О развитии торгово-экономических связей по линии ЕС-Иран. Часть 1

Вступление в силу 16 января с.г. Совместного всеобъемлющего плана действий по решению иранской ядерной проблемы (СВПД) ознаменовало собой начало нового этапа в развитии экономических отношений Ирана с внешним миром. При этом данный процесс носит синергетический характер. Учитывая экстенсивную природу капитализма, первостепенное значение для транснациональных компаний имеет завоевание новых рынков. Иран наряду с Мьянмой является последним крупным относительно неосвоенным рынком на планете. В то же время иранская элита озабочена укреплением экономики страны, ослабленной в санкционный период. Особое значение для Тегерана имеет привлечение иностранных инвестиций и технологий. В притоке капиталов нуждаются, в том числе нефтедобывающая и газодобывающая отрасли страны, работающие на изношенном оборудовании. Еще сильнее чувствуется нужда в новых технологиях. Например, для увеличения экспорта газа Ирану необходимы технологии глубоководной добычи газа без чего невозможна разработка месторождения «Южный Парс». Однако энергетический комплекс не является единственной сферой привлечения новых технологий. Амбициозное иранское руководство вынашивает планы развития военно-промышленного комплекса, прорыва в нанотехнологиях и биотехнологиях. По мнению министра экономики ИРИ Али Таебния, иранская экономика может абсорбировать до 50 миллиардов долларов иностранных инвестиций в год.

Несмотря на частичное снятие конфронтации между Ираном и США после подписания СВПД   отношения между этими странами не вступили в период политического партнерства. В Вашингтоне по-прежнему сохраняется настороженность по отношению к Ирану. Сильны позиции израильского и саудовской лобби, блокирующих развитие двусторонних отношений с Ираном, в том числе в экономической сфере. Кроме того, Вашингтон не хочет окончательно потерять стратегическое партнерство с Саудовской Аравией, являющейся непримиримым геополитическим противником ИРИ в регионе. В этих условиях наряду с Китаем одним из основных источников инвестиций и технологий для ИРИ становятся страны Европейского союза. Исламская Республика начала налаживать отношения со странами ЕС в президентство Али Акбара Хашеми-Рафсанджани (1989-1997 годы). В поисках выхода из международной изоляции правительство ИРИ в тот период рассматривало вариант «равновесного сотрудничества» с  Востоком и Западом. Причем, под Востоком в 1990-е годы понималась преимущественно Россия, а под Западом – Европейский союз. Значительный прогресс ирано-европейские отношения получили в президентство Мохаммада Хатами (1997-2005 годы) . Экспорт из стран Европы в Иран увеличился с 3,8 миллиардов евро в 1996 году до 11,3 миллиардов в 2006 году. Одновременно экспорт из Ирана в страны ЕС увеличился с 5,8 миллиардов долларов в 1996 году до 14,1 миллиарда долларов в 2006 году. Нефть занимала первое место в структуре иранского экспорта в страны Европы. Экономические отношения между Ираном и ЕС начали тормозиться после избрания на пост президента ИРИ в 2005 году Махмуда Ахмадинежада, избравшего конфронтационный подход по отношению к США и Израилю. Однако наибольший ущерб ирано-европейским экономическим связям нанесли санкции Совета Безопасности ООН, наложенные в 2010 году. Вдобавок к этому, США, не желавшие удовлетвориться санкциями ООН, ввели дополнительные санкции против ИРИ и вынудили присоединиться к ним своих европейских союзников. Наибольший ущерб ирано-европейскому товарообороту нанесли отключение иранских банков от системы SWIFT, американские санкции против европейских банков и страховых компаний, сотрудничавших с ИРИ. В результате европейский экспорт в Иран упал с 11,3 миллиардов евро в 2006 году до 7,3 миллиардов евро в 2012 году. Почти полностью прекратился экспорт иранской нефти в страны Евросоюза. Место ЕС в иранской экономике стало стремительно замещаться Китаем и Индией.

После подписания СВПД 16 июля прошлого года крупные европейские компании стали проявлять интерес к иранскому рынку. 20-23 сентября 2015 года делегация в составе 130 ведущих бизнесменов Франции под руководством вице-президента группы Vinci и компании Medef International Ива Тибо де Сильги посетила Иран. В составе французской делегации присутствовали представители автомобильных, авиастроительных, железнодорожных, морских транспортных, сельскохозяйственных, фармацевтических и косметических компаний Франции. В Мешхеде делегация провела переговоры с руководством крупнейшего исламского экономического фонда (боньяда) «Астан Кодс Разави». Боньяды были созданы в Иране после исламской революции 1979 года. Они представляют промежуточную форму между государственной и частной, привязаны к каким-либо сакральным шиитским объектам (в случае «Астан Кодс Разави» к гробнице Имама Али Реза) и обычно аккумулируют значительные финансовые средства. Сотрудничество с такими бизнес-структурами представляется достаточно перспективным. К сожалению, российские фирмы и компании уделяют очень мало внимания взаимодействию с этими важными структурами.

На встречах с иранским партнерами французские бизнесмены обозначили ряд проблем, мешающих полноценному экономическому сотрудничеству с ИРИ. Прежде всего, для европейских инвесторов важен доступ к иранским предприятиям. Теоретически они могут купить акции таких предприятий на Тегеранской бирже ценных бумаг (ТБЦ). Однако, по мнению французов, иностранцы, согласно иранским законам, не могут стать полноценными игроками на иранском фондовом рынке. Он изначально создан для скупки «своими людьми» прибыльных государственных предприятий. По мнению французов, необходимо увеличить количество выпускаемых исламских ценных бумаг (сукук) и сделать их доступными для иностранных инвесторов.

9 июня с.г. министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф, посвятил свое выступление в иранском Меджлисе ответу на критику тех политических кругов, которые считают СВПД неэффективным и не соответствующим интересам иранского народа соглашением. По его словам, заключение СВПД продемонстрировало победу иранского народа и духа исламской революции, так как противники Ирана вынуждены были отступить в своих требованиях. В то же время он указал на то, что сохраняется опасность возвращения санкций, прежде всего, по причине происков врагов Ирана в лице Израиля и Саудовской Аравии. По мнению министра иностранных дел Ирана, подписание СВПД может дать значительный толчок иранской экономике. Иностранные банки, в том числе европейские, начали сотрудничать с Ираном. Это благотворно повлияло на решение кризиса неплатежей, ранее присутствовавшего в отношениях ИРИ с  иностранными партнерами. Так, эмиратские компании вернули долг в 5 миллиардов долларов за закупленную ранее иранскую нефть, а индийские компании – свой долг в 6 миллиардов. По словам министра, иранский экспорт нефти увеличился с 1,2-1,3 миллиона баррелей в день в 2014 году до 2 миллионов в настоящее время, и поставлена задача довести его до 4 миллионов баррелей в день. В страну возвращаются финансовые ресурсы из числа замороженных ранее иранских авуаров. Сразу оговоримся, что оценка зарубежных средств Ирана в 150 миллиардов долларов представляется завышенной. Значительная часть этих денег несвободна, так как отведена под залог различных долговых и торговых обязательств Ирана. По мнению экспертов, реально в ИРИ могут вернуться 35-50 миллиардов долларов «чистых» денег. Дополнительно М.Д.Зариф сообщил на парламентских слушаниях о том, что за период, прошедший после подписания всеобъемлющего соглашения Иран заключил с иностранными инвесторами протоколы о намерениях на сумму 40 миллиардов долларов. Разумеется, не все отрасли иранской экономики одинаково привлекают иностранных партнеров и выгодны самим иранцам. К числу вопросов, открытых для взаимовыгодного сотрудничества относятся нефтегазовый сектор, автомобильная промышленность, банковский сектор, иранский авиационный транспорт, строительство и инфраструктура.

52.28MB | MySQL:103 | 0,470sec