О гонке вооружений в Магрибе

Недавний дипломатический кризис, связанный с проблемой  Западной Сахары, который был по большому счету спровоцирован неосторожными заявлениями генсека ООН Пан Ги Муна об «оккупации Марокко» этого региона, да еще произнесенными во время его визита в Алжир, который является традиционным конкурентом Рабата, может послужить спусковым механизмом для начала гонки вооружений в Магрибе. При этом Алжир, несмотря на падение доходов бюджета в силу волатильности мировых цен на углеводороды и нарастание в связи с этим кризисных тенденций в экономике, будет наращивать свои оборонные расходы. При этом баланс вооружений будет смещаться в сторону Алжира. Рабат в этой связи будет все больше обращаться за поддержкой к западным и региональным партнерам. Пока динамика происходящего подтверждает эти выводы. Пока что это касается опережающего роста военных расходов Алжира над аналогичными тратами Марокко. В 2016 году Алжир осуществил масштабные закупки вооружения, что, однако, может свидетельствовать не столько о подготовке к каким-либо масштабным военным конфликтам, сколько о попытках клана президента Алжира А.Бутефлики заручиться поддержкой армии. В действительности приобретение откровенно наступательных видов вооружений в настоящее время не отвечает развитию оперативной обстановки в регионе. Если имеется в виду ситуация в Ливии, то в данном случае алжирцам следует учитывать фрагментацию ливийских противоборствующих сил, их иррегулярный характер и действия малыми группами. В этом случае слишком уж классические наступательные системы вооружений по большому счету малоэффективны.

Что же касается непосредственно самой Западной Сахары, то  Алжир особенно не скрывает того факта, что он продолжает с разной степенью интенсивности снабжать эфронт ПОЛИСАРИО оружием, в том числе и тяжелым. На территории Алжира до сих пор существуют тыловые базы повстанцев из фронта ПОЛИСАРИО. Но все это далеко не то, что происходило в 1976 году, когда во время активной фазы конфликта в Западной Сахаре алжирские и марокканские войска входили в непосредственное противостояние. На настоящий момент времени порядка 80% этого региона остается под контролем Рабата, и лишь 20 % — условно под контролем ПОЛИСАРИО. С момента перемирия в 1991 году единственным достижением является сохранение режима прекращения огня, что нельзя сказать о достижениях в переговорном процессе. Марокко при этом условно сформулировало основную стратегическую линию по вопросу Западной Сахары: сохранение существующего статус-кво с одновременным поддержанием необходимого баланса боеспособности своих вооруженных сил на основе общего паритета в этой области с Алжиром. Но сейчас возникла очевидная диспропорция в этом вопросе. Примерно с 2003 года Алжир начал опережать своего соседа по уровню инвестиций в военную область. В 2009 году Алжир превзошел ЮАР по уровню военных расходов, военный бюджет страны на сегодня крупнейший а Африке. В настоящее время Алжир тратит на оборону примерно 10,5 млрд долларов в год, что в три раза превосходит уровень аналогичных расходов в Марокко. Недавний кризис, собственно, поставил эту проблему во главу угла, что вынудит Рабат начинать модернизацию своих вооруженных сил. В некотором роде ликвидировать существующую диспропорцию может падение нефтяных цен, что, безусловно, заставит Алжир сменить ориентиры государственных расходов в пользу социальных и инфраструктурных проектов, особенно на юге страны, где ситуация  вызывает у окружения алжирского президента все больше волнений. Дефицит алжирского бюджета удвоился по сравнению с 2014-2015 гг. и составляет сейчас 11,5 процентов. При этом попытки сохранить уровень военных затрат сохраняются, что однако не говорит о продолжении этой политики. Сейчас речь идет в основном о реализации уже заключенных военных контрактов. Более того, по оценке ряда экспертов, активность алжирских военных в переговорном процессе с зарубежными экспортерами сейчас в большей степени напоминает скорее «бег по инерции», нежели чем действительное положение вещей. Из контрактов, которые, безусловно, обязательны к исполнению и стоят в списке приоритетных задач, эксперты выделяют и сделку с Москвой о поставке 12 амолетов Су-34 и 42 вертолетов Ми-28NE. Сейчас ведутся переговоры о поставках самолетов Су-35. Но этот интерес к российскому оружию, который несколько поугас после скандальной поставки в Алжир партии МИГов с о старыми двигателями в начале 2000-х годов, сейчас вновь возрос на фоне успехов российских ВКС в Сирии. Но все это абсолютно не означает того, что остальные оружейные контракты останутся в целости и неприкосновенности.

Безусловно, что в списке основных задач руководства Алжира остается получение военно-технического превосходства над Марокко. Рабат в этой связи предпримет какие-либо шаги в области модернизации своих вооруженных сил. Но эксперты сходятся в том, что марокканские власти будут использовать не только чисто военные шаги для восстановления стратегического баланса с Алжиром. Это, прежде всего, получение полной поддержки своей позиции по проблеме Западной Сахара со стороны своих партнеров из ССАПГЗ,  прежде всего, КСА. Помимо того, что Марокко уже давно стал местом, где находятся  резиденции саудовских вип-персон первого порядка и где происходят неофициальные встречи и переговоры, Рабат предпринял и чисто практические шаги по укреплению своего партнерства с Эр-Риядом. Это, прежде всего, направление самолетов F-16 в составе аравийской коалиции под эгидой КСА в Йемен, что стоило марокканским ВВС потери одного самолета и гибели летчиков. Естественно, в случае обострения ситуации с Алжиром Марокко затребует направление контингента ССАПГЗ в королевство. И дело даже не в военном потенциале этого контингента, а в силе самого жеста. Резко усилились и связи по линии военного сотрудничества с Парижем и Вашингтоном. Рабат получил в 2004 году статус стратегического союзника Вашингтона вне рамок НАТО, что само по себе в принципе гарантирует Марокко защиту в случае любых серьезных военных противостояний с Алжиром. Помимо того, что сам статус позволяет получать из США более современные системы вооружения. И этот ассиметричный ответ Рабата на явный милитаристский запал Алжира, который в принципе может привести к серьезным социальным катаклизмам в случае продолжения чехарды с нефтяными ценами, скорее всего, будет преобладать в политике короля  в среднесрочной перспективе. Эта система не гарантирует от локальных стычек со сторонниками ПОЛИСАРИО в Западной Сахаре или даже алжирскими военными, но она гарантирует практически полную невозможность широкомасштабного военного конфликта с Алжиром.

52.19MB | MySQL:103 | 1,928sec