Визит принца Мухаммеда бен Сальмана в США — свидетельство неудачи попытки Саудовской Аравии играть самостоятельную роль на Ближнем Востоке

Нынешний визит наследного наследника принца и по совместительству министра обороны КСА Мухаммеда бен Сальмана в США, по оценке экспертов, должен в значительной степени снять напряжение в отношениях между двумя государствами, которое уже стало устойчивой тенденцией. На самом деле визит принца можно с полным основанием рассматривать как визит первого лица королевства, хотя формально уровень его встреч ограничен соответствующим чиновничьим кругом. Это, конечно же, госсекретарь Дж.Керри, директор ЦРУ Дж.Бреннан, министр обороны Э.Картер, спикер Палаты представителей Конгресса П.Райн, лидер меньшинства в этой же палате Н.Пелоси и другие законодатели. По данным американцев, в центре обсуждений будет тема 28 страниц секретного доклада комиссии по расследованию обстоятельств степени вовлеченности руководства КСА в события «11 сентября». Естественно, со всеми сопутствующими рисками многочисленных исков от пострадавших американских граждан. Намерения американских законодателей рассекретить страницы этого доклада уже вызвали скандал и попытку Эр-Рияда шантажировать Вашингтон. В частности, было объявлено о том, что в случае реализации этих планов Саудовская Аравия начнет продавать свои финансовые активы, которые лежат в казначейских американских бумагах. Эта операция, в общем-то, больше вреда нанесет как раз КСА, а не США, и поэтому тема шантажа, однозначно, выбрана неудачно. Уверения президента  Б.Обамы о твердом намерении заблокировать такую резолюцию Конгресса в случае ее появления, на Эр-Рияд большого впечатления не произвело и  не успокоило. Интересно, что из утечек в СМИ следует, что ничего необычного и сенсационного в этих 28 страницах не содержится. Дело в том, что как-то связать саудовское руководство с их подданными, которые этот теракт совершили, в общем-то, не получится. Никаких прямых документальных данных (или на языке оперативников, «жесткой фактуры») о связях Усамы бен Ладена или кого-то из исполнителей терактов с официальными лицами Саудовской Аравии просто нет. Даже если предположить, что существуют некие перехваты разговоров эмиссаров «Аль-Каиды» (запрещена в России). Да, террористы в какой-то степени участвовали в работе тех или иных благотворительных фондов КСА, получали даже от них какие-то суммы. Прежде всего, в данном контексте речь идет о «Беневоленс интернешнл», в попечительский совет которого входила, например, жена бывшего саудовского посла в США и руководителя УОР КСА принца Бандара. Возможно, были и другие фонды. Но в этой связи надо понимать систему работы этих структур. Они созданы как общественные организации, формально отделенные от государства. В попечительский совет обычно входят члены королевской семьи. Это дает полное основание говорить в случае необходимости о том, что все эти фонды являются классическими НПО. Что, собственно, и делал Эр-Рияд, когда российские органы безопасности в 1990-х годах массово закрывали подобные организации в РФ. Причем с использованием «жесткой фактуры» в отношении их противозаконной деятельности. В случае с терактами «11 сентября» все обстоит примерно также. Эр-Рияд в данном случае волнует другое. Первое — это несомненные санкции со стороны американцев (а это, считай, и половины мира) в отношении этих благотворительных фондов. Такая мера в состоянии полностью сделать их бесполезными в рамках распространения влияния КСА в мире. Собственно, таких инструментов распространения своего влияния по миру у Саудовской Аравии всего два — это обработка в нужном ключе элиты того или иного государства и мусульманской уммы  именно через систему благотворительных фондов; и второй — стимулирование джихадизма в той или иной стране, что обычно очень трудно сделать без первого. Есть и другая причина для беспокойства. В Эр-Рияде, безусловно, восприняли намерение американских законодателей рассекретить страницы доклада «как недружественный жест». Почему именно сейчас? Как это связано со сделкой по иранской ядерной программе? Ответы на эти вопросы для саудовского руководства очевидны: Вашингтон взял курс на снижение веса Эр-Рияда в череде своих стратегических союзников на Ближнем Востоке. Это не значит, что место КСА займет Иран, что невозможно реализовать по многим причинам, и возвращение к ситуации, когда Ираном правил «ручной» шах, невозможно. Но тенденция налицо: США через снятие санкций с Ирана начинают выравнивать смещенный баланс сил в регионе. Это в любом случае означает снижение веса КСА. Не уничтожение, поскольку это вновь вызовет дисбаланс, а именно снижение. И этот момент саудоское руководство крайне волнует.

Важно констатировать другое. Принц Мухаммед бен Сальман прибыл в США по приглашению американской стороны. В общем-то, отказ Б.Обамы с ним встречаться объясняется не только нормами дипломатического этикета. Разговор будет сложный. Эр-Рияду постараются объяснить, кто он есть в реальности и от кого зависит целостность существующего сейчас там режима. Обязательно будет затронута тема спонсирования исламистского терроризма и деструктивной роли КСА в Сирии. Поднимут  и тему гибели детей в Йемене от саудовских кассетных бомб. При этом понятно, что все попытки саудовского руководства в лице, прежде всего, Мухаммеда бен Сальмана выстроить альтернативную от американской систему «коллективной безопасности» под эгидой ЛАГ, потерпели фиаско. Обнародование Абу-Даби намерения отозвать свои войска из состава контингента аравийской коалиции в Йемене яркое тому подтверждение. Глубинные причины такого, вроде бы неожиданного, решения ОАЭ отдельная тема, но сейчас важно другое — оно фактически ставит крест на всех попытках Эр-Рияда сколотить под своим началом некое подобие «ближневосточного НАТО». А это означает только одно — иной гарантии своей безопасности от внешнего вторжения в лице, прежде всего, Ирана у Эр-Рияда, кроме Вашингтона, просто нет. Второй и важный вопрос — экономика. На встречах принц подтвердит, что США остается стратегическим партнером КСА в экономической сфере. В рамках  реформ в попытках диверсифицировать нефтяную экономику Саудовская Аравия планирует увеличить свои инвестиции в предприятия Силиконовой долины и крупные американские инвестиционные фонды. Помимо доходности в данном случае учитываются и моменты создания условий для большего экономического симбиоза между странами, что делает, по оценке Эр-Рияда, менее возможным вариант отказа от защиты КСА со стороны США от внутренних и внешних потрясений. Но, в общем и целом, визит принца символизирует проигрыш и констатация этого. Проигрыш попытки саудовской элиты начать играть самостоятельную роль на Ближнем Востоке. Но и попытка, справедливости ради надо сказать, была изначально с негодными средствами.

52.27MB | MySQL:103 | 0,522sec