О применении химического оружия боевиками «Исламского государства» в Сирии и других странах: оценки китайских специалистов

По мнению специалистов управления международных связей Министерства обороны (МО) КНР, боевики группировки «Исламское государство» (ИГ), запрещенной в Российской Федерации, в течение нескольких лет успешно используют религиозные противоречия между мусульманами, придерживающихся разных течений ислама, для углубления конфликта в таких странах, как Ирак и Сирия.

Противоречия между суннитами и шиитами неоднократно приводили к вооруженным столкновениям в странах Персидского залива, а также к многочисленным терактам в районах скопления мирных жителей, однако до последнего времени религиозные группировки использовали только взрывчатые вещества и поражающие элементы. Однако на территории, контролируемой боевиками ИГ, и после многочисленных поражений правительственных войск в Ираке и Сирии исламисты получили доступ к элементарным образцам и небольшим запасам боевых отравляющих веществ (БОВ), которые в последствии были применены неоднократно. Специальные службы стран Запада подтверждают, что в распоряжении отрядов ИГ находится несколько сотен тонн компонентов для производства химического оружия, которые рассредоточены в 60 населенных пунктах на территории Сирии и Ирака.

По данным китайского издания «Мировые вооруженные силы» интернет-группировки исламистов неоднократно распространяли объявления в открытом доступе о покупке компонентов для изготовления БОВ. Подобные приобретения помогли бы исламистам проводить наступательные операции против курдского ополчения в Сирии и Ираке, правительственных войск двух государств, а также осуществлять карательные операции в отношении «умеренных» группировок, воюющих с законной властью президента САР Башара Ассада.

По информации разведывательных служб КНР террористам удалось сформировать группу разработчиков химического оружия из специалистов, которые прибыли из Ирака, Сирии, России и некоторых стран Европейского союза и  Юго-Восточной Азии. Руководителем данной группы являлся Абу Малик – бывший советник президента Ирака Саддама Хусейна. Известно, что в феврале 2016 г. подразделение сил специальных операций ВС США осуществили захват одного из химиков в районе поселка Бабур (Ирак).

Кроме того, руководители ИГ предпринимали попытки создания химического оружия и через похищение необходимых технологий из электронных баз данных вооруженных сил стран-членов НАТО. С этой целью хакеры группировки «Киберхалифат» неоднократно проводили специальные операции по заражению компьютеров ВС стран-членов Североатлантического альянса.

Аналитики Института войск радиационной, химической и биологической защиты НОАК отмечают, что группировка ИГ впервые получила доступ к химическому оружию после захвата в июне 2014 г. одного из складов ВС Ирака вблизи г. Мосул. В складских помещениях боевики обнаружили 2 000 пустых химических боеприпасов и около 600 емкостей с остатками иприта. Также в университете г.Мосул боевики обнаружили около 40 кг урановой руды. По оценкам китайских спецслужб исламисты смогли захватить некоторое количество БОВ на складах ВС САР, которые оказались на подконтрольной террористам территории страны.

 

Информация о применении боевиками ИГ химического оружия 

 

В августе 2013 г. сторонники ИГ применили газ зарин в районе г.Алеппо; в августе 2015 г. в районе поселка Марейя на севере САР. Также исламисты применяли БОВ против курдского ополчения в январе 2015 г. в районе г.Мосул. В данном случае террористы использовали автомобили с водителями-смертниками, которые осуществляли подрывы на автомобильной дороге вблизи населенного пункта. Известно, что исламисты в августе и сентябре 2015 г. применяли минометные химические боеприпасы против подразделений курдского ополчения, которое вполне успешно действует против международных террористов в северных районах Ирака и Сирии. По информации СМИ КНР, боевики ИГ  применяли БОВ более 20 раз на территории Сирии. Кроме того, в марте 2016 г. исламисты применили химические боеприпасы в районе г.Киркук (Ирак), однако большого результата они не добились.

Китайские специалисты отмечают, что только российские спецслужбы предпринимают реальные усилия по борьбе с распространением химического оружия с территории Сирии и Ирака. Именно официальная Москва регулярно предупреждает западные страны (Францию и Германию) о вероятности перемещения в их направлении компонентов для быстрого изготовления взрывных устройств, которые содержат компоненты химического оружия. Подобной информацией обладают спецслужбы Королевства Марокко, которые сообщают, что боевики ИГ ведут активную разработку химического и даже биологического оружия в нескольких лабораториях на севере Ирака и Сирии. Следует отметить, что Управление по борьбе с терроризмом этого североафриканского государства сотрудничает с коллегами из Алжира и США, что позволило собрать информацию о 1 500 граждан королевства, которые выехали в Сирию для войны на стороне халифата и только 275 из них смогли вернутся на родину, где и были арестованы.

Очевидно, что наличие БОВ в распоряжении ИГ подняло уровень террористической угрозы на новый уровень. Применение иприта или зарина в местах большого скопления людей – на станциях метрополитена, железной дороги, кинотеатрах является реальной угрозой для европейских стран, спецслужбы которых просто не располагают необходимой агентурой в рядах исламистов.

В этих условиях обретает особую актуальность разработка новых средств коллективной и индивидуальной защиты как для мирного населения, так и для военнослужащих. Известно, что страны-члены арабской антитеррористической коалиции на прошедших учениях «Северный гром» отрабатывали действия в условиях применения вероятным противником химического и биологического оружия. Кроме того, подразделения ВС США, дислоцированные в странах Персидского залива (ОАЭ, КСА, Катар, Кувейт, Бахрейн) регулярно проводят учения в ходе которых проверяется способность личного состава выполнять боевые задачи в условиях применения химического, биологического и бактериологического оружия.

52.23MB | MySQL:103 | 0,637sec