Ливан: ухудшение отношений с Саудовской Аравией и перспективы ВТС с Россией

На фоне резкого ухудшения саудовско-ливанских отношений и отзыва Эр-Риядом пакета военной помощи на сумму 4 млрд долларов США Россия вновь старается заполнить этот вакуум и стать одним из главных поставщиков вооружения для ливанской армии. По крайней мере, эту тенденцию с тревогой отмечают американские аналитики, которые указывают на возможное заключение сделки о военно-техническом сотрудничестве между Москвой и Бейрутом во время предстоящего в июне с.г. визита в российскую столицу министра обороны Ливана и одного из кандидатов на пост ливанского президента генерала Ж.Кахваджи. Напомним, что резкий демарш Саудовской Аравии и блокирование программы перевооружения ливанских сил безопасности и армии последовали после отказа министра иностранных дел Ливана Дж..Басиля безусловно осудить нападение на посольство КСА в Тегеране со стороны возмущенных демонстрантов. Но этот эпизод был, конечно же, поводом, поскольку Саудовская Аравия, находящаяся  очень нелегкой экономической ситуации, просто вынуждена сокращать объемы зарубежной помощи. И невнятная позиция Бейрута по вопросу очевидного нарушения международного права в данном случае пришлась как нельзя кстати. Вообще весь план Эр-Рияда по оказанию массовой финансовой поддержки по перевооружению ливанской армии с самого начала отдавал плохой проработанностью вопроса. Такой серьезный проект при наличии фактора «Хизбаллы», которая безусловно доминирует в военном раскладе сил в Ливане, однозначно был продиктован скорым ожиданием изменения всей геополитической картины на Ближнем Востоке и свержения режима Б.Асада в соседней Сирии. На этом фоне создание некого военного конкурента «Хизбалле» с учетом неминуемого ослабления фактора военной поддержки со стороны Дасачка и вообще падения одного из союзников ливанских шиитов еще как-то можно было объяснить. Но планам Эр-Рияда по такому развитию событий не было суждено сбыться. Благодаря, прежде всего, вмешательству России в сирийский конфликт. И отсюда и резкая смена позиции Саудовской Аравии. Тем более, что попытки продвинуть на пост премьер-министра своего ставленника С.Харири у КСА также не получились. Отсюда и естественное раздражение Эр-Рияда, который своим демаршем просто констатировал, что его политика по включению Ливана в орбиту своего абсолютного влияния потерпела очевидный крах.

Но при этом говорить о какой-то мощной экспансии Москвы в сфере ВТС с Ливаном мы бы не стали. Да, очень вероятно, что Москва и Бейрут во время предстоящего визита ливанского министра обороны достигнут некой договоренности о поставках вооружения. По нашим данным, речь идет о противотанковых комплексах «Корнет» и ударных вертолетах. Но общее число такого вооружения будет небольшим. Вообще Россия уже поставляла в Ливан три ударных вертолета в 2000-х годах, и тогда это был подарок. Причем вначале речь шла о трех самолетах МИГ-21, но по просьбе Бейрута они были заменены на вертолеты, исходя из практической надобности ливанских вооруженных сил. Будет ли идти сейчас речь об очередном «подарке», сказать сложно. Мы очень в этом сомневаемся в силу, прежде всего, экономических реалий и невнятной и плохо прогнозируемой внутриполитической ситуацией в стране, которая никак не может обрести нового президента. Тем более, что перед Москвой не стоит задачи усиления ливанской армии, как основного силового сегмента в стране. Повторим, что эту роль вполне себе успешно решает «Хизбалла», которая имеет собственные каналы пополнения арсеналов с помощью Ирана.

В этой ситуации Москва, скорее всего, ограничится готовностью развивать отношения с Бейрутом в этой сфере и каким-либо символическими подарком. На более массированные и масштабные шаги в сфере развития ВТС с Ливаном мешает идти прозаичный момент дефицита у Ливана финансовых средств. Явно пропагандистские заявления со стороны руководства «Хизбаллы» о том, что Тегеран готов вложить в сферу развития обороноспособности Ливана до 10 млрд. долларов и тем самым заменить КСА, мы смело отнесем именно к области пропаганды. У Тегерана просто нет таких денег, и в ближайшей перспективе их не появится. Пока Тегеран спешным порядком пытается реанимировать свою нефтегазовую отрасль, пугая громкими заявлениями о скором глобальном возвращении на нефтегазовый рынок. Это вообще в стиле иранской политической культуры, правда, мало имеющей отношения к реальности. В этой связи рассуждать о том, что Россия будет перевооружать ливанские вооруженные силы на иранские финансы, о которых взахлеб начали рассуждать некоторые военные эксперты, мы бы не торопились. Зачем Ирану сильная ливанская армия и воссоздание некого реального конкурента своему основному союзнику в регионе, вообще непонятно. В этой связи в Бейруте будут пытаться обрабатывать великие оружейные державы в плане предоставления им «бесплатной помощи». В какой-то степени это ливанцам удается. В конце марта с.г. американцы поставили в Ливан три ударных вертолета UH-1H Huey II в качестве первой партии. Всего таких вертолетов предполагается поставить двадцать. Лондон также объявил о предоставлении Бейруту военной помощи в ближайшие три года в размере 30 млн долларов. Но все это в большей степени оплата услуг ливанского правительства, которое фактически безвозмездно предоставляет свою территорию для размещения станций радиоэлектронной разведки для американцев и британцев. Последние вообще стараются закрепиться в Ливане и организовали крупную станцию радиоэлектронной разведки в горном районе Каламун. Не останутся в стороне и французы, которые традиционно рассматривают Ливан, как зону своих стратегических интересов. В частности, они окажут серьезную техническую поддержку МВД Ливана, о чем уже достигнута договоренность во время переговоров глав министерств в апреле с.г. Но в реальности это мизер и символические шаги, которые совершенно очевидно не изменят общего баланса сил в Ливане, где по-прежнему будет доминировать «Хизбалла» и союзные ей силы.

52.09MB | MySQL:103 | 0,440sec