Глобальное потепление и Ближний Восток. Часть 2

Главные экологические проблемы Алжира и Туниса – опустынивание местности, обострение дефицита воды и, как следствие, снижение сельскохозяйственного потенциала. Объективными причинами этого являются общее ухудшение климатических условий в южном Средиземноморье, что наблюдается в последние десятилетия[i].

В случае Алжира ситуация осложняется большими выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, от 5 до 6 тонн на душу населения в год, что в 2 раза превышает соответствующий показатель Туниса[ii]. Основной источник загрязнения – энергетический сектор, на который приходится ¾ объема выбросов загрязняющих веществ: 50 % на предприятия электрогенерации, 20 % — добыча, переработка и транспортировка углеводородов, 30 % — на транспортный сектор. Еще 25 % приходится на предприятия сельскохозяйственного сектора и индустрии, а также домашние хозяйства. К усугубляющим факторам относят относительно низкий уровень развития железных дорог и общественного транспорта, более низкие цены на некоторые виды топлива, что обуславливает активную эксплуатацию транспортных средств, высокую по региональным меркам интенсивность авиасообщений. Отмечается и отсутствие должного внимания к экологическим проблемам в течение последних десятилетий со стороны правительства.

В 1993 году Алжир стал членом Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (UNFCCC), а в 2004 году ратифицировал Киотский протокол. Никаких обязательств по снижению объемов выброса загрязняющих веществ в атмосферу правительство республики не давало.

С 1994 года в стране функционирует Центр по наблюдению за атмосферой в провинции Таманрассет, который действует в рамках программы Global Atmosphere Watch (совместная программа Всемирной метеорологической организации и США).

Начиная с нулевых годов в стране стала реализовываться политика, направленная на смягчение негативного эффекта для окружающей среды. Мероприятия осуществляются при взаимодействии 3-х министерств: водных ресурсов и окружающей среды, энергетики, сельского хозяйства. Помимо этого, функционирует ряд агентств и научно-исследовательских центров.

В 2002 году принят План мероприятий по защите окружающей среды, которые финансировались ЕС, Всемирным Банком и рядом западных экологических организаций. План включает в себя мероприятия, направленные на снижение эмиссии загрязняющих веществ и иные действия по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

В 2003 году принят План адаптации к изменению климата, который обновлен в 2013 году. Документ предполагает широкий комплекс мер, направленный на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ)[iii] (30 % электроэнергии к 2030 году должно производиться из ВИЭ, в т.ч. 27 % за счет солнечных электростанций и 3 % за счет ветряных), внедрение инновационных технологий в секторе ирригации и сбережения воды, восстановление лесов и снижение эмиссии газов на предприятиях промышленности.

В 2004 году правительство приняло План противодействия опустыниванию.

В течение последних 5 лет объем инвестиций в развитие систем ирригации составил 20 млрд долл. США, что увязывается в том числе с упомянутым Планом адаптации к изменению климата.

Алжир располагает около 4,1 млн га лесных массивов, в том числе 900 тыс. га восстановленных лесов. Принятый в 1999 году План восстановления лесов предполагает создание новых массивов общей площадью 1,2 млн га к 2020 году. Мероприятия осуществляются во взаимодействии с программой ООН Collaborative Partnership on Mediterranean Forests. В 2014 году Алжир заявил о выполнении вышеупомянутого плана на 50 %.

В транспортном секторе снизить эмиссию загрязняющих веществ предполагается за счет расширения сети железных дорог (до 11 300 км к 2020 году вместо 4 000 сегодня), открытого в Алжире метрополитена в 2011 году.

За исключением некоторых проектов, результаты этой политики пока более чем скромные: сокращения выбросов загрязняющих веществ не наблюдается, имеются тенденции по их увеличению.

Вероятность реализации основных мероприятий значительно зависит от иностранных инвестиций и субсидий, главным образом со стороны ЕС. В октябре 2015 года министр водных ресурсов и окружающей среды А. Нури заявил о том, что Алжир ожидает финансовой и технологической помощи со стороны мирового сообщества с целью борьбы с последствиями изменения климата. Особенно это касается развития ВИЭ: часть произведенного электричества должна экспортироваться в страны Европы, поэтому создание соответствующей инфраструктуры предполагалось силами европейских компаний и правительств, которые не спешат вкладываться в эти проекты. Ввиду этого, многие запланированные мероприятия могут остаться на бумаге.

Ситуация в Тунисе в целом схожая с Алжиром: главными проблемами здесь являются опустынивание местности, учащающиеся засухи и обостряющийся дефицит воды. Однако отрицательное влияние этих процессов на социально-экономическую ситуацию в стране, на наш взгляд, ощутимее: серьезный урон наносится сельскохозяйственному сектору, который занимает важное место в экономике Туниса. Площадь с/х земель, согласно некоторым прогнозам, может снизиться на 30 % к 2030 году. Вероятно повышение уровня моря на 50 см к 2050 году, что способно нанести ущерб туристическому сектору и некоторым участкам сельскохозяйственных земель. Осложняет ситуацию и сложная политическая и экономическая ситуация в стране: политическая нестабильность, дефицит инвестиционных ресурсов (особенно в связи с падением туристического сезона 2015 года) значительно препятствуют реализации программ по поддержке окружающей среды.

Согласно результатов исследований, в последнее десятилетие среднегодовая температура воздуха в Тунисе была на 1 градус выше, чем в предыдущие. К 2050 года ожидается повышение этого показателя до 2,1 градусов. К 2030 году также ожидается сокращение доступных водных ресурсов на 28 %[iv]. При этом наиболее сильно последствия этих процессов должны проявить себя в южной и особенно центральной части страны, тогда как прибрежные районы пострадают меньше других. Это может вызвать миграционные процессы, обусловленные как экономическими причинами (деградация сельского хозяйства), так и вопросами физического выживания (экспансия пустынь все чаще вызывает уничтожение населенных пунктов).

Показатели выброса загрязняющих веществ около 2,5 тонн на душу населения в год. Основными источниками загрязнений являются электростанции (40 %), транспорт (25 %), предприятий промышленности (24 %), домашние хозяйства (9 %)[v].

Тунис является членом Рамочной Конвенции ООН по изменению климата, в 2003 году правительство страны ратифицировало Киотский протокол. Как и Алжир, Тунис не принимал на себя обязательств  по снижению объемов выброса загрязняющих веществ.

Статья 45 Конституции, принятая в 2013 году, указывает на обязанность государства принимать меры по противодействию загрязнению окружающей среды. В 2014 году отмечалось, что Тунис являлся третьей страной в мире, которая внедрила подобные положения в свой основной свод законов (другие – Доминиканская республика и Эквадор). Этот шаг, предпринятый тунисскими властями, связывался именно с необходимостью бороться с последствиями глобального потепления[vi].

В планах правительства широкий комплекс мер, в том числе по развитию ВИЭ (30 % к 2030 году), инвестиции в системы ирригации, переселения граждан в более благоприятные районы. Требуемый объем инвестиций на период до 2020 года – 18 млрд долл. США, около 80 % которых должны быть вложены в сектор энергетики. Значительные надежды (до 90 % от требуемого объема финансовых вложений) возлагаются на помощь из-за рубежа[vii].

 

[i] http://www.limnology.ro/water2014/proceedings/46_Nouaceur.pdf

[ii] http://what-when-how.com/global-warming/algeria-global-warming/

[iii] http://www.aps.dz/en/economy/8783-global-warming-algeria-wants-international-support-to-its-programme

[iv] http://css.escwa.org.lb/SDPD/1164/2-Lahache-Tunisia.pdf

[v] http://what-when-how.com/global-warming/tunisia-global-warming/

[vi] http://science.time.com/2014/01/29/tunisia-recognizes-climate-change-in-its-constitution/

[vii] http://www4.unfccc.int/submissions/INDC/Published%20Documents/Tunisia/1/INDC-Tunisia-English%20Version.pdf

62.85MB | MySQL:102 | 0,512sec