О развитии солнечной энергетики в Катаре и ОАЭ

Катар и ОАЭ имеют один из лучших потенциалов для развития сектора солнечной энергетики: средняя продолжительность дня здесь составляет 9,5 часов, плотность потока солнечного излучения 2 140 КВт/час в год, низкая облачность, наличие малонаселенных площадей с благоприятным рельефом – все это способствующие факторы для развития сектора. Важным преимуществом является и наличие гигантских инвестиционных ресурсов, которые может позволить себе далеко не каждая страна.

Серьезное внимание сектору солнечной энергетики уделяется в ОАЭ. Работа в этом направлении началась еще в 2006 году, когда была создана компания Masdar (эмират Абу-Даби), являющаяся дочерней структурой государственной компании Mubadala. Основная сфера деятельности Masdar — инвестирование в развитие возобновляемых источников энергии как в ОАЭ, так и за пределами страны. В 2007 году основан институт науки и технологий с одноименным названием, деятельность которого посвящена исследованиям в области ВИЭ. Учреждение тесно взаимодействует с Институтом технологий Массачусетса (США), по образу которого оно изначально создавалось. С 2015 года функционирует Masdar Solar Hub, который занимается главным образом тестированием различного оборудования, связанного с производством солнечной  энергии. Masdar также проводит научную работу с целью участия в разработке энергетической стратегии государства.

За время существования компании объем инвестиций в ВИЭ достиг 1,7 млрд долл. США, в настоящее время реализовано или находятся в стадии реализации следующие проекты[i]:

  • электростанция «Шамс-1», расположенная на западе эмирата Абу-Даби, являющаяся на сегодняшней день крупнейшей станцией подобного рода в регионе. Ее мощность составляет 100 МВт, площадь – 2,5 кв. км, ввод в эксплуатацию состоялся в марте 2013 года. Участие в строительстве принимали Total (Франция) и Abengoa (Испания), которые наряду с Masdar являются владельцами станции. Стоимость проекта составила 600 млн долл. США[ii];
  • солнечная электростанция мощностью 10 МВт в Дубае;
  • строительство 3-х солнечных электростанций на территории Испании общей мощностью 120 МВт с помощью компании Torresol Energy – совместного предприятия испанской Sener и Masdar;
  • проект London Array, завершенный в 2013 году, который представляет из себя крупнейшую в мире ветряную электростанцию, расположенную в море у берегов Великобритании и соединенную кабелем с портовыми городами. Masdar выступила в качестве инвестора и владельца, строительство осуществлялось силами британских инженеров на протяжении 4 лет, мощность составляет 650 МВт, комплекс состоит из 175 турбин;
  • установка солнечных коллекторов на крышах домов в Абу-Даби – в настоящее время ими оснащено 11 домов, мощность 2-3 МВт каждый;
  • программа по строительству сети опреснительных предприятий в Абу-Даби общей мощностью 1 500 куб. метров в день, окончание первого этапа запланировано на июнь 2016 года;
  • сооружение несколько небольших (менее 1 МВт) станций в отдаленных местностях; в планах руководства Masdar реализация более 10 подобных проектов в разных частях страны;
  • известный проект Масдар-Сити по строительству экологического города, функционирующего только за счет ВИЭ площадью 6 кв. км. Строительство началось в 2008 году, когда было сооружено несколько зданий, однако впоследствии реализация проекта замедлилась. Ориентировочная стоимость – 22 млрд долл. США, предположительные сроки ввода в эксплуатацию – 2030 год. Эта идея привлекла к себе широкий интерес своей неординарностью, проект удостоен ряда наград на различных конференциях и иных мероприятиях, однако его экономическая выгода сомнительна, поэтому вероятность построения такого города под вопросом. Хотя проект до сих пор указывается в качестве одного из приоритетных в планах Masdar, а для его реализации создана особая экономическая зона с более облегченным налогообложением.

Серьезные намерения инвестировать в солнечную энергетику есть и у Дубая. Развитием сектора здесь занимается  Dubai Electricity and Water Authority (DEWA), которая в настоящее время реализует проект по строительству комплекса солнечных электростанций Mohammed bin Rashid Al Maktoum Solar Park в эмирате Дубай. Планируемая мощность – 1 ГВт, сроки реализации – 2030 год, место расположения – 50 км к югу от города Дубай. Первая станция мощностью 13 МВт введена в эксплуатацию в октябре 2013 года, строительство осуществлялось совместно с First Solar (США). Завершение второй фазы – строительство электростанции мощностью 200 МВт совместно с ACWA Power (Саудовская Аравия) ожидается в 2017 году[iii].

Провозглашенная правительством цель – достижение 7 % доли ВИЭ в производстве электричества к 2020 году[iv].

Достижения в развитии солнечной энергетики в ОАЭ, безусловно, весомые, по некоторым показателям они ставят страну на лидирующие позиции в регионе. Однако главным условием для их реализации стали не климатические преимущества, а огромные инвестиционные ресурсы государства, при этом сами проекты вряд ли имеют экономическую выгоду. Тем более, что все они базируются на использовании западного оборудования, материалов и технологий, роль эмиратских компаний сводится в основном только к взятию на себя инвестиционной нагрузки. Дальнейшее развитие сектора, в том числе реализация намеченных планов, зависит в первую очередь от будущей себестоимости технологий, а также от финансового благополучия страны, которое будет обуславливать интерес производителей к ней. Однако в условиях экономических трудностей в связи со снижением цен на нефть от некоторых проектов, например экологического города Масдар, возможно, придется отказаться.

Катар планирует достичь 2 %-й доли солнечной энергии в общем энергобалансе страны к 2022 году. Сегодня это относительно высокий показатель. Потребность в развитии сектора диктуется экологическими аспектами, вопросами энергетической и продовольственной безопасности (значительная часть мощностей предполагается использовать для питания опреснительных установок), необходимостью увеличения количества рабочих мест в стране.

Потенциал ветряной энергии рассматривается в Катаре как средний ввиду климатических условий. И хотя реализация отдельных проектов в виде создания автономно работающих станций на удаленных объектах инфраструктуры не исключается, серьезных намерений развивать ветряную энергию в эмирате не имеется.

О намерениях развивать сектор солнечной энергии было объявлено в 2012 году в преддверии конференции по изменению климата[v]. Тогда же в прессе было заявлено о решении эмирата соорудить электростанцию мощностью 1,8 ГВт, функционирующую на солнечной энергии, к 2018 году, однако информация о принятых решениях и начале реализации проекта отсутствует.

В 2013 году руководитель Qatar’s Administrative and Transparency Agency Абдалла бен Хамад аль-Аттыя сообщил о планах министерства энергетики запустить ряд проектов общей мощностью 200 МВт к 2020 году, а к 2024 доля ВИЭ в производстве электричества в стране должна достичь 20 %[vi]. Большая часть созданной инфраструктуры должна обеспечивать энергий предприятия по опреснению воды. Информация о планируемых объемах инвестиций в сектор отсутствует. В 2013 году указывалось, что в рамках пятилетнего плана (2013 – 2018 гг.) на развитие энергетики в стране предполагалось инвестировать 125 млрд долл. США, в их числе и финансирование «солнечных» проектов.  Исполнительным органом при финансировании этих программ будет Qatar Foundation, который владеет в том числе предприятием Qatar Solar (100 % акций)[vii].

Первую станцию небольшой мощностью 15 МВт планируется ввести в эксплуатацию в 2016 году, место расположения – поселение Духаил, пригород Дохи. Здесь же планируется сооружение 60 единиц новых мощностей к 2020 году общей мощностью 200 МВт[viii]. Владельцем и строителем проектов является катарская компания Kahramaa.

К слабым сторонам Катара относится отсутствие опыта в реализации подобных программ, а также несовершенство законодательства. Это обусловлено тем, что Доха  стала уделять внимание сектору солнечной энергетики относительно поздно. Препятствие может создать и факт того, что цены на традиционные источники энергии – газ и нефтепродукты в эмирате относительно низкие, по причине чего отсутствует экономическая целесообразность развития альтернативных источников. Ввиду этого реализация проектов может быть проведена не с учетом рыночных принципов, а с применением методов, характерных для административно-плановой экономики. Что, конечно, может снизить экономический эффект. Неожиданной преградой, характерной для всех стран региона, становятся и климатические условия. С одной стороны, высокая плотность солнечных лучей создает хороший потенциал для производства энергетики. С другой стороны, солнечные панели, коллекторы и другое оборудование в таких жарких условиях с отсутствием дождей подвержены более быстрому износу, что снижает их экономическую эффективность. Тем более, что передовые мировые предприятия реализуют основную часть своей продукции на европейских, американских или китайском рынках, где климатические условия сильно отличаются от стран Аравийского полуострова.

Однако руководство эмирата планирует со временем превратить страну в региональный локомотив по развитию сектора производства энергии из солнечных лучей. Надо сказать, что отдельные шаги на этом направлении уже делаются, а перспективы достижения этой цели имеют право на существование.

Доха сосредоточила усилия на научных исследованиях с целью изучения регионального потенциала в развитии солнечной энергии. Исполнителем в этом направлении является Qatar Science and Technology Park, владельцем которого также является Qatar Foundation. Исследования проводятся также на базе компании Kahramaa и Qatar National Food Security Programme.  В рамках программы также организуется обучения десятков специалистов за рубежом.

В 2012 году принято решение о строительстве мощностей в Рас Лаффане по производству полисиликона (сегодня этот материал используется в 90 % производства солнечных батарей). Мощность завода составит 8 000 тонн в год – самый крупный показатель в регионе на сегодняшний день. Значительную часть продукции предполагается экспортировать. Строительство осуществляется силами Qatar Solar Technologies – совместное предприятие упомянутого Qatar Solar (владеет 71 % акций) и швейцарской SolarWorld (29 % акций). В марте 2016 года руководство Qatar Solar Technologies заявило о завершении строительных работ на 93 %, а сам ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2016 года[ix]. Вероятно, производимая продукция будет учитывать некоторые особенности, упомянутые выше, что сделает ее более конкурентоспособной на региональных рынках. В случае завершения проекта и грамотной маркетинговой стратегии Доха может стать важным игроком на региональном рынке солнечной энергии, который имеет очевидные перспективы: все страны Персидского залива планируют расширять сектор ВИЭ в ближайшие годы, в первую очередь солнечной энергии.

 

[i] http://www.masdar.ae/en/masdar/our-story

[ii] http://singularityhub.com/2013/04/02/worlds-largest-solar-power-plant-online-in-united-arab-emirates/

[iii] http://www.power-technology.com/projects/mohammed-bin-rashid-al-maktoum-solar-park-phase-ii-dubai

[iv] http://www.power-technology.com/projects/shamsonesolarpowerst/

[v] http://english.alarabiya.net/articles/2012/12/03/253088.html

[vi] http://www.siww.com.sg/industry-news/qatar-invests-solar-energy-meet-electricity-water-demand

[vii] http://www.qstec.com/about/joint-ventures/qatar-solar

[viii] http://www.theedge.me/the-power-of-the-sun-qatars-solar-energy-ambitions/

[ix] http://www.ruscable.ru/news/2016/03/20/Qatars_polysilicon_plant_on_track_for_2016_launch/

52.26MB | MySQL:103 | 0,449sec