Сомали: узурпация власти с одобрения «мирового сообщества»

В конце мая в Сомали разразился очередной политический кризис после того, как президент ФРС Хасан Шейх Махмуд своим декретом ввел в действие порядок проведения парламентских и президентских выборов в стране, не дожидаясь утверждения его Федеральным парламентом. Своё решение, явно выходящее за рамки действующей конституции и президентских полномочий, Хасан Шейх Махмуд объяснил наличием серьезных разногласий в парламенте и неспособностью депутатов быстро принять согласованное решение по этой жизненно важной проблеме, тогда как до очередных выборов осталось всего лишь три месяца.

Напомним, что сомалийское политическое руководство уже почти год пытается согласовать модель проведения выборов в 2016 г. Поскольку правительство оказалось не способно обеспечить их проведение в соответствие с конституционными требованиями по принципу «один избиратель – один голос», в октябре прошлого года был сформирован и начал работу так называемый Национальный консультативный форум (НКФ), призванный определить единовременный порядок проведения выборов в 2016 г. В результате серии продолжительных и сложных переговоров между руководителями центральных и региональных органов власти Сомали 12 апреля с.г. было выработано компромиссное решение по данному вопросу, суть которого сводится к следующему:

  1. В первую очередь должна быть сформирована верхняя палата парламента – Совет Федерации – в количестве 54 депутатов, среди которых по 8 депутатов представляют федеральные регионы Джубаленд, Гальмудуг, Юго-Западный ФР и будущий ФР Хиран-Средняя Шабелле, а Сомалиленду и Пунтленду, как крупнейшим ФР, выделяется по 11 мест, причем 30% мест отводится депутатам-женщинам. Депутаты Совета Федерации избираются на альтернативной основе региональными парламентами.
  2. 275 депутатов нижней палаты парламента – Народного Собрания – избираются коллегиями выборщиков (по 50 выборщиков на каждого депутата), которые назначаются 135 вождями сомалийских племен после консультаций со старейшинами и другими представителями общественности. Как и прежде, четырем крупнейшим группам племен (хавие, дарод, дир и раханвейн) выделяется по 61 месту, а остальным народностям и племенам – 31 место, причем 30% мест резервируется для депутатов-женщин.
  3. Голосование проводится одновременно в Могадишо и административных центрах регионов (в зависимости от мест выдвижения кандидатов). Окончательные списки избранных депутатов представляются региональными избиркомами на подпись президентам (главам администраций) соответствующих регионов.

Данное соглашение лидеров НКФ было представлено правительством в Федеральный парламент 30 апреля, после чего депутатами была создана специальная комиссия для проверки соответствия соглашения Конституции и возможной его доработки, учитывая, что многие депутаты сразу же высказали серьезные критические замечания к нему. Против утверждения соглашения в первоначальном виде наиболее активно выступили депутаты от племен хавие и раханвейн, полагая, что их права будут ущемлены при формировании Совета Федерации. Действительно, поскольку статус столичной провинции Бенадир до сих пор не определен, 2,5 млн её жителей (преимущественно выходцы из племен хавие) окажутся и вовсе не представлены в верхней палате парламента, тогда как племена дарод, издавна соперничающие с хавие за власть в стране, получат там ориентировочно 19 мест (35%). Кроме того, предусмотренное соглашением утверждение списка избранных депутатов главами ФР позволяет им оказывать влияние на процесс формирования парламента путем отсева неугодных кандидатов.

Переговоры согласительной комиссии парламента с политическим руководством страны зашли в тупик, и на 21 мая было назначено голосование депутатов по вопросу о модели предстоящих выборов. Однако председатель парламента  Махамед Шейх Осман Джавáри на открывшемся в этот день заседании Народного Собрания предложил депутатам отложить голосование на два дня, сославшись на просьбу президента. А уже утром 22 мая президент Хасан Шейх Махмуд, зная об оппозиционных настроениях в парламенте, созвал пресс-конференцию и объявил о принятом им решении утвердить соглашение НКФ о выборах президентским декретом. Таким образом, в результате сговора правящей верхушки депутаты парламента были попросту лишены возможности использовать своё законное право. Более того, в ответ на возмущение оппозиционного парламентского блока и его намерение начать процедуру импичмента президент стал угрожать депутатам введением в стране чрезвычайного положения и роспуском парламента (что, кстати, не предусмотрено Конституцией в данной ситуации). Понимая, что при отсутствии в стране Конституционного  суда депутаты не смогут, да и не успеют в оставшийся срок полномочий, провести процедуру импичмента, президент Хасан ейх Махмуд, и раньше отличавшийся авторитарными замашками, ныне, по-видимому, намерен взять в свои руки всю полноту государственной власти, как исполнительной, так и законодательной, а заодно и судебной. Ведь не случайно накануне он сменил председателя Верховного Суда Сомали, назначив на эту должность верного ему человека вместо прежнего председателя, жестко критиковавшего президента за постоянное вмешательство в систему правосудия.

Заметим, что конфликт между президентом и парламентом возникает в Сомали не в первый раз. В прошлые годы депутаты уже дважды пытались объявить Хасану Шейху Махмуду импичмент. Однако нынешний политический кризис существенно отличается от предыдущих тем, что президент впервые пошел против интересов доминирующей в Могадишо группы племен хавие, в том числе против собственного племени абгаль, поддержавшего его на выборах в 2012 г. Учитывая значительный военный потенциал этих племен и этнический состав Сомалийской национальной армии, укомплектованной опять-таки преимущественно представителями хавие, нельзя исключать возможности перерастания нынешнего политического кризиса в новый вооруженный конфликт.

Очевидно, что президент Хасан Шейх Махмуд пошел на конфронтацию с парламентом под мощным нажимом со стороны представителей ООН, ЕС, ИГАД и западных государств, добивающихся проведения выборов в Сомали в ранее установленные сроки, т. е. в конце августа текущего года. Поэтому не удивительно, что «мировое сообщество» сразу же поддержало решение президента Сомали, невзирая на его «недемократичные издержки». Такое ведь уже случалось и 4 года тому назад, когда на прошлых выборах в Сомали представители международных организаций и западные дипломаты закрывали глаза на широко распространенную практику подкупа сначала вождей и старейшин племен, затем членов Учредительного собрания, поспешно принявших явно «сырую» Конституцию, и, наконец,  на подкуп депутатов, избравших Хасана Шейха Махмуда президентом страны. В итоге поддержанный Вашингтоном и Дохой политик, пришедший к власти незаконным путем, вскоре убедился в своей вседозволенности, дважды произвольно сменил правительство, провалил реализацию программы государственного строительства «Концепция 2016», погряз в коррупционных скандалах и политических интригах, а все его предвыборные обещания оказались пустыми.

Как гласит сомалийская пословица, «от краденой верблюдицы халяльного верблюжонка не жди». Таким образом, проведение выборов в обход основного закона вряд ли будет способствовать становлению демократии, мира и национального согласия в Сомали.

52.1MB | MySQL:103 | 0,548sec