Нью-Дели – Тегеран – Токио: новый формат сотрудничества в противовес КНР

В условиях реализации китайско-пакистанского стратегического проекта «Китайско-Пакистанский Экономический Коридор» (КПЭК) индийское руководство предпринимает конкретные меры по реализации схожего по задачам проекта, в рамках которого будут объединены поставщики полезных ископаемых из трех стран: Исламская Республика Иран (ИРИ), Исламская Республика Афганистан (ИРА) и Туркменистан.

По мнению китайских аналитиков – научных сотрудников НИИ вопросов международных отношений КНР и отдела Ближнего Востока Института Центральной Азии и Северной Африки Академии общественных наук КНР, сотрудничество Тегерана и Нью-Дели интересно для обоих участников. Так, руководство ИРИ пытается вернуть «региональную стратегическую значимость» своего государства и для этого согласно повлиять на соседний Афганистан, который обладает большими разведанными запасами нефти и других полезных ископаемых. Также официальный Тегеран выражает готовность предоставить индийским партнерам разрешение на строительство трубопровода от Туркменистана до южного порта Чабахар, который расположен на побережье Оманского залива Индийского океана и является самой южной морской гаванью ИРИ. Известно, что порт Чахбахар находится в 72 км от пакистанского порта Гвадар, который построен и развивается благодаря инвестициям из КНР. В этой ситуации строительство современного логистического центра на территории ИРИ в интересах Индии и Японии, а также Республики Корея может вызвать «недовольство» официального Пекина, а, значит, повлиять на позицию Исламабада в отношениях с соседним Ираном.

Во избежание недоразумений в отношениях ИРИ и Пакистана в свете реализации крупного транспортного индийско-иранского проекта официальный визит в Исламабад совершил секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ адмирал Али Шамхани. Визит иранского военного и политика такого высокого ранга указывает на серьезность ситуации, которая складывается вокруг рассматриваемого проекта.

Известно, что согласно Меморандуму о взаимопонимании между Тегераном и Нью-Дели индийская сторона получит право аренды двух нефтеналивных причалов в порту Чахбахар сроком на 10 лет. Китайские специалисты указывают, что новый проект премьер-министра Индии Нарендры Моди, скорее всего, направлен и на «разморозку» строительства подводного трубопровода (стоимость 1 млрд долл.США), по которому планировалось поставлять природный газ с иранского месторождения «Фарзад» в Индию.

При этом китайские специалисты отмечают недостаток свободных финансовых средств у индийской стороны. В этой ситуации Нью-Дели смогло найти партнера в лице официального Токио. Известно, что по решению премьер-министра Японии Синдзо Абэ руководящую роль в реализации совместных проектов на территории  ИРИ будет выполнять японское Агентство по международному сотрудничеству (английская аббревиатура JICA), которое определит национальные компании и список «иранских» проектов, в которых они примут участие. Известно, что компания Nippon Export and Investment Insurance и Банк Японии достигли договоренности об открытии кредитной линии для будущих японских подрядчиков на общую сумму 10 млрд долл. США.

Японские нефтегазовые компании заинтересованы в прокладке газопровода с территории Туркменистана до порта Чахбахар. Следует отметить, что туркменские поставщики сжиженного природного газа готовы поставлять свою продукцию на японский рынок, однако только будущий трубопровод позволит выполнять эти поставки в согласованные сроки.

Вероятно, компании из Японии будут финансировать реализацию следующих «индийских» проектов.

Во-первых, строительство международной автомобильной дороги Деларам (ИРА) – Чахбахар (ИРИ), которая будет иметь общую протяженность около 1780 км и соединит афганский город Зарандж и иранский Захедан.  Следует отметить, что индийские строители уже построили участок магистрали между городами Деларам и Зарандж (протяженность 200 км) и выполнили более половины работ на участке Зарандж – Захедан (протяженность 200 км). Стоимость данного проекта не разглашается, однако, вероятно, именно создание транспортной сети потребует большей части инвестиций со стороны японских и индийских подрядчиков.

Во-вторых, индийские строители при содействии японских коллег проведут масштабные дноуглубительные и строительные работы по созданию инфраструктуры в порту Чахбахар. Запланировано строительство терминалов для погрузки сырой нефти, нефтепродуктов, минеральных удобрений и пять терминалов для разнородных грузов. Прогнозируемый объем сыпучих грузов через порт составит 2,5 млн тонн ежегодно. Вероятно, стоимость строительства порта составит 150 млн долл. США, из которых 85 млн долл. США – это прямые инвестиции индийской стороны, а вторая часть – 65 млн долл. США – будет выдана в виде кредитов.

Китайские аналитики указывают, что строительство нефтеналивного терминала, а также заводов по переработке нефти и сжижению природного или попутного газа на территории порта Чахбахар позволит индийским энергетическим компаниям серьезно снизить стоимость горюче-смазочных материалов на внутреннем рынке страны.

В-третьих, известно, что в рамках строительства завода по производству минеральных удобрений на территории порта Чахбахар три индийских подрядчика будут взаимодействовать с иранским банком «Пассаргад». Стоимость первой фазы проекта составляет 800 млн долл. США, а проектная производительность завода – 1,3 млн тонн удобрений. Следует отметить, что на территории свободной торговой зоны порта Чахбахар запланировано строительство нефтеперерабатывающего завода. Общая стоимость указанных объектов составит 20 млрд долл. США.

С учетом вышесказанного совершенно очевидно, что Индия при поддержке Японии начинает открытое экономическое, ресурсное и инвестиционное противостояние с Китаем и в это процесс будут вовлечены как соседние азиатские страны, так и государства Ближнего Востока – Объединенные Арабские Эмираты и Королевство Саудовская Аравия, куда Н.Моди в 2015 г. совершил официальные визиты и провел переговоры, в рамках которых довел до сведения своих высокопоставленных собеседников информацию о начале реализации стратегии «Соединения с Западом». Целью данной стратегии является продвижение индийских компаний на новые рынки и расширение географии сотрудничества со странами, которые на протяжении последних 40 лет активно и плодотворно сотрудничают с КНР. Фактически подобная стратегия приведет к напряженной конкурентной борьбе, в ходе которой возможно применение как законных, так и незаконных методов. Следует отметить, что третий участник индийских проектов – Япония способствует устремлениям индийского руководства и в «восточном векторе» внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

52.19MB | MySQL:103 | 0,537sec