Об американо-российских договоренностях по более тесному взаимодействию в Сирии

Информация о готовности США наладить с Москвой более тесное взаимодействие на сирийском направлении стало суммарным итогом в общем-то тупиковых действий Вашингтона в последнее время. Мы имеем в виду, прежде всего, очередной провал попыток Пентагона создать некую вразумительную альтернативу исламистскому сегменту в рядах противников режима Б.Асада. Не секрет, что именно военное руководство США выступает в качестве основного противника сближения с Россией на сирийском треке. Причин в данном случае много: начиная от традиционного недоверия американских военных к сильному конкуренту и заканчивая опасениями утерять ореол главного победителя «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Борьба за выбор правильного тренда в отношениях с Москвой шла в Вашингтоне последний месяц, и предложение президента Б.Обамы об условиях координации стало компромиссным итогом этого. Несомненно, что не последнюю роль в конечном выборе сыграл очередной провал американских военных в Бу-Кемале. Выяснилось, что с таким трудом и большими финансовыми издержками подготовленная «умеренная» оппозиция в принципе ничего реального противопоставить сторонникам ИГ не в состоянии. Контуры будущего взаимодействия с Россией, что само по себе означает без всяких натяжек просто крупную дипломатическую победу Москвы, грубо говоря выглядят следующим образом: Москва обязуется не бомбить лояльные США силы в лице, прежде всего, Новой сирийской армии (НСА) и аффилированных с ней оппозиционных групп. В обмен Вашингтон готов поддержать «совместными авиационными ударами»  усилия по ликвидации инфраструктуры «Джебхат ан-нусры» (запрещена в России). Про ИГ в данном контексте вообще говорить излишне, это само собой разумеющийся момент. Сейчас основной пункт противоречий между Москвой и Вашингтоном пролегает как раз по линии действий в отношении даже не «Джебхат ан-нНусры» (эта группа входит в число террористических по списку Минюста США), а в отношении «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-ислам», которых американцы упорно отказываются признавать террористическими организациями. Если условия сделки будут подразумевать даже не признание, а, по крайней мере, «закрытие глаз» на нанесение ударов российской авиацией по позициям этих групп, которые активно сотрудничают с той же «Джебхат ан-нусрой», то это будет означать очень серьезный дипломатический и политический успех Москвы. А если еще проще — переход ситуации в Сирии на новый качественный уровень с фактическим созданием условий для нейтрализации турецко-саудовского влияния в этой стране. Указанные две «спорные» группы противников режима Б.Асада во многом, если не во всем, зависят от помощи именно Анкары. Послужит ли фактор нормализации отношений между Москвой и Анкарой ослаблению такого кураторства, сказать сложно. По всей видимости, нет, поскольку это будет означать сворачивание всех планов турецкого руководства на этом направлении с утерей пропорционально и своего влияния в Сирии. Как представляется, Анкара на это вряд ли пойдет. На эту тему существуют и иные мнения, о которых уместнее поговорить в связи с анализом последнего по времени теракта в Стамбуле.

Вернемся сейчас к предполагаемой сделке с американцами. Отметим, что наши предыдущие выводы о том, что Вашингтону просто нечего будет противопоставить российским авиаударам по силам, которые не присоединяются к перемирию и официально не дистанцируются от той же «Джебхат ан-нусры», сработали в полной мере. «Детские» дипломатические комбинации госсекретаря США Дж.Керри «о растущих настроениях в Госдепартаменте в пользу бомбардировок Дамаска по примеру Югославии», в общем-то просчитывались изначально и свидетельствовали более о панике, нежели чем о чем-то серьезном. Констатируем главное — американцы по-прежнему испытывают крайний дефицит лояльных себе боеспособных сил оппозиции, которые бы в отличие от курдов, могли бы противостоять Б.Асаду и исламистам в общесирийском масштабе. Отсюда и готовность к вынужденному компромиссу с Россией. Теперь о «подводных камнях»  предполагаемой сделки по Сирии. Это, прежде всего, вероятность перехода отрядов той же «Джебхат ан-нусры» в те районы, которые США предполагают сделать «закрытыми» для действий российской авиации. В консультациях с американцами следует четко обозначить этот момент с алгоритмом действий на такой случай. Совершенно однозначно необходимо оговорить, что Идлиб остается при всех вариантах открытым для действий российских ВКС. Что же касается Алеппо, то в данном случае должен действовать принцип «кто не спрятался, я не виноват». Должна быть четко оговорена невозможность нанесения каких-то избирательных ударов. Те, кто не поддерживают «Джебхат ан-нусру», должны четко заявить об этом и отойти подальше от опасного соседа. Только при таких условиях можно ожидать какого-то прогресса от этой сделки. Основным ее моментом помимо чисто политического успеха необходимо и полагать «дожимание» американцев для окончательного определения «плохих» и «хороших» среди оппозиционеров, что, во -первых, четко определит противника, а во-вторых, позволит оптимизировать формат женевских переговоров. Общий фронт против «Джебхат ан-нусры», которая является становым хребтом сопротивления сирийскому режиму может привести к решению очень важной задачи — минимизации и резкому ослаблению исламистского сегмента вооруженной оппрзиции, что резко укрепит позиции сирийской армии и ее союзников. Одновременно участие американских ВВС в ударах по сторонникам «Джебхат ан-нусры» минимизируют возможность применения последними систем ПЗРК. В противном случае это вызовет уже более решительную и жесткую реакцию Вашингтона. При этом надежды американцев на создание некой системообразующей светской силы на «закрытых» территориях, на наш взгляд, выглядят излишне оптимистичными. По нашей оценке, ситуация в Сирии уже предельно ясна: есть три центра силы – режим Б.асада, просаудовские группы во главе которых стоит «Джебхат ан-Нусра» и ИГ. Все остальные мечутся между тремя этими центрами и к самостоятельным действиям в общенациональном масштабе не пригодны. Курдов считать общенациональной силой нельзя, они могут решать только локальные задачи на севере страны. Причем ИГ будет постепенно сходить на нет. В Эр-Рияде и Дохе несомненно расценят такую сделку, как очередное предательство Вашингтона. Если только не предположить, что в период недавнего визита наследника наследного принца КСА Мухаммеда бен Салмана в США с ним не были обсуждены основные контуры этой сделки и не определены «лакуны», в которых «Джебхат ан-нусра» могла бы продолжать действовать. Это покажет развитие событий. Мы же остаемся пока на точке зрения того, что Вашингтон все-таки решился на максимальное ослабление исламистского сегмента сопротивления в попытке на этом фоне создать какую-то управляемую и светскую силу.

 

52.28MB | MySQL:103 | 0,639sec