Внутренняя политика Турции в 2000 – 2015 годах

В истории внутренней политики Турции начало XXI века привлекает особое внимание, так как именно в это время в жизни страны явно обозначилось противостояние  сил светского и исламского направлений.

Успех, который был достигнут в начале XXI века Партией справедливости и развития (исламского направления), не был случайным. Его основание было заложено в 90-ых годах  XX века, когда исламская партия «Благоденствия» наравне со  светскими партиями заняла лидирующее место в руководстве страны, впервые получив большинство мест в парламенте.

Подобное развитие событий в начале XXI века  произвело шокирующий эффект не только на светское руководство республиканской Турции, но и на западных политиков. Турция, член НАТО, страна, претендующая на вступление в Евросоюз, стала перед историческим выбором: снова стать теократическим или остаться светским государством.

В 2000 — 2015 годах светское политики страны и военные не стремилось выявить подлинные причины сложившегося в Турции социально-экономического положения, и это тогда, когда многие из этих причин ими самими же и были искусственно вызваны.

Возникает вопрос: какое влияние оказала политика ПСР и ее лидера Реджепа Тайипа Эрдогана на внутриполитическую жизнь Турции?

Представляется, что главными факторами, возможно оказывающими негативное влияние на политику правящей партии и ее лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, являются следующие:

  1. Ежедневно обостряется противостояние между авторитарной властью Реджепа Тайипа Эрдогана и одним из наиболее влиятельных объединений Турции «Хиз­мет» и ее лидером Фетхуллахом Гюленом. Президент Турции Р.Т.Эрдоган  открыто обвинил Ф.Гюлена и его последователей в том, что они готовились совершить государственный переворот, за этим  последовала волна массовых арестов   в различных государственных и медиа-структурах. По обвинению в шпио­наже, попытке государственного переворота и др. аналогичным обвинениям были арестованы тысячи сотрудников полиции и министерства по делам религии; были закрыты газета Zaman  и телевизионный канал Samanyolu, признанные главными средствами информации движения Гюлена, десятки их сотруд­ников были задержаны. Управление этими СМИ государство неза­конно взяло на себя.

В связи с тем, что управление газетой  Zaman  государство взяло на себя, генераль­ный секретарь ООН Пан Ги Мун сделал соответствующее заявление и призвал Турцию дей­ствовать в области защиты прав человека в духе того документа, который Анкара сама же и  подписала.

Генеральный секретарь ООН в своем заявлении отметил: «Призываю официальных лиц Турции в соответствии с обязанностями Турции в сфере защиты прав человека к уважению свободы выражения своих мыслей и прав митингующих».

В заявлении Пан Ги Муна, в котором он прямо обращается к властям Турции, указано: «Развитие демократического,  экономического и социального положения зависит от  того, насколько возможно выразить в спокойной обстановке свои идеи и мысли, даже если они критического характера».

В 2015 году полиция Турции устроила погром 26 СМИ. Правительство закрыло два телеканала и две газеты, входящие в группу «Коза-ипек»;  11 телеканалов, входящих в группу  «Саманйолу»;  а также телеканалы  IMC и ВенгиТЮРК. В этом же году в Турции была заблокирована 26 851 веб-страница.

Всемирная ассоциация газет и новостей (Van-IFRA, президент Томас Брунегард), которая объединяет 18 тысяч газет и телевизионных каналов, 15 тысяч информационных сайтов и 3 тысяч медиа-компаний, обратилась с письмом к президенту Р.Т.Эрдогану, в котором указала, что правительство Турции, устроив погром газеты Zaman,  тем самым нарушила международные конвенции, что сегодня в турецких тюрьмах по-прежнему находится более 30-ти журналистов.

  1. Неудача внешней политики, связанной с сирийским конфликтом.
  2. Напряженные отношения с Россией, создающие достаточно ощутимый диском­форт власти Эрдогана.
  3. Резкая поляризация общества: с одной стороны, на религиозную и светскую составные ча­сти, с другой, на мусульман-суннитов и алевитов, чему всесторонне способствовали риторика действующего правительства, а часто и самого прези­дента Р.Т.Эрдогана и неадекватные решения, например, введение османского языка в качестве обязательного предмета в лицеях имам-хатифа (религиозных) и в анатолийских (т.е., стандартных) лицеях; блокирование любой законодательной инициативы, направленной на предоставление соответствующего статуса рели­гиозным учреждениям алевитов, обязательность для алеви и других учеников — не  суннитов получить религиозное образование, осуществляемое с суннитских позиций; распространение проправительственными средствами информации раз­ли­ч­ных конспирологических теорий, главными действующими лицами которых выступают представители оппозиции и различных меньшинств, якобы ведущих под­рывную деятельность против существующей власти и готовящие переворот.
  4. Растущие и ощущаемые почти в каждой сфере жизни общества коррупция и хищения, следы которых ведут до самого президента и членов его семьи, наглядным свиде­тельством чего был скандал, вызванный тем, что бизнесмен Реза Зарраби, близкий к семейству Эрдоганов, а также трое детей действующих министров и  многие высокопо­ставленные чины из государственного сектора были задержаны по обвинению во взяточничестве и финансовых махинациях. Реза Зарраби был бизнес-партнером первой леди Турции Эмине Эрдоган и  младшего сына президента Билала,  а также совладельцем нескольких фирм. В ответ правительство уволило с работы часть учас­т­вующих в антикоррупционной операции сотрудников полиции и органов госбезопасности, а некоторых из них арестовало. Коррупционный скандал подали как очередную попытку государственного переворота, а средствам информации запретили его освещать. Самым наглядным примером казнокрадства стало строительство «Аксарая», новой резиденции президента, на которое было затрачено до 1 миллиарда долларов США. Даже пальмы и растения для газонов были завезены  из других стран, часто по непомерно высоким ценам, что вызвало серьез­ные подозрения со стороны СМИ.

Таким образом, можно заключить, что происходящие в Турции события не пройдут бесследно. В  первую очередь следует отметить то обстоятельство,  что европеизованная часть турецких граждан достаточно многочисленна, она уже весьма активна политически и вряд ли так легко сдаст принципы светского общества. Вместе с тем, уже очевидно, что та часть турецкого общества, которая является носителем западной ментальности, особенно молодежь, своим мировоззрением и требованиями уже возвысилась над принципами секуляризма и с точки зрения демократии и прав человека занимает позиции, соответствующие высоким европейским стандартам. Что же касается президента Реджепа Таийпа Эрдогана, то  он, конечно, остается сильной политической фигурой, но не исключено, что кризис, развивающийся в последнее время в Турции, поставит точку в его политической карьере.

      Источники

 

  1. Bokuchava T., Turkish Demokracy and Challenges of Modernity., The Hear East and Georgia, VIII. Tsereteli Institute of Oriental Studies, Tbilisi, 2015.
  2. Makaradze E., 1980-2011 Yillari Arasinda Türkiye’nin Iç Politikasi, Tiflisi, 2012
  3. Mancxasvili M.,Turkey at the end of XX century and the beginin of XXI centuty, Tbilisi, 2014.
  4. Sanikidze G., Alasania G., Gelovani N., A History of the Middeleeast and its relations with the south Caucasus (19th — beginning of 21st cc). Ilia State University, G. Tsereteli Institute of Oriental Studies, Tbilisi, 2011.
  5. Киреев Н.Г. История Турции ХХ века. Москва, 2007.
  6. Егоров В.К. Турецкие исламисты во власти. Ислам и общественное раэвитие в начале XXI века. Москва, ИВ РАН, 2005.
  7. Aydinli Ersel 2011. Ergenekon. New pacts and the Decline of the Turkish ,,Inner State’’. Turkish Studies, 2012(2).
  8. Yayin organi: Zaman Gazetesi, 11.11.2014; 16.01.2015; 17.01.2015; 18.01.2015.
  9. Türkiye Büyük Millet Meclisi. org.tr.
  10. ii­mes.ru.
  11. akparti.org.tr
  12. chp.org.tr
  13. mhp.org.tr
  14. anap.org.tr
  15. dp.org.tr
  16. bbp.org.tr
52.18MB | MySQL:103 | 0,461sec