Простые выводы из простых выборов

Выборы не принесли сенсаций — по крайней мере крупных. Редкое соответствие между прогнозами и результатами приводит к естественному заключению, что речь идет не о случайной пересортировке избирательных бюллетеней, а об объективной картине израильской политики. В чем же она состоит? Ответ может быть сформулирован в виде нескольких выводов, поддающихся достаточно четкой формулировке.

Первое: израильский избиратель в целом СДВИНУЛСЯ ВПРАВО. В рамках традиционного деления на правых, левых и центр правые победили левых со счетом 69:33 — более чем вдвое! (а на «еврейской улице» соотношение уже примерно более чем втрое…) Это не просто выигрыш, а разгром,.

Второе: израильская политическая карта потеряла традиционную географическую раскраску: «Авода» проиграла, похоже, во всех городах. У меня, правда, нет под рукой полных данных — но результаты в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе (крайсной Хайфе!), Беэр-Шеве, Гецлии, Ашдоде, Кфар-Сабе, Реховоте, Ришон-ле-Ционе, Нетании, Рамат-Гане, Бат-Яме, Птах-Тикве, Ашкелоне — однозначны (единственным «бастионом» левого лагеря остались кибуцы — пока). Осенью по всему Израилю пройдут МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ, и если их результаты будут напоминать вборы в Кнессет — «Ликуд» получит власть почти во всех муниципалитетах, а мэры от «Аводы» превратятся в редких птиц, достойных занесения в Красную (в обоих смылсах) книгу. Значение этого «переворота» будет по крайней мере не меньше, чем значение выборов в Кнессет: надо помнить, что Кнессет — один, министерств — всего несколько, а вот муниципалитетов — пруд пруди, и в каждом из них — немалый штат, плюс дополнительные назначения, так что «Авода» потеряет возможность трудоустроить (на муниципальные должности) тысячи своих активистов… Итак: израильская политическая структура вернулась к модели до середины 70-х годов, когда существовала одна ведущая партия.

Третье: «РУССКАЯ улица» — больше не русская. Ее голосование — голосование израильское, только гораздо более выраженное. И дело не только в падении ИБА. «Русские» составили четверть всех те, кто проголосовал за «Ликуд», около 20% — голосовавших за «Шинуй» и больше половины — среди проголосовавших за «Ихуд Леуми». Ни С. Ландвер, ни Р. Бронфман не привлекли в свои партии и полмандата, а вот «Ликуд» без особых усилий получил с русской улицы почти десять мандатов (!) Это невозможно объяснить ничем, кроме одного: голосование «русских» было идеологическим. «Русские» позиционировали себя как «правые».

Четвертое: «арабская улица» абстрагируется от общеизральской. Более 70% голосов национальных меньшинств было подано за чисто арабские партии плюс коммунистов. Если же попытаться изъять из этой статистики бедуинов и друзов — результаты будут еще более однозначными.

Пятое: отмена прямых выборов премьер-министра привела, как и предсказывалось, к уменьшению представительства малых партий. И хотя у двух крупнейших партий по-прежнему нет большинства в Кнессете — они близки к этому: 38+19=57 (в прошлом Кнессете это сумма составляла 19+26=45).

Шестое: чудес не бывает. Для непонятливых — см. и недокуренный «Але ярок», и «Херут» с Марзелем, и всяческую экзотику типа очередной заход «Морешет авот», широко разрекламированый китч «Исраэль ахерет», Нью-Васюки марки «Цомет» и пр.

Седьмое: и мистика не срабатывает. После Бен-Гуриона ни одно израильское правительство, пошедшее на досрочные выборы, не удержалось у власти. Сколько раз напоминали Шарону этот бесспорный исторический факт — но оказалось, что закономерности политических хроник — это все-таки не законы Ньютона. Другая отказавшая мистика — это победный рост партии ШАС. Думается, нынешнее ее падение (с 17 мандатов до 11) — не последнее.

Восьмое: на обиде и вообще на высокоэмоциональной ноте можно высоко взлететь, но трудно удержаться. Это как раз тот урок, который не стыдно Лапиду выучить на примере ШАС (а если не хватит — проинтервьюировать Рафуля (Рафаэля Эйтана), создателя старой версии «Цомет» и героя кампании 1992 г. — 8 мандатов, превратившихся в ничто через семь лет). И более того: «Шинуй» пока только заявила, что у нее есть свой электоральный адрес («средний класс»), но смогут ли доказать это утверждение лишенные минимального не только парламентского, но и вообще общественного опыта депутаты от этой партии? Трудно поверить — особенно если учесть, что и в нынешнем Кнессете «Шинуй» чуть было не раскололась. Хотя — посмотрим…

52.2MB | MySQL:103 | 0,480sec