Алжирское руководство втягивают в борьбу против «партии СМИ»

Во второй половине июня алжирское руководство усилило свой курс по подавлению независимых СМИ. Так, 22 – 25 июня были помещены под стражу двое представителей руководства независимого телеканала KBC (его непосредственный глава Мехди Бенаиссе, программный директор Риад Хартуф) и работница Министерства культуры АНДР Нура Неджайи, ответственная за выдачу разрешений на деятельность телеканалов.

Помещение KBC при этом было опечатано, а работа данного канала – парализована.

28 июня власти АНДР объяснили это подготовкой к ожидаемой вскоре полной ликвидации частных телеканалов, «не имеющих официальных разрешений на свою работу».

Примечательно, что этому предшествовало давление властей на газеты. В частности, еще в 2015 г. алжирские власти заявили о намерении закрыть оппозиционное издание «Эль-Хабар». Для видимости соблюдения законности были подкорректированы существующие законы о СМИ по части финансирования и в том числе от рекламы и др.

Соответствующее давление в последние дни осуществляется и против другой оппозиционной газеты – «Эль-Ватан», журналисты которой ранее неоднократно задерживались властями. Но сейчас речь идет о блокировании полицией редакции данного издания, произошедшего практически синхронно с арестом руководства канала KBC, что затруднило его сотрудникам, которые не смогли попасть на свои рабочие места, дальнейшую работу.

Ответом на это стали соответствующие заявления целого ряда местных и зарубежных журналистов, правозащитников и политиков, в которых они выразили поддержку редакции «Эль-Ватан» и возмущение относительно действий алжирских властей.

Так, Национальный союз журналистов (SNJ) заявил, что в данном случае «очевидно решение, исходящее не из полиции, блокировавшей здание редакции «Эль-Ватан» под самыми незначительными предлогами, а из высших эшелонов власти страны, недовольных материалами этой газеты».

Одним из самых ярких стало интервью главы североафриканского бюро организации RSF («Репортеры без границ») Ясмины Кача, в котором они сказала следующее: «Мы очень обеспокоены ситуацией с происходящей вокруг «Эль-Хабар» и «Эль-Ватан» ситуацией. Алжирские власти объясняют возникшие у них трудности с тем, что они не получили установленного разрешения на свою работу. Пусть тогда они дадут им на это время.

В противном случае это выглядит целенаправленной борьбой на уничтожение независимых СМИ, публикующих критические материалы по отношению к правящему режиму. о чем дополнительно свидетельствует скорость и агрессивность, с которой они действовали».

Данные действия не остались незамеченными и Международной федерацией журналистов, осудившей «эскалацию запугивания, осуществляемую властями страны против независимых средств массовой информации».

Ее представители также выразили возмущение по поводу «развития в Алжире климата цензуры, специально нацеленного против независимых СМИ. Это целенаправленное устрашение отражает стремление властей полностью запретить критику и свободу выражения мнений в Алжире».

Следует заметить, что ранее подобные факты не оставались незамеченными за рубежом, что, в частности, нашло отражение в ежегодном страновом отчете Государственного департамента США по Алжиру. Подобные доклады Госдеп публикует ежегодно применительно к каждому государству мира, акцентируя внимание на соблюдении властями демократических свобод и прав человека. В частности, в выпущенном в апреле 2016 г. документе власти АНДР как раз подверглись достаточно жесткой критике за «давление на независимые СМИ».

Как показывает ситуация последних недель, соответствующий «намек» алжирское руководство то ли не поняло, то ли не пожелало увидеть.

Какие цели в данном случае преследуют алжирские власти? Стремление, чтобы журналисты не поднимали «скользкие» вопросы относительно ситуации в стране, как экономические, так и политические. И, судя по всему, представители правящего режима АНДР действительно опасаются влияния «партии СМИ» на умонастроения простых алжирцев.

Также имеет место быть и «скрытая война» с поддержкой СМИ влиятельным олигархом Исаадом Ребрабом, являющимся негласным и пока еще «неоформленным» претендентом на власть в стране.

Однако втягиваясь с ним в подобное противостояние, представители алжирских властей одновременно оказываются в роли проигравших. Во-первых, для того, чтобы надежно перекрыть каналы поступления независимой информации, недостаточно лишь закрыть оппозиционные СМИ, которые могут переехать за рубеж, например, во Францию или Канаду и продолжать работать, используя довольно многочисленную корреспондентскую сеть, имеющуюся у них в Алжире.

Во-вторых, следуя логике алжирских властей, для реализации этих замыслов им неизбежно придется замахнуться на интернет в целом, поскольку информация о ситуации в стране поступает не только через СМИ, но и социальные сети.

Но, как показывает ситуация Египта периода свержения его бывшего лидера Хосни Мубарака, а также нынешнего Ирана, полностью перекрыть Всемирную паутину или даже установить над ней надежный контроль оказывается крайне сложной технически задачей.

Кроме того, это несет для алжирского правящего режима еще большие издержки, чем от его свободного существования, поскольку такая изоляция не отвечает интересам Алжира, демонстрирующего готовность развивать более активно отношения со странами Запада. В противном случае его руководство своими же руками поддержит представителей условного «антиалжирского блока» среди тех же американских демократов, представители которых недовольны «наступлением правящего режима на демократические свободы».

Более того – отвечая репрессиями оппозиционным изданиям, алжирские власти сами же дают козыри одному из своих главных оппонентов – Исааду Ребрабу для соответствующей агитации в США и других западных странах относительно «необходимости изменения стремительно деградирующего алжирского режима».

И впоследствии такая политика может привести к серьезным политическим поражениям властей АНДР.

Как бы там ни было, уже сейчас своими действиями они заметно подпортили свой имидж, восстановить который будет сложно. Соответственно, оппозиционеры, использующие в качестве рупоров «независимые СМИ», пытаются развить этот успех, чтобы обратить на проблему более внимательное отношение со стороны западных стран.

Примечательно, что данную ситуацию уже попытались обратить себе на пользу оппозиционные алжирские политики. Один из них, Джамель Зенати, бывший депутат национального парламента и лидер проберберской партии ФФС, заявил о своей обеспокоенности ситуации вокруг «Эль-Ватан», чья «команда заслуживает большой благодарности за свою борьбу против несправедливости каждый день, несмотря на риски и ограничения».

52.28MB | MySQL:103 | 0,586sec