О состоянии и перспективах нефтегазового комплекса курдской автономии в Ираке. Часть 4

В Части 1 были рассмотрены правовые аспекты нефтяного экспорта с территории курдской автономии в Ираке, а также некоторые финансовые проблемы, с которыми столкнулись зарубежные фирмы, работающие на севере этой арабской страны.

В Части 2 приведена оценка деятельности ведущих иностранных нефтедобывающих компаний, представленных на рынке Иракского Курдистана, и инвестиционного климата автономии.

В Части 3 автор подробно проанализировал позиции «Газпром нефти», ведущей геологоразведочные работы на трех курдских блоках, а также нынешнюю неоднозначную ситуацию с экспортом иракской нефти в Турцию.

В заключительной части статьи оценены перспективы экспорта природного газа из Региона Курдистан на международные рынки, а также предложены некоторые выводы.

По прогнозам, в ближайшие годы следует ожидать роста добычи и экспорта природного газа из Ближнего и Среднего Востока, в том числе из Региона Курдистана. На то есть три основные причины:

  • солидные запасы сырья;
  • близкое расположение месторождений к основным рынкам сбыта;
  • крайне невысокая себестоимость добычи.

Несколько лет назад австрийская энергетическая компания OMV и венгерская MOL подписали соглашения о покупке по 10% акций Pearl Petroleum Company, которой принадлежат 2 проекта по разработке курдских месторождений «Хор Мор» и «Чемчемал».

По прогнозам, суммарная мощность этих участков составит около 85 млн куб. м газа в сутки. Несложно догадаться, что часть указанного объема будет обеспечивать местные потребности, а остальное сырье пойдет на экспорт.

Нуждаясь в развитии газовой отрасли как самостоятельной сферы топливно-энергетического комплекса, курдская автономия могла бы создать для этого отличный задел, наладив бесперебойные поставки сырья в страны Европы.

Плюсом является то, что выгодно расположенные на территории Региона Курдистан месторождения природного газа вполне могут стать для европейских государств ценным инструментом в их стратегии диверсификации источников поставок энергоносителей.

В Европе смотрят с еще большей заинтересованностью на Регион Курдистан после того, как несколько лет назад между Европейским союзом и Ираком было подписано стратегическое соглашение об энергетическом партнерстве.

Как прописано в документе, стороны намерены укрепить сотрудничество в ряде областей, включая энергетическую безопасность и разработку месторождений природного газа.

ЕС ожидает от Ирака того, что эта страна скоро станет важным поставщиком природного газа и энергетическим мостом, соединяющим Ближний Восток, Средиземное море и ЕС. В дополнение к этому, газовые поставки из Ирака ( в том числе из курдской автономии) помогут в какой-то степени снизить пресловутую зависимость Европы от российского «голубого топлива».

Однако амбициозным планам Эрбиля вряд ли суждено сбыться в обозначенные сроки. Дело в том, что в Ираке добыча газа является малоразвитой отраслью и нынешняя обстановка отнюдь не идеальна для осуществления проектов подобного размаха.

Напомним, что долгое время Европе не удавалось решить вопрос о наполняемости нашумевшего газопровода «Набукко», так как единственный законтрактованный поставщик Азербайджан был не в силах обеспечить поставки газа в нужном объеме, а договориться со центральноазиатскими странами в лице Туркменистана, Казахстана и Узбекистана не так просто.

Однако газ удалось найти в Регионе Курдистан, власти которого согласились заполнить трубу в объеме, достаточном для запуска магистрали к 2015 году. Тем не менее «Набукко» так и остался нереализованным.

Как уверяют в Эрбиле, на данный момент крдская автономия в состоянии поддерживать некоторые из стратегических потребностей Европы, испытывающей необходимость диверсифицировать свои источники импорта газа и поставлять природный газ, особенно при помощи расширения использования газовых турбин комбинированного цикла для выработки электроэнергии.

Говоря о юридических основах иностранного инвестирования в газовые проекты Региона Курдистан, а также о потенциально возможных в результате этого правовых рисках, необходимо отметить, что с октября 2006 г. инвестирование в иракские нефтегазовые проекты стало весьма затруднительным из-за нового закона об иностранных инвестициях.

Связано это, прежде всего, с тем, что, согласно принятому в 2006 г. закону об иностранных инвестициях, с одной стороны, зарубежным инвесторам предоставляются аналогичные права участия в совместных проектах, что и местному бизнесу, однако с другой – иностранцы лишены прав на приобретение в собственность земли, необходимой для ведения деятельности на том или ином нефтегазовом участке.

Справедливости ради стоит отметить, что до сих пор не принятый в Ираке рамочный закон об углеводородах предусматривает ряд форм инвестирования. Прежде всего, соглашение о разделе продукции.

Таким образом, Ирак намерен предоставлять инвесторам на возмездной основе и на определенный срок исключительное право на разведку и добычу газа на указанных в соглашениях участках. Инвесторы должны проводить работы за свой счет и делить произведенную продукцию с другими участниками соглашения.

В документе также предусмотрен механизм концессии (способ приватизации, при котором частный инвестор за фиксированную плату или процент от прибыли получает право разрабатывать указанное месторождение).

В то же время некоторые положения законопроекта вызывают споры внутри Министерства нефти Ирака. Государственники считают прописанные в нем нормы невыгодными для страны, утверждая, что инвестиции можно привлекать на более щадящих условиях.

Согласно иракскому законодательству, иностранные инвесторы могут претендовать на различные налоговые льготы в зависимости от рода и отрасли их хозяйственной деятельности.

Казалось бы, действующее законодательство Ирака обеспечивает защиту иностранным инвесторам от экспроприации их собственности.

Так, ст. 23 Конституции Ирака запрещает любую экспроприацию за исключением случаев, представляющих «общественный интерес» и только при условии «справедливой компенсации». Однако реализация этого конституционного положения будет зависеть от соответствующего закона, который пока не принят.

Иракскому парламенту не удается принять закон, который так ждут потенциальные иностранные инвесторы. Процесс тормозят серьезные разногласия, сложившиеся внутри разношерстного депутатского корпуса. Межконфессиональные, а также этнические проблемы осложняются противоречиями внутри отдельных групп, сформированных по этим признакам.

Тем не менее работа в этом направлении все-таки ведется. Комитет по пересмотру Конституции Ирака официально назвал свои рекомендации относительно конституционных поправок. Однако он оставил решение многих вопросов, включая распределение доходов от экспорта газа, на усмотрение политических лидеров, которые разрешат их в интересах государства и смогут гарантировать соблюдение прав всех сторон.

Представители Региона Курдистан в Комитете выступали за право региональных властей заниматься вопросом распределения нефтегазовых доходов. Сунниты и шииты, в свою очередь, поддерживали идею контроля над получением и распределением доходов со стороны центрального правительства.

Помимо названных нормативных актов, определенную «мину» для де-юре гарантированного экспорта «голубого топлива» с территории курдской автономии закладывает сама Конституция Ирака, положения которой относительно эксплуатации богатейших углеводородных ресурсов страны намеренно сделаны предельно расплывчатыми.

Становится понятным, что принципы и механизмы, посредством и при помощи которых должны собираться и распределяться доходы, все еще остаются спорными. Тем не менее большинство зарубежных обозревателей сходятся во мнении, что юридическая форма справедливого распределения доходов решающе важна для экономического процветания и политической стабильности Ирака в будущем.

Таким образом, при осуществлении экспорта газа из Региона Курдистан потенциальным инвесторам следует учитывать тот факт, что им, вероятнее всего, придется столкнуться со значительными трудностями на этапе создания и запуска своих проектов, поскольку правовая система серьезно запутана и зачастую не кодифицирована.

В Ираке не сформировано единое правовое пространство. Вызывает опасение еще и тот факт, что на сегодняшний день Ирак и многие государства не связывают какие-либо действующие юридические договоренности по защите капиталовложений.

Надо сказать, что де-факто экспорт газа из Региона Курдистана так же осложнен кроме правовых, еще политическими и экономическими рисками. Ожидать же улучшения ситуации в ближне- и среднесрочной перспективе по ряду объективных причин не приходится.

Несмотря на конкуренцию за европейский рынок, Эрбиль планирует использовать Иран для прокладки своих азиатских газопроводов. В результате Тегеран получает неплохой шанс наладить отношения с собственными курдами, которые тесно связаны с М.Барзани, а также сделать из своего нефтегазового визави союзника.

В конце 2015 года РегПК всерьез планировало налаживать «газовые мосты» с Турцией. Так, экономический советник в Региональном правительстве Курдистана Б.Ханси заявил, что власти курдской автономии планируют начать поставки природного газа в Турцию к концу 2016 года.

По его словам, сейчас в регионе запасы разведанного газа составляют порядка 45 млрд куб. м, но, по оценкам правительства региона, предполагаемый объем всех запасов может достигать 5,7 трлн куб. м.

Помимо этого, чиновник отметил строительство 3 новых нефтеперерабатывающих заводов для удовлетворения потребностей Региона Курдистан и всего государства в топливе.

В конце марта с.г. появилась информация о том, что Ирак впервые в истории осуществил экспорт газового конденсата.

По заявлению представителя иракского Министерства нефти А.Джихада, компания Basra отправила на продажу первую партию сырья объемом примерно в 300 куб м.

Судно с газом вышло из южного порта Умм-Каср 20 марта с.г. О  стоимости груза и покупателе иракский чиновник не сообщил, но сказал, что подобные поставки «голубого топлива» продолжатся.

Проведенный анализ состояния и перспектив нефегазового сектора Региона Курдистан позволяет прийти к важным выводам.

Первое. В напряженном и малоэффективном многолетнем диалоге между Багдадом и Эрбилем по поводу распределения денежных средств от сбыта курдских углеводородов вдруг наметилась позитивная нотка. Ухудшение отношений Региона Курдистан с Турцией, куда идет большая часть иракской нефти, способствовало тому, что РегПК стало налаживать отношения с центральным правительством Ирака.

Второе. Без иностранных компаний, которые постоянно требуют соблюдения их законных прав, нефтегазовой промышленности курдской автономии не обойтись. Регулярные задержки выплат зарубежным подрядчикам, которые практикуются в Ираке на фоне снижения цен на нефть, войны с террористами «Исламского государства» (запрещено в России), отнюдь не на руку ни Эрбилю, ни Багдаду, поскольку и тот и другой всерьез планируют увеличить нынешние показатели добычи и экспорта «черного золота»и нефти, и газа.

Третье. Идея о диверсификации внешних поставок нефти и газа с территории курдской автономии лоббируется Тегераном, поскольку факт транзита через его территорию иракской нефти и газа позволяет Ирану получить статус одного из ключевых транзитных государств региона, наряду с Турцией. Это усилит иранские позиции в глазах Турции и Сирии.

Четвертое. Залежи нефти  и газа в курдских месторождениях могут быть сильно преувеличены, поскольку громкие цифры нужны представителям Региона Курдистан в первую очередь для привлечения большого количества иностранных компаний, готовых, невзирая на имеющиеся риски, осуществлять геологоразведку, производство и экспорт курдского сырья, тем самым помогая автономии выжить в непростых экономических реалиях последних двух лет.

Пятое. Несмотря на то, что чуть более трех месяцев назад Ирак начал танкерным способом экспортировать газовый конденсат, перспективы поставок «голубого топлива» с месторождений Региона Курдистан весьма туманны.

Что касается озвученных Эрбилем планов сбывать через территорию Турции на европейский рынок сначала 10 млрд куб. м газа, а затем вдвое больше к началу 2020 года, то они весьма амбициозны и малореализуемы.

Прокладка газопровода в азиатском направлении через иранскую территорию может столкнуться с финансовыми трудностями. В нынешней ситуации на глобальном нефтяном рынке, когда цены на «черное золото» все еще не поднялись до комфортного уровня, Иран не имеет должного объема денежной массы, чтобы самостоятельно «потянуть» строительство дорогостоящего газотранспортного проекта.

В свою очередь, курдская автономия в Ираке ввиду крупной задолженности перед иностранными нефтедобывающими компаниями и дефицитного бюджета не в силах оперативно осуществить капиталовложения, требуемые для запуска магистрали.

Шестое. Дальнейшее развитие нефтегазового сектора Региона Курдистан будет полностью зависеть от дальновидности местных властей. Маневрируя между Багдадом, Анкарой, Тегераном и рядом других игроков Эрбиль может угодить в свой же капкан, поскольку на Ближнем и Среднем Востоке особенно актуален мудрый принцип большой политики – у стран нет постоянных друзей, а есть лишь постоянные интересы.

В данном случае энергетические интересы курдской автономии не волнуют никого, кроме самого Эрбиля. Другие игроки, так или иначе вовлеченные в эту «нефтяную и газовую игру», озабочены лишь собственной выгодой геополитического и экономического характера. Руководству Региона Курдистан необходимо всегда помнить об этом.

52.26MB | MySQL:103 | 0,496sec