На фоне обострения ситуации на афганской границе центральноазиатские государства усиливают военное сотрудничество с Россией

Закрытие Ташкентом «без объявления причин» своей государственной границы  с Туркменистаном и Таджикистаном связывается экспертами исключительно с растущими рисками инфильтрации в страну вооруженных боевиков для последующей организации массовых волнений. Срочный визит главы Центрального  командования США генерала Дж.Войтела 14-15 июня с.г. в Таджикистан  является еще одним внешним отражением этой обеспокоенности Вашингтона. За последние месяцы в регионе отмечается возросшая военная активность. В мае с.г. боевиками на туркмено-афганской границе были убиты 27 солдат-срочников. Это самые большие потери туркменских пограничников за все время. Сам факт этого Ашхабад тщательно замалчивает. Узбекский район Калдар рядом с приграничным городом  Термезом в начале мая с.г. был подвергнут ракетному обстрелу с сопредельной афганской территории. 1 июня с.г. блокирована попытка  прорыва боевиков из Афганистана в Таджикистан. Это вызывает предсказуемую реакцию со стороны центральноазиатских республик. Душанбе с 1 июня начал разворачивание дополнительных воинских контингентов по всему периметру таджико-афганской границы. Ташкент привел свои пограничные войска в состояние постоянной боевой готовности. Ашхабад провел крупнейшие в своей истории военные учения в марте с.г.. По оценке экспертов, ситуация по своему накалу близка к повторению растущей боевой активности повстанческих группировок, как это происходило с 1999 по 2001 гг. в Узбекистане, и с 1992 по 1997 гг. в Таджикистане. Но тогда это было вызвано в большей степени активностью американцев в Афганистане и уходом части боевиков на сопредельные территории, а также гражданской войной в Таджикистане. Нынешний всплеск активности повстанцев имеет в принципе несколько иные корни, хотя в случае с Таджикистаном мы имеем повторение ситуации, что является прямым следствием официального запрета таджикскими властями политической деятельности Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и ухода значительной части ее сторонников в Афганистан.  Теперь они пытаются вернуться, а вернее прощупывают почву для этого.  Власти в Душанбе связывают их с афганскими сторонниками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)). Видимо в силу того, что еще в прошлом году таджикские исламисты официально объявили о своей присяге этому движению. Более трезвые оценки свидетельствуют о том, что в данном случае таджикская оппозиция пытается выдать желаемое за действительное и прикрыться громким брендом. Пока отсутствуют какие-либо убедительные данные, что в случае  с недавней боевой активностью в центральноазиатском регионе имеется след талибов, либо сторонников ИГ. Как впрочем,  и в случае с последними событиями в казахском городе Актобе. Эксперты указывают исключительно на «внутренние» причины этого. а ссылки властей «на иностранный след», по их оценке, свидетельствуют о попытках разгромить внутреннюю оппозицию под предлогом борьбы с исламистским терроризмом.

Но в любом случае возможность дестабилизации в центральноазиатском регионе не отвечает геополитическим устремлениям  основных внешних игроков на этой площадке. Россия наращивает свое военное присутствие в Таджикистане и укрепляет связи с Казахстаном в области безопасности в рамках ОДКБ. КНР начала экспорт оружия и боеприпасов в Туркмению и Узбекистан. а также начала активные консультации по вопросу организации совместного центра по борьбе с террором в Душанбе. По оценке американцев, в данном случае США сталкивается с растущим недоверием со стороны Москвы и Пекина в ответ на попытки интенсифицировать свое сотрудничество с республиками Центральной Азии в области безопасности. Вашингтон жалуется на то, что его попытки выстроить некую кооперацию с Москвой и руководством центральноазиатских государств. в области противодействия исламистам и создания единого механизма коллективной безопасности в регионе наталкивается на молчаливое блокирование. Несмотря на разовые поставки оружия и техники, ни Ташкент, ни Душанбе, ни Ашхабад не стремятся расширить сотрудничество в области безопасности с американцами .При этом Москва достигла в этом большего прогресса, в частности договорившись с Ашхабадом о поставках вооружения и тренинге военных. При этом Ташкент делает ставку не только на военное усиление какой-либо иностранной державы в регионе, но в первую очередь — на переговоры с умеренной частью талибов. Именно на этой теме акцентировал внимание российского президента В..В.Путина   президент Узбекистана И.Каримов во время последней по времени личной встречи. Вашингтон в этой связи предвидит серьезную конкуренцию с Москвой и Пекином в формате усиления своего сотрудничества в области безопасности с руководством центральноазиатских республик. По нашей оценке, возвращение США в регион в рамках создания каких-либо военных баз или трансформации себя в некого стратегического партнера в области противодействия исламистскому террору  вообще сейчас крайне мало реализуемая перспектива. Про Душанбе в данном контексте говорить по известным причинам  излишне. Возникающие время от времени сигналы из Душанбе о желательности сокращения российского контингента в республике надо относить на счет попыток таджикского руководства немного увеличить  плату за аренду российских военных баз, но никак не как какой-то поворот в сторону выхода из орбиты России. Это при нынешнем положении вещей и таджикском руководстве нереально. Ташкент же не забыл американскую реакцию  на события в Фергане в свое время, и соответственно не верит Вашингтону вообще. Если еще правильнее, в гораздо большей степени, чем И.Каримов не верит Москве, подозревая ее в поддержке своих политических оппонентов. Примерно та же позиция и у Ашхабада. Какие бы подозрения в двуличности Москвы не были бы у центральноазиатских лидеров, они прекрасно отдают себе отчет, что в случае начала массовых волнений в своих республиках или же вторжении оппозиционеров из Афганистана они могут рассчитывать  только на российскую военную помощь. Очевидно, что американцы в такой ситуации вмешиваться не будут. И это обстоятельство является самым главной причиной, которая строго  лимитирует рамки сотрудничества США со странами этого региона в области безопасности. В этой связи визиты американских военначальников и разовые поставки вооружения погоды не делают и тенденцию не формируют.

62.81MB | MySQL:102 | 0,587sec