Катастрофа египетского самолета над Средиземным морем: был ли теракт?

Версия о теракте на борту самолета египетской авиакомпании Egypt Air, который таинственно упал в воды Средиземного моря, продолжает иметь право на жизнь. По оценке американских и европейских экспертов, об этом свидетельствует ураганное развитие катастрофы, отсутствие сигналов бедствия от экипажа, а также последние по времени данные о наличии задымления на борту авиалайнера за несколько минут до падения. Египетские власти вообще заявили о том, что причиной катастрофы стал теракт буквально на следующий день, даже не дождавшись окончания поисков места падения самолета. Это как раз вполне объяснимо. В случае с катастрофой российского самолета над Синаем египетские власти до последнего наоборот отрицали версию теракта, ровно по одной причине: в этом случае вся ответственность ложилась на них однозначно, со всеми негативными последствиями для сферы туристического бизнеса. Они и так наступили, но Каир с упорством, достойным лучшего применения, до последнего упирался и отрицал очевидные факты. В нынешнем инциденте все точно наоборот. Поскольку, если это не теракт, то тогда техническая неисправность или ошибка пилотирования. А скорее всего, сочетание двух этих факторов. И этот вариант снова бьет по репутации Египтк и вредит его имиджу. При этом явным диссонансом с версией теракта пока выглядит полное молчание исламистских сайтов, что на них не похоже. Они стараются пропиарить себя как можно быстрее.

Эксперты пытаются найти этому объяснение, выдвигая следующие версии. СВУ могло попасть на борт не во Франции, а в Тунисе или Эритрее, куда самолет совершал рейсы в течение 24 часов перед падением. Насчет Эритреи мы бы не стали говорить всерьез, поскольку там просто по определению нет исламистов. С Тунисом дело обстоит сложнее, но было бы более логичным, если бы теракт был совершен сразу же после вылета самолета именно из этой страны. Дожидаться, пока он прилетит в Париж, дозаправится там, пройдет техосмотр, в общем-то, опасно. Никто не исключает того, что в условиях нынешней антиисламистской истерии и усилении мер безопасности французы не проводят досмотр прибывающих из горячих зон авиалайнеров. В этом случае надо быть твердо уверенным в том, что заложенное СВУ в принципе обнаружить невозможно. Предполагать, что потенциальные террористы обладают такими технологиями и опытом в том же Тунисе или Ливии было бы наивностью. СВУ, которое уничтожило российский самолет, было закамуфлировано под банку газированного напитка и заложено под пассажирское кресло. Пронос взрывчатки в аэропорту Парижа также фактически исключен. Задымление в туалете может свидетельствовать о том, что СВУ могло быть теоретически заложено в съемный бак. Но даже в этом случае экипаж должен был успеть дать сигнал бедствия. Время у него, судя по непонятным маневрам непосредственно перед падением, было.

Эксперты в области контртеррора в этой связи говорят о том, что СВУ могла заложить либо низовая организация террористов, либо энтузиаст-одиночка. Это объясняет, почему никто до сих пор не взял на себя ответственность из крупных организаций, например, «Исламского государства» (ИГ) или «Аль-Каиды» (обе запрещены в России). Центры этих организаций не имеют никаких связей и не осуществляют координацию действий с низовыми ячейками, поэтому де и не разобрались пока в ситуации. От себя добавим, что «Аль-Каида» вообще не будет атаковать египетский лайнер, просто в силу специфики взаимоотношений между Эр-Риядом и Каиром. Синайские террористы также в данном случае оказываются вне подозрений, просто потому, что СВУ (если оно было) практически однозначно заложили в Париже.

Американские эксперты при этом говорят о том, что отсутствие всякой информации на исламистских сайтах по поводу катастрофы может свидетельствовать о том, что в данном случае террористы просто апробировали какую-то новую технологию. И теперь готовят что-то более массовое и резонансное (предположим на нескольких самолетах сразу) и поэтому избегают пока огласки. В качестве примера приводятся действия группы Абу Сайяфа на Филиппинах в 1994 году. Тогда ответственность за уничтожение пассажирского лайнера никто на себя не взял, а позже выяснилось, что инженеры группировки планировали усовершенствовать СВУ, дабы одновременно атаковать сразу десять лайнеров. То, что теракт был проведен над водой также, по оценке этих экспертов, свидетельствует в пользу этой версии. В этом случае максимально затрудняется сбор улик и определение причины аварии.

По нашей оценке, эта катастрофа все-таки носит технологический или человеческий фактор. Под последним мы имеем в виду не только ошибки пилотирования и действий летчиков в нештатной ситуации задымления или отказа одного из двигателей, но и возможную ссору между членами экипажа. Об этом, на наш взгляд, ясно свидетельствуют маневры лайнера непосредственно перед падением — сначала разворот на 360 градусов, а затем на 90 градусов вправо. Если бы это был взрыв с последующей разгерметизацией, то времени на эти маневры бы уже не было. Также не согласимся и с отсутствием обратной связи между низовыми ячейками и центрами террористов в Мосуле или Ракке. Координации между ними действительно нет, но есть связь через социальные сети. Собственно через них исламистские пропагандисты и получают сигнал о той или иной террористичекой атаке, и уже потом решают, стоит ли им «подписываться» под этим. Три дня более чем достаточно для принятия решения. Выскажем мнение о том, что вскоре мы получим предварительные ответы на эти вопросы. По мере извлечения останков погибших и обломков самолета картина происходящего начнет вырисовываться более внятно. Пожар или взрыв все-таки оставляют очень специфические повреждения. И в данном случае речь, видимо, идет не об очередном проявлении террористической активности, а отказе техники или человеческом факторе. Хотя в этом регионе ничего нельзя исключать.

52.25MB | MySQL:103 | 0,547sec