Алжир продолжает оставаться одним из важнейших партнеров России по военно-техническому сотрудничеству (ВТС), стабильно входящим в первую тройку основных покупателей ее оборонной продукции. Примечательно, что именно сотрудничество в данной сфере дает львиную долю (до трех четвертей и даже более) общего двустороннего торгового оборота.
В том числе благодаря этому Россия стабильно занимает второе место в мире по экспорту вооружений (25 процентов), уступая лишь США (33 процента), тогда как остальные ее конкуренты (Китай с 5,9 процента, Франция с 5,6 процента и Германия с 4,7 процента) заметно отстают от нее.
О том, какое значение играет Алжир, свидетельствует то, что в 2011 – 15 гг. он занимал по закупкам вооружений первое место в Африке (30 процентов). От него на четыре пункта (26 процентов) отстает находящееся на втором месте Марокко и далее с большим отрывом следует Уганда (6,2 процента).
Следует заметить, что российские позиции в Африке сопоставимы с алжирскими. Она прочно занимает здесь первое место по поставкам вооружений (34 процента), увеличив свою долю за период 2011 – 15 гг. на 14 процентов. Второе место с большим отрывом от нее делят Китай и Франция (по 13 процентов), за которыми с 11 процентами следуют США.
При этом, судя по всему, Алжир, по большинству показателей занимающий первое место на континенте, и далее будет продолжать закупать крупные объемы оружия для поддержания своего «реноме».
Следует заметить, что основная часть зарубежных контрактов АНДР по ВТС приходится на РФ и в обозримой перспективе она сохранит доминирующее положение на алжирском оборонном рынке. В частности, в 2016 – 20 гг. АНДР должна приобрести в России 190 танков, 42 боевых вертолета, 14 боевых самолетов и две подводные лодки, тогда как ее конкуренты будут главным образом довольствоваться лишь четырьмя фрегатами (по два из Китая и Германии).
Несмотря на такое лидерство, дальнейшие российские перспективы в этой стране представляются туманными. Во-первых, алжирское руководство в дальнейшем будет снижать закупки оборонной продукции. Причем в 2011 – 15 гг. эта тенденция проявилась в общем уменьшении объема ВТС Алжира с другими странами по сравнению с периодом 2006 – 10 гг. на 18 процентов.
И дело здесь не только в нынешнем финансово-экономическом кризисе, вызванном обвалом цен на энергоресурсы, но и в перенасыщении алжирского рынка иностранной оборонной продукцией в предыдущие годы.
В результате на данный момент Алжир в военно-техническом отношении является не только одним из самых мощных африканских государств (а возможно, и самым мощным), но и может претендовать в этом отношении на ведущие места в ближневосточном регионе.
Во-вторых, также нельзя сбрасывать со счетов ожидающееся элитное обновление в АНДР, в результате чего к власти там в условиях углубляющегося кризиса в среднесрочной перспективе могут прийти лица, настроенные более лояльно к Западу и сотрудничеству с ним по ВТС, чем нынешние представители алжирского руководства.
Примечательно, что даже при нынешних лидерах, сохраняющих и развивающих оборонные контракты с Москвой, проявилась тенденция к диверсификации ВТС за счет привлечения к нему конкурентов России и устранению ее прежде привилегированного статуса.
Речь, в частности, идет о фактическом захвате конкурентами РФ надводного сегмента ВМФ и закреплении в нем, а также проникновении США в сферу закупок образцов военно-транспортной авиации.
Идея о диверсификации оружейного экспорта стала более популярной после скандала 2007 г. с поставками Алжиру контрафактных МиГ-29 и запчастей к ним.
Соответственно, после 2020 г. нельзя исключать более серьезного падения объемов алжирских оборонных контрактов, что автоматически скажется и на показателях российского ВТС в мире.
Однако обвальному снижению показателей ВТС с другими странами препятствуют ряд важных моментов. Во-первых, это сохраняющаяся и даже обостряющаяся на примере западно-сахарского вопроса региональная конкуренция Алжира с Марокко.
Во-вторых, против этого и общая напряженная ситуация в регионе, которая с момента свержения в 2011 г. ливийского режима Муаммара Каддафи остается крайне нестабильной. Так, кризис в Ливии продолжает усугубляться по мере дальнейшей активизации на ее территории «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и отсутствия стабилизации Мали.
Тем не менее, представителям российского руководства уже сейчас необходимо задуматься о минимизации издержек от вероятного снижения военного экспорта в АНДР и предпринять превентивные меры.
Пока же едва ли не единственной серьезной возможностью минимизировать снижение объемов ВТС с Алжиром для РФ служит более активное участие в модернизации огромного парка устаревших вооружений советского времени, до сих пор используемых алжирскими военными.
Следует особо заметить, что ранее Москва явно упустила этот важный сегмент ВТС в пользу иностранных конкурентов, концентрируясь прежде всего на борьбе за «новые» контракты, хотя «апгрейд» ранее поставленной боевой техники зачастую приносит не меньше выгод.
И это касалось не только Алжира, но и всей географии стран, имеющих на своем вооружении образцы старых советских вооружений. В результате многомиллиардные доходы от их модернизации извлекали израильские, украинские и прочие оборонные компании. Причем в последние годы Киев явно взял курс на оттеснение прочих конкурентов из этой сферы, зачастую недооцененной Москвой.
Учитывая характер имеющихся отношений между АНДР и Россией по ВТС и в том числе доверительные личные связи с ведущими представителями алжирского генералитета и в том числе с начальником штаба вооруженных сил этой страны генералом Ахмедом Гаидом Салахом, Москва явно в состоянии расширить свое присутствии на рынке модернизации ранее проданного ей оружия.
Во всяком случае, это не потребует больших усилий, чем борьба за «новые» контракты.