По итогам визита Х.Дехгана в Москву: перспективы ирано-российского военного сотрудничества

27-28 апреля в Москве прошла Пятая международная конференция по безопасности, в которой приняли участие около 500 участников-представителей военных ведомств из более 80 стран, а также руководство таких организаций, как ООН, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и МККК. Основными темами конференции стали борьба с терроризмом, безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе, отношения России и Европы и вопросы военного сотрудничества.

В конференции принял участие министр обороны и поддержки вооруженных сил Исламской Республики Иран Хоссейн Дехган, прибывший в Москву с однодневным визитом по приглашению министра обороны РФ Сергея Шойгу.  После приветственного послания президента РФ Владимира Путина и речи Сергея Шойгу первым из приглашенных гостей выступил и представил позицию своей страны в региональных и международных вопросах иранский министр обороны.

Риторика Тегерана на протяжении последних лет остается неизменной. Х.Дехган обвинил власти региональных и внерегиональных стран, в частности США, «сионистский режим», то есть Израиль, и Саудовскую Аравию, в оказании финансовой, военно-технической помощи террористическим и радикальным группировкам, действующим в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливане, Ливии, Йемене.

В ходе двусторонней встречи с С.Шойгу Х.Дехган выразил удовлетворения военно-техническим сотрудничеством между двумя странами и подписанием новых соглашений, и заявил, что такой процесс создает почву для дальнейших решений и новых соглашений. «Тесное сотрудничество между Ираном и Россией способствует возвращению мира и стабильности в регионе и ускорит уничтожение террористов, и мы должны продолжить этот процесс», —  сказал Х.Дехган.

Как сообщает иранское национальное агентство ИРНА, Россия и Иран подготовили конкретные предложения по военно-техническому сотрудничеству.

Как известно, Иран и Россия ведут совместную борьбу с исламским радикализмом в Сирии, создав многосторонний альянс Ирак-Иран-Россия-Сирия-«Хизбалла». Учитывая, что позиция Тегерана во многом совпадает с позициями Москвы, сотрудничество двух стран приобретает важное значения для безопасности в ряде регионов – на Ближнем Востоке, Южном Кавказе, Центральной Азии. Так, Министерство обороны ИРИ в своем официальном «Твиттере» пишет: «Постсанкционная эра проложила путь для расширения российско-иранского сотрудничества». В свою очередь, С.Шойгу в своем «Твиттере» после встречи со своим иранским коллегой написал: «РФ готова к долгосрочному многоплановому сотрудничеству с Ираном в борьбе с международным терроризмом». Важность взаимодействия осознают как в России, так и в Иране, о чем говорит иранская реакция на визит Х.Дехгана в Москву.

Согласно аналитическому агентству «Сархат», визит министра обороны ИРИ в Москву стал ответным на визит С.Шойгу в декабре прошлого года. Агентство охарактеризовало российско-иранское сотрудничество в сфере безопасности, как начало «новой эры» двусторонних отношений в оборонительной сфере. По мнению аналитиков «Сархат», этот визит в настоящее время имеет особо важное значение, и тому есть ряд причин.

Визит Х.Дехгана в Москву стал последним звеном в цепи признаков того, что Тегеран и Москва готовятся к расширению сотрудничества в области безопасности. Предшествующими знаками стали визит министра обороны РФ после 15 лет перерыва, визит секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Шамхани в Москву и его переговоры с российскими высокопоставленными лицами, и, конечно, указ президента РФ Владимира Путина о возобновлении поставок зенитно-ракетных комплексов С-300 Ирану.

В конце апреля значение ирано-российских отношений в области безопасности подчеркнул и спикер Меджлиса Али Лариджани российским СМИ. По его словам, ситуация в регионе требует принятие серьезных решений, и если Иран и Россия смогут достичь долгосрочных соглашений, это будет способствовать безопасности в регионе, и свидетельством тому является поставка ЗРК С-300.

Учитывая, что Тегеран и Москва на протяжении долгих лет имеют общие цели и интересы, возникает вопрос, почему ранее не было серьезной воли совместными усилиями и возможностями достичь желаемых целей? Ответ на этот вопрос следует искать в конфронтации между Ираном и Западом в последние годы. Принятые Советом Безопасности ООН под давлением Запада антииранские санкции ограничили возможность военно-технического сотрудничества между двумя странами. В то время, как «иранофобия» и информационная война Запада против Ирана охватили весь мир, и ряд международных организаций приняла антииранские санкции, Москва также поддерживала резолюции и прекратила сотрудничество, вызывая недовольство иранских властей. Тем не менее, в Иране понимают, что национальные интересы и Москвы, и Тегерана формируют базу двусторонних отношений.

Два государства имеют общие позиции в вопросах безопасности. Действия внерегиональных держав в отношении ИРИ и РФ один из важных вопросов. Речь идет, конечно, о военном присутствии США. С этой точки зрения, военные кампании США и их союзников в Афганистане и Ираке, а в настоящий момент и в Сирии, под предлогом борьбы с терроризмом, представляет угрозу для обеих стран. Вызовы, возникающие в связи с наличием внерегиональных держав и распространением терроризма не только на Ближнем Востоке, но и в каспийском регионе, ставят на повестку дня властей Исламской Республики и Российской Федерации вопрос демилитаризация Каспийского моря.

По-мнению иранских аналитиков, Иран – это ворота для России для более активного присутствия на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива, что очень важно для международного престижа РФ. Подход иранских властей отличается от остальных покупателей российского вооружения. Тегеран больше заинтересован в техническом сотрудничестве и в закупках военных технологий, так как за последние годы военная промышленность ИРИ значительно развилась, чтоб самостоятельно производить ряд образцов вооружений.

Таким образом, исходя из наличия общих задач и позиций, военно-техническое сотрудничество между Москвой и Тегераном, способно более активно вовлечь ИРИ в двустороннее и многостороннее (в рамках организаций, как, например, Шанхайская организация сотрудничества) сотрудничество.

В Москве Х.Дехган встретился также с министрами обороны Армении, Афганистана, Пакистана и Белоруссии, и обсудил ряд двусторонних и региональных вопросов в области безопасности. По мнению аналитического портала «Афтаб», переговоры со странами, имеющими доброжелательные отношения с Исламской Республикой, и которые имеют желание расширить всесторонние связи, в том числе в сфере обороны, могут способствовать установлению стабильности в регионе.

Как сообщил иранский новостной портал «Аль-Алам», руководитель Федерального агентства по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин заявил, что в дополнение к ЗРК С-300 Россия может поставить Ирану другие типы вооружений, разрешенных международными договорами. Он добавил, что речь идет о вооружениях, не подпадающих под санкции СБ ООН.

Таким образом, активные визиты и переговоры между представителями Исламской Республики и России в сфере безопасности, очевидно, свидетельствуют о наращивание сотрудничества в данной отрасли. Общие позиции в региональных и международных вопросах могут со временем стать основой для создания нового военного союза, либо вовлечения ИРИ в уже существующие блоки. Подобный союз поможет создать мощное препятствие на пути внерегиональных держав к созданию новых очагов нестабильности вокруг Ирана и России.

52.25MB | MySQL:103 | 0,454sec