О военно-техническом сотрудничестве Китая и Пакистана и попытках Турции составить конкуренцию

В свете усиливающейся модернизации Вооруженных Сил Индии официальный Исламабад также предпринимает шаги по повышению боевых возможностей родов и видов пакистанской армии. Следует отметить, что в этом процессе деятельную поддержку пакистанским военным оказывают специалисты из Китая и КНДР. Одним из примеров активного сотрудничества Пекина и Исламабада в области создания ракетно-ядерного паритета с Индией является поставка первой партии колесных тягачей WS-21200 (колесная формула 16х16) производства китайской компании Wanshan Special Vehicle Company, входящей в состав Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации. В разработке WS-21200 также принимали участие специалисты филиала корпорации, расположенного в городе Тайань (пров.Шаньдун, КНР).

Известно, что данные тягачи предназначены для перевозки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) тяжелого класса типа «Дунфэн-41» и перспективных «Дунфэн-51». Примечательно, что меморандум о взаимопонимании по поставке рассматриваемых транспортных средств был подписан между ВС Пакистана и «Китайской экспортно-импортной компанией высокоточного машиностроения» еще в 2012 г. Однако, в 2011 г. северокорейские машиностроители (при  технической поддержке белорусских специалистов) смогли предложить официальному Исламабаду тягач WS-51200 с колесной формулой 12х16.

По данным СМИ КНР, именно вышеуказанный тягач принят на вооружение Корейской Народной Армии и предназначен для перевозки МБР KN-08 и KN-14. Основное отличие  китайского транспортного средства состоит в повышенной проходимости, поскольку четвертая и седьмая оси являются поворотными и на них также распределен крутящий момент. Негативным моментом является повышенный центр тяжести и увеличенный вес мобильной пусковой установки, однако это не относится к критичным замечаниям, поскольку пакистанские военные будут осуществлять перевозку и пуск баллистических ракет средней дальности «Шахин-3» (дальность пуска 2750 км.).

Кроме переоснащения подразделений ракетных войск, китайские специалисты активно содействуют в модернизации авиационной техники и системы авиабаз ВВС соседней страны.

По информации СМИ КНР, на авиабазах ВВС Пакистана, расположенных в юго-восточной части страны осуществляется строительство серии железобетонных ангаров для размещения самолетов истребительной авиации: F-16, JF-17, J-7 которые входят в состав 16-ого, 26-ого и 36-ого полков тактической авиации ВВС Пакистана. Разработку современных укрепленных ангаров осуществляли китайские военные инженеры, которые учли печальный опыт некоторых арабских стран, полученный в ходе вооруженных конфликтов с Израилем, а также возможности американских бетонобойных боеприпасов типа GBU-28 и GBU-37, применявшихся ВВС США в Ираке в рамках операции «Буря в пустыне».

Следует отметить, что ВВС Пакистана не разрабатывали строительные нормы для возведения подземных укрепленных инженерных сооружений.   Китайские специалисты полагают, что проводимые работы это лишь временная мера, поскольку отдельные одиночные железобетонные ангары с толщиной верхнего перекрытия 1,5 м все равно представляют собой идеальную цель для корректируемых по лазерному лучу или спутниковому каналу бетонобойных бомб.

Кроме того, Пекин и Исламабад активно сотрудничают в области беспилотной техники, которая активно используется ВС ведущих стран мира и региона в операциях по борьбе с международными  террористическими группировками.

По данным СМИ КНР, ВС Пакистана планируют приобрести партию разведывательно-ударных БЛА CH-4 в комплект вооружения которых будут входить:

– противотанковый управляемая ракета класса «воздух-поверхность» с лазерным наведением «Синий меч-7». Позволяет поражать тяжелую бронетехнику на дальности до 7 км. и входит в состав вооружения вертолетов армейской авиации НОАК;

–корректируемые авиабомбы TG-100 (сочетание инерциальной/GPS/лазерной систем наведения) Данный авиационный боеприпас создан специалистами корпорации НОРИНКО под обозначением LT-100 в трех модификациях, которые предназначены для оснащения самолетов истребительно-бомбардировочной авиации, вертолетов и БЛА;

– противотанковые управляемые реактивные снаряды (ПТУР) AR-1. Данные ПТУР являются копией американского «Хэлфайр» и приняты на вооружение Сухопутных Войск НОАК под обозначением «Красная стрела 10».

Известно, что в секторе БЛА свою продукцию пакистанским военным предлагают и предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Турции, однако для продвижения этой продукции  необходимы примеры успешного применения, как самих аппаратов, так и систем вооружения.

По информации СМИ КНР, ВС Турции впервые успешно применили корректируемую авиационную бомбу MAM-L  (вес 22,5 кг., вес боевой части 10 кг., дальность пуска 8 км.), которая предназначена для оснащения разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата «Байрактар-ТВ2».

По данным китайских спецслужб турецкие оружейники планируют поставлять официальному Исламабаду как указанные БЛА, так и тяжелые «Анка» и сверхлегкие «Байкар», которые при весе 4,6 кг способны находится в воздухе в течение 1 часа и совершать полеты на дальность 15 км. Известно, что последние из БЛА активно используются подразделениями разведки ВС Турции с 2007 г.

С учетом вышесказанного следует отметить, что военно-техническое сотрудничество Китая и Пакистана расширяется с появлением в номенклатуре китайского ОПК отработанных и надежных образцов вооружений и военной техники. Очевидно, что турецкие оружейники пытаются составить конкуренцию китайским производителям, у которых налажено тесное сотрудничество с официальным Исламабадом.

Кроме того, Пакистан является необходимым элементом прикрытия взаимодействия между Пекином и Пхеньяном в вопросе развития ракетно-ядерной техники. В этих условиях представляется возможным предположить, что, в основном, результаты конкурентной борьбы между ОПК Турции и Китая будут отрицательными для Анкары.

Перспективы турецких оружейников на пакистанском рынке достаточно туманны, поскольку, кроме устойчивого и взаимовыгодного военно-политического и военно-технического сотрудничества Исламабад связан с Пекином стратегическим проектом «Китайско-пакистанского экономического коридора» – крупнейшим инвестиционным планом развития экономики за всю историю Пакистана.

 

52.21MB | MySQL:103 | 0,461sec