Зачем ОАЭ устанавливают контроль над портом Бербера в Сомалиленде

9 мая с.г. закончилась восьмилетняя история, связанная с продажей концессии на использование порта Бербера в Сомалиленде. В этот день президент этого полугосударственного образования Ахмед Махамед Махамуд (Силаньо) официально принял решение о передаче порта под оперативное управление DP World (DPW) из ОАЭ. Французская компания Bolloré Africa Logistics из дальнейшей гонки окончательно выбыла. Лицензия дает право эмиратовцам на трехлетнее использование и управление порта с его одновременной модернизацией. Напомним, что бывшая база ВМФ и ВВС СССР Бербера имеет уникальные географические характеристики. Она способна принимать крупнотоннажные корабли как подводного, так и надводного класса. Кроме того, взлетно-посадочная полоса более трех километров позволяет принимать все типы грузовых самолетов. Право на использование Берберы неоднократно предлагалось руководством Сомалиленда России. Эта тема постоянно звучала на неофициальных консультациях с представителями анклава, которые несколько раз организовывались при посредничестве эфиопской стороны в Аддис-Абебе примерно с 2003 года. С российской стороны на них участвовали обычно фигуры, которые не имели официального статуса. Это была позиция российского МИД, который таким образом держал политику нейтралитета по вопросу полугосударственных анклавов в Сомали, дабы не раздражать Африканский союз и федеральное правительство в Могадишо. Ну вот, собственно, и «додержались», поскольку порт Бербера, естественно, является очень качественной альтернативой тому же Тартусу в Сирии, а его географическое положение делает его безальтернативным с точки зрения базы материально-технического снабжения кораблей ВМФ Росиии в зоне Индийского океана. Причем суммы за право использования этой базы сомалилендцами тогда озвучивались смешные. При этом отношение к русским в Сомалиленде было традиционно дружелюбное, многие местные военные в свое время заканчивали советские военные училища. Вопрос, конечно, был с точки зрения юридического оформления контракта, так как Сомалиленд юридически субъектом международного права не является. Этот факт, впрочем, не помешал ОАЭ сделку заключить, а натовским военным в течение последних лет эпизодически эту базу использовать.

По условиям сделки ОАЭ должны будут инвестировать в развитие порта 200 млн долларов собственных финансов и открыть двери для других инвесторов, которые должны вложить в качестве второго транша еще 242 млн долларов. Если соглашение о разделе прибыли с Силаньо достигнуто не будет, то он получает в качестве единовременного бонуса 15 млн долларов. Кроме того, представитель Сомалиленда в Абу-Даби и зять Силаньо Баши Авил Омар уже получил от эмиратовцев право на заключение части субподрядов по указанной сделке. Это плата за лояльность, поскольку именно этот персонаж вкупе с первой леди Сомалиленда Аминой Махамед Лжирдой и обеспечил победу ОАЭ над их основным конкурентом из Франции. Дополнительной привилегией для Силаньо стало и разрешение от властей ОАЭ на строительство роскошной виллы на берегу океана. На ней президент Сомалиленда планирует поселиться после выборов 2017 года. Силаньо по состоянию здоровья на перевыборы идти не планирует. По некоторым данным, строительство виллы также неофициально взяли на себя эмиратовцы. Как, впрочем, и обслуживание президента и членов его семьи в одном из престижных медицинских центров Абу-Даби. Еще одним условием сделки стало трудоустройство нынешнего директора порта Берберы и доверенного человека Силаньо Али Хур Хура, который теперь будет советником в штате DP World (DPW). Среди основных архитекторов сделки также называют бизнесмена из Джибути и основного политического оппонента действующего джибутийского президента Исмаила Омара Гелле Абдурахмана Мохаммеда Боре. Именно он, будучи советником DP World (DPW), обеспечил этой компании получение контракта на контроль над Doraleh Container Terminal в порту Джибути, что вызвало серьезный конфликт и негодование джибутийского президента и его окружения, в результате чего контракт был аннулирован, а эмиратовские военные отказались рассматривать вопрос создания в Джибути военной базы. Тем более, что военного атташе ОАЭ физически избили в Министерстве обороны Джибути. Позже вместо ОАЭ стоительством военной базы занялась Саудовская Аравия. А.М.Боре тем временам спокойно отсиделся в ОАЭ, и теперь реализовал еще один проект в виде Берберы.

Вообще эта инициатива ОАЭ, как и укрепление своих позиций в виде долгосрочной аренды крупнейшего порта в Эритрее, носит характер долгосрочной стратегии по минимизации возможных перспектив превращения Джибути в африканский аналог Сингапура, чего очень желает его президент. Помимо этого, устанавливая контроль над крупнейшими портами региона (участие в йеменской авантюре эмиратовских войск, в общем-то, во многом было обусловлено желанием восстановить свой контроль над портом Аден), руководство ОАЭ ликвидируют конкурентов собственным морским портам. Кроме того, контроль над развитой морской логистикой региона, который во многом живет за счет импортируемых товаров, есть еще одна очень весомая альтернатива так называемой нефтеориентированной экономике. Вот, собственно, и вся подоплека этой крупнейшей сделки.

52.2MB | MySQL:103 | 0,617sec