Ситуация в Сомали: май 2016 г.

2 мая в ООН было объявлено, что в период с 17 по 21 мая в Сомали побывает делегация Совбеза ООН с тем, чтобы продемонстрировать поддержку международной организации проведению выборов, которые запланированы на август с.г. Поездка в Сомали представителей 15 стран — членов Совбеза была запланирована как часть турне, в ходе которого они должны были также посетить столицу Кении Найроби, а также штаб-квартиру Лиги арабских государств (ЛАГ) в Каире.

Предыдущие всеобщие выборы прошли в Сомали в 2012 г. Они были первыми с 1991 года, когда страна погрузилась в хаос гражданской войны.

Делегация Совбеза ООН прибыла в Могадишо 19 мая с тем, чтобы побудить сомалийские власти не откладывать намеченые на август выборы. В частности, пока парламент страны не поддержал реформу избирательного законодательства, предложенную правительством. Мандат действующих властей, управляющих страной с 2012 года, истекает в 2016 году.

9 мая в Могадишо в результате подрыва заминированной автомашины погибли по меньшей мере 5 человек, в том числе 3 полицейских и 2 гражданских лиц. Машина была подорвана близ штаб-квартиры транспортной полиции. Погибли также водитель автомашины и находившейся в ней вооруженный  боевик, который после взрыва попытался прорваться в здание. Ответственность за нападение взяло на себя движение «Аш-Шабаб». Двое гражданских лиц стали жертвами огня полицейских, отражавших нападение.

10 мая движение «Аш-Шабаб» заявило об отражении атаки американских спецназовцев на расположение боевиков близ города Торатороу, что в 60 км к югу от Могадишо. Местные жители подтвердили, что налет с использованием вертолетов действительно имел место, однако они затруднились назвать их национальную принадлежность. В коммюнике движения «Аш-Шабаб» утверждалось, что боевики заранее узнали о планировавшемся налете, и подготовились к нему. По данным исламистов, спецназовцы стартовали с базы Белидогле. Они перемещались на двух вертолетах, которые приземлились в 4 км от Торатороу. Затем спецназоцы перемешались в пешем порядке. После скороточного боя они эвакуировались на вертолетах, не выполнив поставленнной им задачи.

По некоторым данным, в атаке могли участвовать сомалийские спецназовцы, подготовленные их американскими коллегами. Последние также могли участвовать в рейде.

Точная цель рейда осталось неизвестной. Ранее подобные миссии выполнялись в Сомали или для спасения заложников, или для уничтожения видных полевых командиров движения «Аш-Шабаб».

В Сомали в настоящее время находятся 50 американских военнослужащих, главным образом — из числа военнослужащих Сил специального назначения.

Несколько дней спустя Пентагон признал, что в рейде участвовали американские вертолеты и сомалийские солдаты. Цель рейда не уточнялась.

В начале марта американская авиация и ударные беспилотные летательные аппараты нанесли удар по полевому лагерю движения «Аш-Шабаб» в 200 км к северу от Могадишо. По данным Пентагона, в результате удара были уничтожены свыше 150 боевиков.

12 мая Пентагон объявил, что американские военнослужащие из состава Сил специальных операций в тот день приняли участие в боестолкновении между подразделениями африканских миротворцев в Сомали из состава миссии Amisom и формированиями движения «Аш-Шабаб».

По данным американского военного ведомства, спецназовцы выполнили функцию передовых авиационных наводчиков, подсвечивая американской авиации цели джихадистов. При этом утверждалось, что американские военные не использовали личное оружие. По американским данным, в ходе того боестолкновения были уничтожены 5 боевиков. Потерь среди американских и угандийских военнослужащих не было. С воздуха удар по джихадистам наносился с помощью беспилотных летательных аппаратов.

12 мая правительство Сомали выразило «серьезную озабоченность» в связи с намерением Кении закрыть самый большой в мире лагерь беженцев в Дадааб, при этом утверждалось, что принуждение вынужденно перемещенных лиц к возвращению в Сомали вопреки их воле будет «моральным поражением».

МИД Сомали в своем коммюнике высказалось против намерения Кении упразднить правительственную структуру по делам беженцев  DRA и закрыть лагерь беженцев в Дадааб близ сомалийской границы.

«Это решение негативно повлияет на большинство сомалийских беженцев, которые нашли убежище в двух лагерях, и усилит террористическую угрозу с учетом нестабильной ситуации в стране», — говорилось в документе. В нем утверждалось, что «выдворять уязвимых сомалийских беженцев в момент, когда Сомали достигло международно признанного прогресса в направлении стабильности и учреждения властных институтов, может только увеличить риск отсуствия безопасности в регионе».

Верховный комиссариат ООН по делам беженцев и многочисленнные неправительственные гуманитарные организации, работающие в Дадааб, осудили намерение кенийских властей. По их оценке, решение Найроби о принудительной репатриации беженцев противооречит его международным обязательствам.

Согласно Верховному комиссариату ООН по делам беженцев, в Дадааб нашли убежище примерно 344 тысячи человек, в том числе 328 тысяч — сомалийцев. Понятно, что некоторые из них могут пополнить ряды движения «Аш-Шабаб» в случае выдворения из Кении.

Власти последней не скрывают, что запланированная мера в первую очередь направлена против сомалийских беженцев, которых в Найроби подозревают в причастности к ряду терактов в стране и симпатиях к движению «Аш-Шабаб». Более того, кенийские власти неоднократно заявляли, что лагерь беженцев в Дадааб служил  прибежищем для джихадистов, пробиравшихся в страну для совершения терактов.

В 2013 году власти Кении и Сомали подписали трехстороннее соглашение с Верховным комиссариатом ООН по делам беженцев. Оно было призвано содействовать добровольному возвращению сомалийских беженцев на родину, однако с того времени им воспользовались всего несколько тысяч человек.

27 мая Международный валютный фонд (МВФ) объявил о намерении оказать Сомали «техническую помощь» — первую за почти четверть века, прошедшего с момента начала гражданской войны. Предполагается, что эта помощь пойдет на содействие восстановлению страны. Пока МВФ не может одалживать напрямую Сомали деньги, поскольку остается неурегулированным вопрос о долге в 328 млн долларов, который Могадишо имеет перед этим финансовым институтом.

В течение мая как всегда неспокойно было в соседней с Сомали Кении.

4 мая кенийская полиция объявила об аресте трех граждан этой страны, подозревавшихся в причастности к террористической сети, работавшей на «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России)) и планировавших теракт с использованием биологического оружия. Среди арестованных значились один мужчина и две женщины. Главарь группы — некий Мухаммед Абди Али — получил медицинское образование в городе Воте, что в 130 км к юго — востоку от Найроби.

Сообщницами главаря группы были его жена Нусейба Мухаммед Хаджи, также будущий врач, а также Фатима Мухаммед Ханши. Женщины были арестованы в соседней с Кенией Уганде. Кенийская полиция по делу об этой группе разыскивает еще двух будущих медиков — Ахмеда Хиша и Фараха Даня. За их «головы» даже назначена награда в 20 тысяч долларов.

Помимо подготовки терактов с использованием биологического оружия эта группа занималась вербовкой и отправкой молодых кенийцев в террористические группы, действующие в Ливии и Сирии.

По данным кенийских спецслужб, ИГ активно пытается вербовать студентов медицинских ВУЗов с тем, чтобы затем их использовать для совершения терактов с использованием специфического оружия.

18 мая отметил 25-летие со дня достижения «независмимости» Сомалиленд — самопровозглашенное образование на севере Сомали, не признанное ни одной страной мира. По этому поводу в столице Сомалиленда Харгейсе прошел военный парад. На торжествах не было отмечено присутствие каких-либо иностранных представителей. Как заявил в адрес Могадишо «президент» Сомалиленда Ахмед Силаньо, «не питайте иллюзий, мы нрикогда не будем вместе с вами, мы будем двумя разными странами, двумя мирными соседями».

В параде приняли участие военнослужащие, полицейские, сотрудники других силовых структур. Он продемонстрировал эффективность «государства», которое смогло соорганизоваться и защитить свою территорию с большей эффективностью, нежели Сомали, причем не получая никакой международной и военной помощи.

Как отметил в этой связи глава «МИД» Сомалиленда Саад Али Шире, «если бы мы получили признание, как мы этого заслуживаем, мы могли бы получить доступ к кредитам, получать помощь, привлекать зарубежные инвестиции, однако мы ничего этого делать не можем, так как мы не признаны».

Население Сомалиленда составляет 4 млн человек, из них 70% — лица моложе 25 лет, которые никогда не жили в Сомали. В 1988 году сомалийский режим Сиада Барре попытался силой остановить движение Сомалиленда к независимости. Тогда погибли по меньшей мере 35 тысяч человек, что в глазах жителей Сомалиленда делает невозможным существование с Сомали в единой стране.

52.31MB | MySQL:103 | 0,717sec