Размышления о теракте в стамбульском аэропорту и его заказчике

Сейчас в отношении резонансного теракта в стамбульском аэропорту больше вопросов, чем ответов. Турецкие власти уверены, что в данном случае налицо действия пресловутого «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). По первичным данным, которые мы узнаем только из СМИ, что должно навевать изрядную долю осторожности к такой информации, в организации атаки замешаны восемь человек. На данный момент полиции удалось задержать одного, а еще четверо объявлены в розыск. Участники подрыва якобы являются уроженцами Дагестана, Киргизии и Таджикистана. Организатором всей операции обозначен выходец из Чечни А.Чатаев, который, по информации некоторых СМИ, уже арестован . Всего уже арестовано порядка двадцати человек в Стамбуле и Измире. Пока рискнем предположить, что правоохранительные органы действуют в большей степени по наитию и широким бреднем задерживают всех известных им сторонников или эмиссаров ИГ в Турции. Это собственно известный алгоритм действий турецких силовиков, который они задействуют на регулярной основе после любого теракта. Больше половины задержанных, правда, после этого приходится отпускать. При этом само ИГ по поводу своей ответственности глухо молчит. Что мы знаем про Ахмеда Чатаева? Он раньше работал на Доку Умарова, лидера преступной организации «Имарат Кавказ», и вместе с ним пребывал в Панкиссии на территории Грузии. После смерти  Д.Умарова перебрался в Европу. Утверждается, что в тот период времени он вступил в ИГ. В данном случае требуется определенное пояснение. Собственно, и знаменитый полевой командир ИГ и зять Д.Умарова У.аш-Шишани, и многие чеченцы из Панкиссии были в свое время элементарно перекуплены на корню катарцами, которые затем использовали их в качестве одной из главной военной силы нарождающегося ИГ. В условиях прекратившегося саудовского финансирования остатки «Имарата Кавказ» представляли идеальный вариант для использования их в качестве элементарных наемников. А.Чатаев также является наемником. А если вернее — своеобразным брокером на рынке продажи услуг наемных убийц и организации резонансных терактов. И, безусловно, в этом качестве он хорошо известен турецким силовикам, которые сами кормятся с этого рынка. Так что арест А.Чатаева мог быть вызван этим обстоятельством. При этом каких-то явных улик против него у турецких следователей, как представляется, нет. Максимум — агентурная информация, которую к делу не пришьешь. Но есть один нюанс, который объясняет, почему арестовали именно А.Чатаева, а не какого-нибудь другого брокера. Их, в принципе, в Турции достаточно. Этот нюанс заключается в том, что А.Чатаев был одним из организаторов взрыва в аэропорту Домодедово, который Д.Умарову заказали грузинские спецслужбы в отместку за Южную Осетию. И теракт в Домодедово очень напоминает по схеме действия террористов в Стамбуле.

Вопрос также возникает и о причинах этого теракта. Если мы априори верим турецким спецслужбам, и считаем, что курдские сепаратисты и турецкие леваки в данном случае ни при чем, то остается одна версия. Это предупреждение со стороны того же Дохи или Эр-Рияда именно Анкаре. Такое предупреждение может иметь место только в том случае, если турецкое руководство по неофициальным каналам направило своим саудовским партнерам четкий сигнал о том, что дальнейшая поддержка с их стороны той же «Джебхат ан-нусры» (запрещена в России) минимизируется или прекращается. Напомним, что в прошлом году Анкара и Эр-Рияд заключили между собой соглашение о партнерстве в области поддержки оппозиции в Сирии, в результате чего турецкая территория стала более активно использоваться для переброски оружия и добровольцев в просаудовские группировки. Кроме того, в штабах этой группировки появились турецкие военные, которые координировали боевую активность исламистов. Они же присутствовали и в последний месяц, когда шли ожесточенные бои под Алеппо. Большие потери исламистов без достижения результата вкупе со всеми экономическими и политическими проблемами вполне могли побудить президента Турции Р.Т.Эрдогана пойти «ва-банк» и резко развернутся в своих внешнеполитических приоритетах. В этой связи восстановление отношений с Москвой несет в себе несравненно больше плюсов, включая и прекращение опосредованной поддержки курдских сепаратистов, чем туманные обещания Саудовской Аравии и Катара о каких-то экономических инвестициях, которых, к слову сказать, пока особо не видно.

Если это катарский заказ, то в данном случае речь идет не только о том, что Анкара прекращает свои игры с ИГ. Такой вариант будет означать фактический конец этого проекта в Сирии, а вслед за этим — и в Ираке. Но все гораздо сложнее. Это нормализация отношений с Израилем, который подразумевает, помимо всего прочего, разрешение на вход турецкого бизнеса в сектор Газа с пропорциональным усилением влияния на верхушку ХАМАСа. В том числе и в рамках отказа хамасистов от поддержки террористов на Синае. Это укладывается во вновь недавно провозглашенную Анкарой концепцию «о кардинальном улучшении отношений с соседями», среди которых были названы Россия, Израиль и Египет. А это означает блокирование материально-технического снабжения террористов на Синае как с моря (он осуществляется силами турок), так и со стороны Судана (там логистику доставки оружия держат хамасисты). Эта ситуация вкупе с возможным ослаблением экономической блокады сектора Газа и договоренности с бедуинской верхушкой на Синае, что сейчас пытаются сделать египетские спецслужбы, способны самым серьезным образом снизить градус напряженности на полуострове. И самое главное кардинально изменить ситуацию в Ливии не в пользу прокатарских сил.

Таким образом, констатируем, что такой резонансный теракт, а также национальность исполнителей и послужной список организатора свидетельствует о заказе со стороны весьма финансово состоятельных внешних игроков. Почерк предупреждения и вообще сама манера такие предупреждения делать очень напоминает историю с уничтожением российского пассажирского самолета над Синаем. Его, как известно, заказали именно в Дохе, поскольку сами безграмотные бедуины такого рода СВУ сделать не смогут, а тем более проплатить такой теракт. Если наши выводы верны, то в самое ближайшее время мы убедимся в охлаждении отношений между Катаром и Турцией на практике. Естественно, существует множество натяжек, о которых мы говорили выше. В частности, удивляет оперативность турецких спецслужб и безаппеляционные заявления турецкого руководства о виновнике трагедии. А также то, что предполагаемый организатор теракта (если подтвердиться информация об его аресте) своевременно не покинул Турцию.

 

52.18MB | MySQL:103 | 0,508sec