Размышления о теракте в аэропорту Стамбула

Члены группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) могли быть исполнителями теракта в аэропорту Стамбула. Об этом сегодня заявил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, прибывший в Стамбул на место взрывов. «Первоначальные данные, которые сейчас есть у следствия, указывают на то, что теракт совершила группировка ИГ. Террористы прибыли в аэропорт на такси, открыли огонь, а потом подорвали себя», — заявил он. Б.Йылдырым также указал, что «упущений с точки зрения мер безопасности в аэропорту не было». Таким образом, если «при правильных действиях службы безопасности погибло полсотни человек», остается только догадываться о том, сколько жертв было бы в случае «неправильных действий». Но, справедливости ради надо сказать, что вопреки распространенному мнению обывателей, аэропорт в любом случае это не крепость, и обеспечить на таком объекте стопроцентную безопасность пассажиров от открытого вооруженного нападения просто невозможно по определению. Но сейчас не о действиях службы безопасности, а в том, кто мог совершить этот теракт. Однозначные заявления турецких чиновников о причастности к этому теракту «Исламского государства»  в данном случае надо рассматривать как дань нынешней внешнеполитической тенденции Анкары, которая пытается позиционировать себя как исключительно борца с игиловским терроризмом. Раньше с такой же скоростью все резонансные теракты списывались исключительно на курдских боевиков. Причем турецкие власти совсем не смущали факты того, что террористы подрывали именно прокурдские митинги. Вообще заявка о причастности ИГ к данному инциденту необходимо рассматривать в контексте террористических проявлений этой группировки в прошлом. Таковых было два — это резонансные подрывы прокурдских и оппозиционных митингов. При этом никто на себя ответственность не брал, что для ИГ вообще нетипично. Эта группировка охотно приписывает себе ответственность за все террористические проявления, которые ей выгодно по тем или иным причинам брать на себя, даже если она их и не совершала. В Турции ИГ не взяла ответственность на себя ни за один теракт. Заявлять о том, что в данном случае теракты совершили сторонники ИГ, даже и не опознав трупы смертников и не дождавшись официальных заявлений на эту тему от самой группировки, вообще непрофессионально.

В этой связи возникает вопрос, а зачем это надо ИГ? Турецкая территория исправно продолжается использоваться как тыловая база этой группировки. Через нее идет основной поток добровольцев и материально-технического снабжения. Отношения Дохи, которая является основным спонсором ИГ, и Анкары в общем-то по-прежнему крепки. По крайней мере, никаких угрожающих этому альянсу видимых сигналов сейчас не видно. Организация такого теракта в принципе должно свидетельствовать не просто о резком обострении отношений между двумя этими партнерами, а о серьезном кризисе. Теракт в Стамбуле сродни по объему воздействия на власти со взрывом российского самолета над Синаем — таким образом обычно предупреждают ту или иную страну о каких-то ее «неправильных действиях». Если иметь в виду послание президента Турции  Р.Т.Эрдогана к президенту России В.В.Путину с «извинениями» за сбитый самолет, то во-первых, слишком уж оперативно сработано, а, во-вторых, от этого письма до практических действий, которые могли бы теоретически угрожать тому же ИГ или Катару, слишком длинная дистанция. Обратим внимание, что сторонники ИГ никогда не совершали теракты в Турции против правительственных целей или ключевых секторов экономики. Они действовали исключительно по оппонентам Р.Т.Эрдогана, явно стараясь запугать их. В  случае с терактом в аэропоту в Стамбуле мы имеем дело с атакой на туристический сектор, который и так переживает не самые лучшие времена. Оговорка про ИГ вместо курдов в данном случае символична — турецкий президент решил потихоньку возвращаться к теме заключения с курдами перемирия. И даже опала двух основных сторонников возобновления диалога с РПК в лице уже бывшего премьер-министра А.Давотоглу и директора МИТ Х.Фидана в данном случае ничего не меняет. Здесь основные разногласия между ними были не в нужности этого шага, а в сроках. Кстати, само упоминание ИГ в официальных пресс-релизах может свидетельствовать и подготовке общественного мнения к возможной ограниченной интервенции на север Сирии. Примирение с Россией — это тоже часть этого плана, дабы избежать прямой конфронтации с российскими ВКС в этом случае. Такого мнения придерживаются американцы. Но создать фон и совершить операцию вторжения при явном противодействии собственных военных со всеми сопутствующими рисками внутриполитического характера — это не одно и то же.

Те, кто атаковал аэропорт, таким образом, метили в туристов. По нашей оценке, это сейчас выгодно только одной силе — курдам. И очень возможно, что за этим смогут стоять и спецслужбы той же Сирии, которые активно работают над сохранением нужного «градуса» дестабилизации у своего основного регионального противника. Напомним, что около месяца назад в г.Камышлы при активном, но негласном содействии сирийских спецслужб курдами была создана новая организация, которая объединяла и координировала действия боевиков не только из числа курдских групп типа «Соколы Курдистана», но и в первую очередь маоистские и левацкие группировки в самой Турции. И целью этой новой группы как раз провозглашались атаки на государственные и военные объекта, а также транспортную инфраструктуру. Кстати, турецкие леваки, как и сторонники ИГ, охотно использую террористов-смертников. Так что в этом случае пока мало, что указывает на ИГ , и очень много — совершенно на другие силы. Поэтому призываем не делать скоропалительных выводов, и немного подождать.

52.1MB | MySQL:103 | 0,493sec