней тоже, а с экономикой. В условиях ряда неопределенностей, связанных с отсутствием российских и прочих туристов, резким сокращением иностранных инвестиций, огромными расходами на вооружения, руководство страны явно рассчитывает решить многие проблемы за счет финансовой помощи от стран Персидского залива. Окажется ли верным этот путь? Пока сказать что-либо трудно.

52.23MB | MySQL:103 | 0,552sec