Забастовка нефтяников в Кувейте

17 апреля 2016 г. в Кувейте профсоюз работников нефтяной и нефтехимической промышленности начал проведение забастовки, протестуя против проекта нового кодекса исчисления заработной платы и других финансовых выплат, а также служебных обязанностей работников госсектора, которые приведут к сокращению их доходов и ухудшению условий труда. Рабочие-нефтяники требуют сделать для них исключение. Председатель профсоюза Сейф аль-Кахтани заявил, что «численность рабочих, участвующих в забастовке, достигла 7 тысяч, что составило примерно 47 %  всех работающих  в нефтяных компаниях, спустя всего четыре часа после начала забастовки». Рабочие-иностранцы в забастовке участия не приняли.

Совет министров принял решение принять необходимые меры и наказать всех тех, кто препятствует нормальной деятельности жизненно важной отрасли страны и наносит вред ее интересам. Правительство решило действовать решительно и пойти по пути принятия репрессивных мер против бастующих нефтяников. В заявлении, с которым выступило правительство, говорилось о необходимости прибегнуть к мерам судебного характера против забастовщиков. Кроме того, оно обязало Кувейтскую нефтяную компанию обеспечить рабочую силу для продолжения работы и выполнения всех обязательств, связанных с  потребностями внутреннего рынка и международных обязательств страны.

Правительство признало негативное влияние, которое оказала забастовка на производство нефти в Кувейте, и пообещало наказать забастовщиков, так как, как было сказано в заявлении правительства, «забастовка  является нарушением закона в государстве Кувейт». В нем говорилось, что в 1996 г. был принят закон № 11, согласно которому проведение забастовок не разрешено.

В кувейтской прессе появилась информация о том, что руководители профсоюза, объявившего забастовку, будут привлечены генеральной прокуратурой к ответственности. Председатель профсоюза работников нефтехимической компании следующим образом отреагировал на эти угрозы. Он заявил, что «подобные меры произвола не соответствуют элементарным требованиям демократии», добавив, что «профсоюзы воспользовались своим правом мирным путем, организовав забастовку». По его мнению, «если проблема не будет разрешена, то ситуация может стать более сложной, так как выступления нефтяников могут быть поддержаны улицей». Председатель профсоюза также пригрозил правительству, что если оно откажется выполнять требования  забастовщиков, то их число может возрасти. Главным требованиям было названо заключение соглашения об отмене всех решений, ущемляющих права рабочих.

Руководители профсоюзных организаций, принявших участие во всеобщей забастовке, считают, что она была вынужденной, так как правительство отказалось решить возникшие проблемы иными методами.

Официальный представитель нефтяного сектора Кувейта шейх Таляль аль-Халед ас-Сабах заявил, что «экспортные операции пока не пострадали от забастовки». Он также сказал, что департамент нефти и относящиеся к нему нефтяные компании, после того, как было объявлено об объявлении профсоюзом нефтяной и нефтехимической промышленности забастовки, разработали специальный план чрезвычайных мер, которые будут приняты в нефтяном секторе. Согласно этому плану производство нефти должно составить 1,1 млн баррелей в день. В феврале месяце сего года производство нефти составляло 3 млн баррелей в день, а в марте 2,8 млн баррелей в день. Сократился также объем переработки нефти. Он упал с 930 тыс. баррелей в день до 520 тыс. баррелей.

Забастовка произошла в период, когда Кувейт испытывает серьезные экономические трудности, вызванные резким падением цен на нефть и нефтепродукты. В этих условиях правительство вынуждено идти на непопулярные меры и сокращение расходов на заработную плату в госсекторе.

Забастовочное движение в Кувейте имеет длительную историю. Наиболее активно в нем участвовали рабочие-нефтяники. Первая забастовка в этой отрасли состоялась в 1948 г., когда рабочим удалось добиться от руководства англо-американской компании «Кувейт Ойл» удовлетворения их требований о повышении заработной платы и введении обязательного еженедельного выходного дня. Кроме того, рабочие-нефтяники принимали активное участие в политических протестах, направленных на завоевание политической независимости.

Хотя право на создание профсоюзов было зафиксировано еще в законе о труде 1959 г. и было подтверждено после получения независимости в принятой в 1963 г.  конституции, разрешение на их создание пришлось добиваться путем активизации забастовочного движения. Профсоюзы начали создаваться в Кувейте в середине 60-е годов прошлого века. В 1965 г. возникла Федерация рабочих-нефтяников, объединившая все профсоюзные организации, которые возникли в нефтяной промышленности. Она вела длительную борьбу с правительством и администрацией иностранных нефтяных компаний, за принятие специального закона, касающегося условий труда и его оплаты в нефтяной отрасли.

В 1970-е годы Федерация рабочих-нефтяников  стала первой организацией, выдвинувшей требование о передаче иностранных нефтяных компаний в собственность государства. Это требование было удовлетворено в 1975 г., и роль профсоюзов в принятии этого важного для развития страны решения была очень велика.

В последующие годы профсоюзы нефтяной отрасли не столь активно участвовали в общей борьбе политических сил Кувейта, однако, они последовательно поддерживали требования рабочих, направленные на повышение их уровня жизни и улучшение условий труда.

Проводимая Федерацией рабочих нефтяной и нефтехимической промышленности забастовка, таким образом, опирается на длительный опыт борьбы этой организации за свои права. По информации руководителей профсоюзов, это самая масштабная забастовка в истории рабочего движения в Кувейте.

Совет министров принял решение создать комиссию для разрешения кризиса, возникшего в связи с забастовкой нефтяников. Ее возглавит министр по делам нефти. Как было отмечено правительством, «комиссия должна действовать очень решительно».

В то же время комиссия, скорее всего, прибегнет не только к репрессивным мерам. Правительство рекомендовало ей изыскать  для привлечения в нефтяной сектор новых кадров, которые были бы согласны продолжать работать на прежних условиях. Министр нефти Кувейта А.ас-Салех призвал рабочих прекратить забастовку, обещав им, что уровень их заработной платы не понизиться и будут сохранены все их льготы. Организаторы забастовки не склонны идти на компромисс, несмотря на угрозы в их адрес. По их заявлению, «правительство вряд ли пойдет на жесткие меры, так как не захочет, чтобы Кувейт называли полицейским государством».

Тем не менее, как бы ни завершилась забастовка. сам факт ее проведения является весьма знаменательным событием, свидетельствующим о росте противоречий в кувейтском обществе на фоне ухудшения экономических показателей в стране и вынужденного снижения расходов на поддержания высокого уровня жизни ее граждан.

52.23MB | MySQL:103 | 0,537sec