О деятельности китайских нефтедобывающих компаний в Ираке и курдской автономии

Проблема обеспечения ресурсной и энергетической безопасности Китайской Народной Республики поставлена председателем ЦК КПК Си Цзиньпинем в один ряд с военной, политической, экономической и культурной безопасностью. Для обеспечения бесперебойного снабжения китайских потребителей горюче-смазочными материалами (ГСМ) и подержание конкурентоспособности автотранспортного сектора в сравнении со странами экспортерами нефти китайские национальные нефтяные компании заключают со странами поставщиками долгосрочные контракты (от 20 лет и более) на «техническое обслуживание месторождений» или на «распределенную добычу ресурсов».

К числу подобных компаний представляется возможным отнести «Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию» (КННК), корпорации Sinopec и CNOOC. Исключением из этого списка является компания «Чжэньхуа», которая является эксклюзивным поставщиком НОАК и государственных служб Китая. Следует отметить, что первые три национальные нефтедобывающие компании из Китая не прекращали деятельность на территории Ирака, а лишь частично сокращали присутствие своего персонала, хотя и компенсировали это приемом на работу местных специалистов. По данным СМИ КНР, в китайских проектах задействовано 40 000 работников, из которых 85% составляют граждане Ирака.

Следует отметить, что в настоящее время основные усилия китайских нефтяников сосредоточены на иракских нефтепромыслах в южных и центральных частях страны, где влияние террористической угрозы практически «купировано» усилиями регулярных войск.

Известно, что КННК (английская аббревиатура CNPC) получила контракты на техническое обслуживание трех нефтяных месторождений («Ахдаб», «Румайла» и «Хальфая») в Ираке уже после окончания Второй иракской компании США. По данным СМИ КНР, месторождение «Ахдаб» блыо открыто в 1979 г. в центральной части Ирака и запасы нефти оцениваются в 1 млрд баррелей. Известно, что контракт стоимостью 3 млрд долл. США и сроком на 23 года на техническое обслуживание месторождения был заключен в ноябре 2008 г. и его получила Северная промышленная корпорация Китая (известна как концерн НОРИНКО).

Для выполнения контрактных обязательств в КНР была создана дочерняя нефтедобывающая компания «Оазис». Согласно контракта работы на месторождении были начаты в марте 2009 г. и китайские нефтяники приобретали нефть по цене 6 долл. США за баррель, однако к 2011 г. цена была снижена до 3 долл. США за баррель сырой нефти. По оценкам китайских специалистов, на месторождении уже добыто 27 млн тонн нефти и 800 млн куб. м попутного газа.

По информации иракского телеканала «Иракия», КННК с середины июля 2016 г. начнет разработку месторождения «Ахдаб». В противном случае,  контракт стоимостью 3 млрд долл. США, заключенный ранее будет аннулирован. Иракские официальные лица предлагают китайским партнерам использовать подразделения НОАК или Народной вооруженной полиции  для обеспечения безопасности нефтяников и привлеченных работников, однако официальный Пекин находится в замешательстве.

Некоторые китайские аналитики отмечают, что военно-политическому руководству не хватает решимости в вопросе использовании ВС страны для защиты экономической и ресурсной безопасности Китая за рубежом.

По оценкам китайских нефтяников, месторождение «Румайла» (расположено в 50 км к западу от г.Басра) обладает запасами нефти в 17,7 млрд баррелей. На данном месторождении КННК работает совместно с британской нефтедобывающей компанией ВР. Известно, что каждая из компаний уже инвестировала по 3 млрд долл. США, и вероятно инвестируют еще по 12 млрд долл. США до окончания срока действия контракта, заключенного в 2007 г., сроком на 20 лет.

По данным СМИ КНР, китайская и британские компании приобретают нефть по цене 2 долл. США за баррель при объеме добычи в от 1,482 до 2,85 млн баррелей/день. Китайские нефтяники планируют удерживать стабильные объемы добычи по 2,1 млн баррелей в сутки. Вероятно с данного месторождения уже получено 128 млн тонн нефти.  Кроме того, на данном месторождении работы выполняют Иракская южная нефтяная компания (английская аббревиатура SOC) и Иракская национальная организация по реализации нефти (английская аббревиатура SOMO).

Известно, что месторождение «Хальфая» было открыто в 1976 г. и по оценкам экспертов его запасы составляют 4,1 млрд баррелей нефти. В декабре 2009 г. КННК в сотрудничестве с французской «Тоталь» и малазийской компанией «Петронас» заключили с официальным Багдадом контракт на техническое обслуживание месторождения согласно которого в первые три года объем добычи должен составлять не менее 70 тыс. баррелей/день, в последующие 7 лет не менее 535 тыс. баррлей/день. Все строительные работы на месторождения были выполнены к июню 2012 г. и ежедневная добыча находилась на уровне 100 баррелей/день. Следует отметить, что в августе 2014 г. была введена в строй вторая очередь производственных мощностей месторождения, которая рассчитана на получение 10 млн.тонн нефти в год. В рамках второй очереди был построен трубопровод длиной 272 км., центр по обработке сырой нефти на 5 млн.тонн, внешняя насосная станция, а также было пробурено 43 скважины.

По оценкам китайских аналитиков, только КННК за время выполнения контрактов получит с вышеуказанных трех месторождений около 6,4 млрд.баррелей нефти.

Следует отметить, что даже в условиях боевых действий в Ираке в течение всего 2015 г. на иракских месторождениях было добыто и поставлено на экспорт 55 млн тонн сырой нефти, что принесло в бюджет страны 49 млрд долл. США. Известно, что средняя производительность иракских месторождений составляет 4,1 млн баррелей/день, что почти в два раза выше по сравнению с показателями 2011 г. Также, по данным СМИ КНР, объем разведанных запасов нефти на территории Ирака по состоянию на 2015 г. составлял 143 млрд баррелей. Для развития нефтепереработки и нефтехимии в Ираке официальному Багдаду необходимо привлечь в ближайшие 10 лет около 35 млрд долл. США инвестиций, которые будут направлены на строительство 7 НПЗ с общим объемом переработки до 1 млн баррелей/день.

Кроме экспорта нефти и нефтепродуктов Ирак может поставлять на внешний рынок значительные объемы природного газа. По данным китайских специалистов 70% запасов «голубого топлива» Ирака еще не подвергались разработке и для их освоения необходимо в течение ближайших пяти лет проложить около 6000 км трубопроводов, а также пробурить несколько тысяч скважин.

Следует отметить, что кроме южных и центральных районов Ирака, нефтяные и газовые месторождения расположены на территории курской автономии (север Ирака) – Иракского Курдистана. По данным китайских нефтедобывающих компаний, объем запасов нефти месторождений на территории курдской автономии составляет 45 млрд баррелей, что составляет почти 1/3 от всех запасов Ирака. По оценкам западных специалистов на курдских месторождениях также возможно добыть около 1,28 млрд куб. м газа.  Следует отметить, что официальный Багдад очень ревностно относится к деятельности местного правительства и зачастую не допускает компании, работающие в курдской автономии, до контрактов на подконтрольных месторождениях на юге и в центре страны.

Китайские специалисты полагают, что ухудшение отношений между курдской автономией и центральным правительством Ирака негативно повлияло как на экономическое положение курдского населения, так и на развитие нефтяной отрасли Ирака в целом. Так, по состоянию на март 2016 г. дефицит бюджета курдской автономии составил 460 млн долл. США (50% бюджета) по причине прекращения финансовой поддержки из Багдада. В этих условиях региональное руководство приняло решение реализовать план «обмена нефти на кредиты», согласно которого было привлечено около 800 млн долл. США от турецких (компания Genel) и норвежских (компания DNO) нефтяников. Известно, что указанные компании совместно с курдской Gulf Keystone принесли в бюджет автономии 1,6 млрд долл. США прибыли.

Китайские специалисты указывают, что нестабильная ситуации в регионе снижает интерес потенциальных инвесторов, т.е. местные нефтяные промыслы фактически лишены финансирования для последующего развития, которое необходимо, прежде всего, для месторождений «Так Так» и Tawke (производительность 300 тыс. баррелей/день)  По информации китайских наблюдателей указанные месторождения находятся под контролем курдских сил с середины 2015 г. Необходимость вложений в инфраструктуру и новое оборудование обусловлено вероятным снижением объемов добычи в ближайшие 2-3 года.

Китайские специалисты отмечают, что до начала активной фазы боевых действий на территории Иракского Курдистана действовало около 40 иностранных нефтедобывающих компаний, а именно: из Египта – Dana Gas; Норвегии – DNO; США –  «Эксон Мобил», HKN Energy, «Шеврон», «Марафон Ойл»;  Франции – «Тоталь»; Японии «Марафон Ойл» Mitsui OSK Line’s; Турции – Genel Energy» Великобритании – «Афрен»; Испании – «Репсол».

Представляется возможным сформировать следующий список районов разработки нефтегазовых месторождений на территории Иракского Курдистана в которых задействованы иностранные компании.

image001

* Во всех вышеперечисленных контрактах 20% находится у Правительства Иракского Курдистана.

По данным китайских источников, наибольшую активность в данном регионе развили именно турецкие нефтяники, которые получили право на распределенную добычу на 48 участках месторождений «Так Так» и Tawke, тогда как американские «Марафон Ойл» и «Мерфи Ойл» получили контракты на разработку только 4 и 2 участков соответственно. Следует отметить, что иностранные компании в 12 случаях бурения нефтяных скважин обнаруживали крупные газовые месторождения.

Кроме западных компаний, на «курдских» месторождениях работали и китайские специалисты. Так, китайская корпорация Sinopec в августе 2009 г. приобрела контрольный пакет акций швейцарской нефтяной компании ADDAX и получила контракт на производство и распределение продукции нефтяного месторождения «Так Так» (производительность 300 тыс. баррелей/день) в Иракском Курдистане. В настоящее время Sinopec контролирует 36% добычи с указанного месторождения. Кроме того, для наращивания своего присутствия в регионе руководство Sinopec в 2012 г. за 1,5 млрд долл. США приобрела у корпорации ВР 49% акций «Талисман Энерджи» (Канада) у которой уже было согласовано с властями курдской автономии право на осуществление разведки и добычи нефти.

По данным китайских нефтяников, в настоящее время на территории Иракского Курдистана функционирует более десятка нефтяных месторождений, а также ведется активная разработка новых нефтегазовых промыслов. Ко второй категории следует отнести – «Миран» (газ) «Кюрдамир» (газ/нефть) «Атруш» (нефть) «Бина Бави» (газ) «Топхана» (газ).

В отношение возврата захваченных ранее «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) нефтеносных районов известно, что в период с июня 2014 по август 2015 гг. силы курдских подразделений пешмерга полностью восстановили контроль над месторождениями «Авана Дом» и «Бай Хасан»  (производительностью 135 тыс. баррелей/день). Для сравнения отметим, что подразделения ВС Ирака смогли за этот же период восстановить контроль только над месторождением «Шайхан» (производительность 165 тыс. баррелей/день) и передать его под управление Северной нефтяной компании Ирака.

По данным СМИ КНР, на подконтрольной ИГ территории вероятно производится только 400 тыс. баррелей/день, а именно эксплуатируются месторождения Ajeel, Hamrin, Qayara, Balad, Ain Zalah, Batma, Najma.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что китайские нефтедобывающие компании намерены усилить свои позиции (в настоящее время занимают 1-е место по объемам экспорта) в Ираке и готовы бороться за новые контракты на разработку нефтяных и газовых месторождений. Так, 30 мая 2016 г. официальный Багдад объявил тендер на разработку восьми новых участков месторождений, из которых, китайские компании выиграли два и специалисты оценивают потенциальную стоимость этих месторождений в 300 млрд долл. США.

52.33MB | MySQL:108 | 0,472sec