Развитие надводного кораблестроения в Израиле: оценки китайских специалистов

В условиях растущей военно-морской мощи Турции военно-политическое руководство Израиля приняло решение собственными силами развивать сектор надводного кораблестроения. По мнению специалистов китайского оружейного концерна НОРИНКО одним из ярких примеров компетенции израильских кораблестроителей является проект перспективного легкого сторожевого корабля (СКР) ближней морской зоны «Саар-6».

Концепция данного корабля разработана на основе немецкого легкого СКР проекта К130 и учитывает жесткие требования по радиолокационной заметности, автоматизации электронных систем и систем вооружения. В качестве основных задач данного корабля определены: борьба с надводными кораблями и противовоздушная оборона. Вероятно, израильские стратеги в будущем будут также активно привлекать военно-морские силы страны к выполнению операций.

По мнению китайских оружейников, вооружение данного корабля позволит наносить удары по неподвижным объектам на суше и обеспечивать огневое прикрытие сухопутных подразделений. В отношении систем самообороны следует отметить, что корабль способен успешно противостоять нападению вероятного противника с применением противокорабельных ракет морского и берегового базирования, а также обладает развитыми возможностями по борьбе с самолетами и вертолетами.

В публикациях журнала «Вооружение» изложены следующие тактико-технические характеристики перспективного сторожевого корабля (СКР) ближней морской зоны ВМС Израиля.

Длина  корабля составляет 90 м, ширина 13 м, осадка 3,5 м, максимальная скорость 35 узлов, а экономичная скорость составляет 22 узла и при таком режиме корабль способен преодолеть 4 500 морских миль. Стандартное водоизмещение корабля составляет 2 000 тонн, численность экипажа 60 человек.

Кроме того, на корабле может быть базирован вертолет или два беспилотных летательных аппарата с группой обслуживания и управления, численностью 10 военнослужащих. Стандартное время нахождения подобного СКР на патрулировании составляет 7 суток, однако при дозаправке и пополнении припасов с судов снабжения (топливо и пресная вода) несение боевого дежурства может быть продлено до 21 суток.

Высокие мореходные качества корабля обеспечены за счет просчитанной конструкции палубной надстройки, которая снижает сопротивление ветру. Корпус спроектирован с учетом требований малой радиолокационной заметности. Кроме того, дополнительные бортовые панели (выполнены из маломагнитной стали) создают сплошную поверхность и закрывают пусковые установки ракет, спасательные шлюпки и РЛС. В кормовой части корабля спроектирована вертолетная палуба длиной 24 метра, и благодаря успокоителям в центральной части корпуса взлет-посадка вертолета массой до 12 тонн возможны даже при пятибалльном волнении моря.

Следует отметить, что китайские военные аналитики внимательно изучили практически все аспекты создания перспективного СКР ближней морской зоны ВМС Израиля, поскольку на подобные корабли в составе ВМС НОАК возлагаются сходные задачи.

Вооружение и радиоэлектронные системы корабля

В качестве главного артиллерийского орудия израильские конструкторы использовали «классическое» орудие калибра 76-мм «Ото Мелара», а для борьбы с воздушными целями на корабле установлена зенитно-ракетная система «Барак-8». Китайские специалисты отмечают, что указанная ЗРС израильской разработки по своим возможностям сопоставима с зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» второго поколения и позволяет успешно перехватывать самолеты, крылатые ракеты и другие баллистические цели. Пусковая установка ЗРС «Барак-8» имеет вес всего 1,7 тонны и позволяет производить пуски 8 ракет. Вес каждой ракеты составляет 275 кг, вес боевой части 60 кг, дальность пуска 70 км. Система наведения ракеты позволяет успешно отсеивать ложные цели от реальных.

На случай столкновения с надводными кораблями противника СКР «Саар-6» вооружен противокорабельными ракетами (ПКР) RBS-15Mk.3. Данные ПКР позволяют использовать тактику «пустил и забыл» и бороться с надводными кораблями вероятного противника на дальности 200 км. Система наведения ракеты устойчиво функционирует в сложных условиях морского боя и позволяет опознавать цель, и сопровождать до момента попадания.

Следует отметить, что поиск, сопровождение, распознавание и классификация целей (более 400 надводных и воздушных на удалении 100 км) осуществляется при помощи многофункциональной РЛС EL/М-2248 MF-STAR. Также на корабле установлены два комплекса радиоэлектронной борьбы и две тепловизионные камеры.

Кроме того, корабль оснащен развитой системой самообороны, в которую входит 3 пусковые установки оптических и тепловых помех (на 72 выстрела) и 2 пусковые установки акустических помех для защиты от торпед. Кроме того, для отражения нападений ракетных катеров и других малоразмерных надводных средств корабль вооружен двумя установками MLG-27.

Системы связи и управления

         В составе комплекса радиосвязи на СКР «Саар-6» будет установлено оборудование, позволяющее вести радиообмен с военными и гражданскими судами, а также высокоскоростные системы спутниковой связи с дополнительным шифрованием. Для обмена данными между бортовыми системами будут использоваться цифровые шины данных стандартов «Линк 11» и «Линк 16», однако по мнению китайских аналитиков, к моменту ввода данного СКР в строй уже будет применена система «Линк 22». Для оценки повреждений корабля и потерь среди членов экипажа на корабле будет применяться «система управления боевыми повреждениями», которая будет учитывать состояние аппаратуры боевых постов в пяти отсеках и состояние военнослужащих.  

Силовая установка и двигательная схема

Силовая установка создана с использованием двух дизельных двигателей мощностью 7,4 мВатта каждый, которые приводят в движение два вала и два винта с переменным шагом. Энергоснабжение систем корабля обеспечено за счет 2 силовых групп из 4 дизельных двигателей, которые приводят в действие 4 электрогенератора суммарной мощностью более 2,28 мВатт.  Схема работы спроектирована таким образом, чтобы в случае повреждений одной из силовых установок питание систем РЛС и наведения оружия практически не прерывалась. По требованиям ВМС Израиля, максимально допустимое время отсутствия электропитания составляет 2 минуты. Известно, что вышеперечисленные элементы силовой и электрической системы корабля размещены в герметизируемых отсеках, которые в случае затопления гарантируют выполнение боевых задач.

Известно, что данный СКР спроектирован с расчетом выбросов отработавших газов в воду, что снижает визуальную и тепловую заметность корабля, а также позволяет рационально разместить вооружение, датчики и радиоэлектронное оборудование.

Условия жизни экипажа

Рядовые матросы проживают на корабле в кубриках на 2-4 человека, офицеры в отельных каютах на одного человека, а для капитана предусмотрена каюта с отдельным кабинетом  и комнатой отдыха. Система кондиционирования корабля выполнена модульной с  резервированием и защищает экипаж в случае применения противником химического или бактериологического оружия.

С учетом вышесказанного представляется возможным утверждать, что СКР ближней морской зоны «Саар-6» являет собой пример перспективного боевого корабля с взвешенным составом вооружения, однако к его слабым сторонам следует отнести отсутствие торпедного вооружения и гидроакустической станции, которые вероятно будут устанавливаться на последующие модификации рассматриваемого корабля. Кроме того, корабль практически лишен ангара для базирования вертолета и потому его возможности по применению палубной авиации будут ограничены.

Очевидно, что израильские специалисты учли опыт эксплуатации предыдущих поколений СКР проекта «Саар» и хотят составить конкуренцию нескольким европейским кораблестроительным компаниям, которые занимают прочные позиции в регионе.

52.22MB | MySQL:103 | 0,448sec